Журналисты официального сайта чемпионата пригласили для интервью босса McLaren Group и McLaren Automotive Рона Денниса и исполнительного директора Formula One Group Берни Экклстоуна. Первый много лет руководил командой McLaren, которая выиграла множество Гран При, завоевала восемь Кубков Конструкторов и 12 чемпионских титулов, второй стоял у руля Brabham, а затем многие годы реформировал Формулу 1, превратив чемпионат в коммерчески успешное предприятие…
Вопрос: Берни, Рон, вы – легенды Формулы 1 и давно знакомы друг с другом. Вы помните день, когда познакомились?
Рон Деннис: В конце 60-х я работал с Cooper в Формуле 2 и увидел, как Берни играл в настольную игру с нашим гонщиком Йохеном Риндтом, по ходу напряженного гоночного уик-энда!
Берни Экклстоун: Ничего себе! С тех пор ничего не изменилось, я и сегодня люблю играть!
Вопрос: Рон, Берни не был героем вашей юности?
Рон Деннис: Нет, как он мог им быть? Он думал только о деньгах, а моими героями были гонщики. Я считал их гладиаторами - к сожалению, в те годы многим из них участие в Формуле 1 стоило жизни. Моим героем был Джим Кларк. В Гудвуде он выступал в трёх категориях за один день, и во всех атаковал на пределе. Джим был невероятным – потрясающая аура, талант, манера пилотирования.
Берни Экклстоун: Согласен!
Вопрос: Рон, вы никогда не хотели сами участвовать в гонках?
Рон Деннис: Нет. Я быстро понял, что это слишком опасно.
Вопрос: В сентябре исполнится сорок лет со дня смертельной аварии Йохена Риндта в Монце. Что вы можете о нём сказать?
Рон Деннис: Один момент я никогда не забуду. Это происходило во время Гран При Германии, кажется в 1967-м, на Нюрбургринге. Машины стояли на стартовом поле, до гонки оставалось несколько минут, а нашего гонщика Йохена Риндта нигде не было видно.
Меня попросили его найти. Несмотря на австрийский паспорт, он был немцем. Я нашел Йохена за боксами, он стоял с сигаретой в правом уголке рта, и никуда не торопился. С невероятным спокойствием он сказал: «Без меня они могут сделать всё, но только не объявить старт Гран При Германии!»
Берни Экклстоун: Да, бурное было время. Сегодня все процедуры расписаны по секундам, а в те годы гонка начиналась в тот момент, когда все были готовы. Однажды, в Мексике, мы задержали старт на два часа.
Рон Деннис: Я помню, гонщики не хотели стартовать из-за того, что болельщики стояли слишком близко к трассе, они были и в поворотах, и перед защитными барьерами. Потом они начали бросать бутылки, и мы почувствовали, что лучше всё же начать гонку. Сегодня, благодаