Глава менеджмента Формулы 1 Берни Экклстоун и руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф – одни из самых влиятельных людей в Формуле 1. Журналистам официального сайта удалось вызвать их на неформальный разговор…
Вопрос: Берни, хотите вы этого или нет, в этом году Mercedes вновь выиграет оба титула…
Берни Экклстоун: Так и есть. Единственное, что может этому помешать – если оба гонщика Mercedes внезапно, по какой-либо причине, прекратят выступать в гонках. Но я сомневаюсь, что любая другая команда сможет заработать столько очков, чтобы подвинуть их в сторону.
Тото Вольфф: Подождите! У вас есть предположения, почему наши гонщики должны прекратить участие в гонках?
Берни Экклстоун: Никаких предположений, но это единственный мыслимый сценарий, при котором другая команда сможет отобрать у вас титул.
Вопрос: Перед началом 2016-го многие надеялись, что Ferrari сможет навязать борьбу Mercedes. Почему этого не произошло?
Берни Экклстоун: В Mercedes помогли им, но недостаточно!
Тото Вольфф: Берни всегда говорит, что мы им недостаточно помогаем! (смеётся) Разумеется, мы этого не делаем. В конце концов, успех зависит от людей. Верно, Берни? С правильными людьми у вас все получится.
Берни Экклстоун: Вы действительно так думаете? В этом бизнесе все зависит от слухов. Тото сказал, что в Mercedes не помогают Ferrari, и они действительно этого не делают. Он говорит правду. Я же говорю то, что слышал. И это хорошо, что они им помогли. Я говорю, что они должны помочь им немного больше!
Вопрос: Берни, вы по-прежнему критикуете Mercedes за то, что в этом сезоне они не продали Red Bull Racing свои моторы. Вы с Тото говорили об этом?
Тото Вольфф: Много раз.
Берни Экклстоун: Эти разговоры никогда не прекращались.
Вопрос: И каков был результат?
Тото Вольфф: Берни всегда хотел видеть конкуренцию между командами – это его цель. Наша же главная задача – стать лучшими. В конце концов, мы поняли друг друга: если удастся найти такое соглашение между Red Bull и Mercedes, которое не будет ограничиваться только рамками Формулы 1, тогда могут появиться шансы на поставку моторов. Мы пытались что-то сделать вместе, но, увы, этого не получилось.
Берни Экклстоун: Если бы я руководил Mercedes, то не дал бы Red Bull моторы. Я не дал бы самым сильным соперникам что-то, что может помочь им меня опередить. Это позиция команды. Но со своей стороны я вижу все иначе.
Вопрос: Если бы вы могли на месяц поменяться работой, то что бы вы изменили?
Берни Экклстоун: Ничего. Mercedes – очень успешная команда. Зачем что-то менять?
Тото Вольфф: Посмотрите, что сделал Берни за последние сорок лет: Формула 1 – главная гоночная серия в мире. Многие говорят, что знают, как сделать лучше, но это пустые разговоры. Правда заключается в том, что когда вы занимаете эту должность, то должны принимать реальные решения, и никто не справится с этим лучше, чем Берни.
Вопрос: Должны ли в Формуле 1 больше прислушиваться к болельщикам?
Берни Экклстоун: Я думал о чем-то вроде создания серии Super GP2, где многое бы зависело от гонщиков, а не инженеров, и они напряженно сражались бы друг с другом. Но не знаю, сработало бы это. Возможно, на практике идея оказалась бы неудачной.
Вопрос: Тото, в Mercedes согласились бы на подобные перемены?
Тото Вольфф: Конечно. В Формуле 1 на первых ролях всегда должны быть гонщики. Они – герои. Никто не ходит на гонки для того, чтобы посмотреть на выступление команды. Но для Mercedes Формула 1 – еще и чемпионат инженеров. Формула 1 всегда была на вершине прогресса, и технологии, применяемые в чемпионате, рано или поздно начинают использоваться в серийных автомобилях.
Вопрос состоит в том, насколько сложными должны быть эти технологии? Вероятно, сейчас они слишком сложные, и мы работаем над тем, чтобы роль гонщиков вновь возросла. Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен движутся в правильном направлении – посмотрите, скольких болельщиков они привлекают.
Вопрос: Насколько важно поддерживать миф о том, что технологии Формулы 1 используются в серийных автомобилях?
Берни Экклстоун: Я всегда говорил, что если производители хотят связать гоночные технологии и развитие серийных автомобилей, то они должны продавать в автосалонах гоночные машины. Они же их не продают, но тратят огромные деньги, чтобы быть конкурентоспособными в Формуле 1. Эти решения невозможно использовать в обычных автомобилях. У производителей нет возможности напрямую компенсировать потраченные на Формулу 1 деньги.
Вопрос: Вернемся к героям спорта, к гонщикам. В лице Макса Ферстаппена мы получили 18-летнего пилота, который оживил чемпионат своими комментариями и действиями на трассе. Подобные действия соответствуют образу героя прошлых лет?
Берни Экклстоун: Возможно. Команды, мы (FOM) и FIA разработали глупые правила, которые не дают гонщикам бороться. Мы должны позволить им бороться вновь.
Вопрос: Вероятно, Макс – сейчас самый желанный товар на рынке пилотов, но в Mercedes его упустили, поскольку в команде не было для него места…
Берни Экклстоун: Кто знал, что он станет находкой для Формулы 1? Никто. Мы видели гонщиков, которые добивались успеха в младших сериях, переходили в Формулу 1 и ничего не показывали!
Вопрос: Тото, вы знали, что Макс – исключительный талант?
Тото Вольфф: В картинге он пилотировал исключительно. Затем он побеждал в Формуле 3, где его соперником был Эстебан Окон – это о многом говорит. Но Формула 1 – это реальное испытание, и мы видим результаты. У нас просто не было возможностей для него, так что контракт с Red Bull стал для него лучшим вариантом.
Вопрос: Берни, вы всегда были близки с Себастьяном Феттелем. Начиная карьеру, он был для вас чуть ли не приемным сыном. Вы готовы взять «опеку» над Максом?
Берни Экклстоун: Никакой опеки, только если это будет 18-летняя леди! (смеется) Честно говоря, когда начинал Себастьян, у нас были изменения в правилах, которые осложнили гонщикам борьбу. Давайте посмотрим на Макса: он напористый молодой гонщик…
Вопрос: И вам это нравится?
Берни Экклстоун: Конечно. Нам нужно полтора десятка подобных гонщиков!
Вопрос: Тогда почему таких нет?
Берни Экклстоун: Я не знаю.
Тото Вольфф: Может быть, новое поколение другое. Были времена, когда с помощью денег можно было попасть в Формулу 1, но, кажется, сейчас все меняется. Не только у Red Bull есть молодежная программа. Мы тоже работаем с гонщиками, и я уже вижу пять-шесть напористых молодых пилотов. Я считаю, что в ближайшем будущем мы увидим много талантов.
Вопрос: Тото, вы не жалеете, что не заменили одного из своих гонщиков на Макса Ферстаппена?
Тото Вольфф: Нет, мы не жалеем ни о чем, что было в прошлом. Я очень высоко ценю Макса и хотел найти ему место, но с Льюисом и Нико у нас идеальная пара пилотов. Мы уже выиграли два титула, и в этом году у нас вновь хорошие перспективы. Вполне логично продолжать сотрудничество с ними.
Вопрос: Берни и Тото, есть ли темы, по которым вы никогда не сможете прийти к единому мнению?
Берни Экклстоун: Для меня такая тема – нежелание Mercedes поставлять Red Bull свои моторы. Вероятно, они никогда не согласятся. Да, я понимаю причины, и на их месте поступил бы так же. Тото в сложном положении. Возможно, в глубине души он бы и хотел поставлять моторы, но он должен действовать в интересах команды и своих собственных.
Тото Вольфф: Во всех дискуссиях на эту тему мы всегда понимали, почему у каждого из нас противоположное мнение. Если бы я был на месте Берни, то хотел бы увидеть наиболее зрелищную борьбу за титул. Я всегда это принимал, но не мог следовать по этому пути. Руководя командой, вы должны действовать в её интересах. Руководя Формулой 1, вы хотите, чтобы в чемпионате была конкуренция и развлечения. Это две совершенно разные цели.
Вопрос: Как часто вы звоните друг другу?
Берни Экклстоун: Более-менее каждый день.
Тото Вольфф: Да, более-менее каждый день. Иногда много раз в день.
Вопрос: Берни, когда вы хотите поговорить с кем-то из Mercedes, то кому звоните – Тото или Ники Лауде?
Берни Экклстоун: Тото.
Вопрос: Тото, кого вы видите своим главным соперником в следующем году?
Берни Экклстоун: Тото надеется, что у него не будет соперников. А я надеюсь на Ferrari! (смеётся)
Вопрос: Тото, ходят слухи, что Падди Лоу может перейти в Ferrari. Итальянской команде нужен человек из Mercedes, чтобы добиться успеха?
Тото Вольфф: Падди Лоу? Это новость для меня.
Вопрос: Но им нужен кто-то из Mercedes. Они уже несколько месяцев пытаются пригласить специалистов. Как вы можете оградить команду от подобных действий соперников?
Тото Вольфф: Это невозможно сделать. Если кто-то хочет уйти, он уйдет. Если сделают интересное предложение, вы не сможете их удержать. Именно поэтому я стараюсь создавать правильную атмосферу, чтобы наши специалисты даже не начинали думать об уходе. Мы всегда стараемся подписывать долгосрочные контракты.
Вопрос: И даже в случае с Падди? Разве его контракт не истекает в конце сезона?
Тото Вольфф: Я не хочу комментировать индивидуальные контракты.
Вопрос: Берни, даже когда Льюис отставал в турнирной таблице, вы готовы были поставить деньги на его победу. Сейчас Льюис лидирует в чемпионате – похоже, вы были правы…
Берни Экклстоун: Конечно, он выиграет. В этом не может быть никаких сомнений.
Тото Вольфф: Если вы выключите диктофон, я смогу высказать личное мнение… Я стараюсь как можно более нейтрально относиться к обоим своим гонщикам. Я буду рад, кто бы из них не победил.
Вопрос: Берни, мы видим, что у Себастьяна Феттеля есть определенные сложности. На ваш взгляд, в душе он на самом деле «человек Ferrari»?
Берни Экклстоун: Я считаю, что он был очень, очень счастлив в Red Bull. В Ferrari совсем другая атмосфера. Как правило, люди хотят завершить карьеру в Ferrari. Надеюсь, это не то, о чем думает Себастьян. Выступления за Ferrari подразумевают гораздо больший прессинг: вы должны принять это.
Вопрос: Берни, какими типичными чертами должен обладать пилот Ferrari? И какие из них нужны, чтобы выступать за Mercedes?
Берни Экклстоун: Выступать за Mercedes гораздо легче, чем за Ferrari, это точно. В Ferrari совершенно другая ситуация. Это самый лучший бренд в Формуле 1. Даже сейчас если спросить любого человека на улице, не болельщика, кто выиграл последний чемпионат, большинство ответит Ferrari, хотя они свой последний титул выиграли девять лет назад!
Вопрос: Берни, вы как-то сказали, что Mercedes пользуется гораздо большей популярностью, когда их гонщики врезаются друг в друга…
Берни Экклстоун: Я был бы рад, если бы это произошло и в Монце!
Тото Вольфф: Я прекрасно понимаю, чем руководствуется Берни, но был бы расстроен таким сценарием!
Берни Экклстоун: Видите, Тото никогда не соглашается! (смеётся) Давайте скажем иначе: я не хочу видеть их столкновение, я хочу увидеть победу Ferrari.
Вопрос: Тото, Берни, чему вы научились друг у друга?
Тото Вольфф: Я многому могу научиться у Берни.
Вопрос: Тото, ваша карьера в Формуле 1 стремительно развивается. У вас должен быть невероятный бизнес-план…
Тото Вольфф: Нет, вовсе нет. Все получилось достаточно забавно. Сначала открылась одна дверь, а затем совершенно неожиданно – следующая. Первую дверь открыл Берни, когда я присоединился к Williams в роли финансового инвестора. После Берни предложил идею, чтобы я принимал более активное участие в делах команды. Следующим шагом стало предложение от Mercedes…
Вопрос: Берни, вы видите в Тото человека, кто смог бы руководить Формулой 1 в будущем?
Берни Экклстоун: Да, конечно.
Вопрос: У него для этого есть необходимые качества?
Берни Экклстоун: Он был очень близок к тому, чтобы стать дилером подержанных автомобилей. Это те качества, которые необходимы! (смеется)
Вопрос: Вы давали ему советы по открытию дилерского центра по продаже подержанных автомобилей?
Берни Экклстоун: Он как раз сейчас этим занят!
Тото Вольфф: Мы думаем о создании совместного предприятия. Но только премиальные автомобили! (смеется)
Вопрос: Берни, ходят слухи, что инвестиционный фонд CVC планирует продать свои акции медийному конгломерату Liberty Media. Что это значит для Формулы 1?
Берни Экклстоун: Понятия не имею.
Вопрос: Помогут ли они открыть американский рынок, где Формуле 1 до сих пор не хватает присутствия?
Берни Экклстоун: Чтобы открыть американский рынок, нужно проводить десять гонок в Америке, дешево продавать билеты и поставить на автодроме огромное количество точек по продаже гамбургеров, но это будет уже не Формула 1. Однако если сценарий по продаже будет реализован, они смогут сделать все, что захотят!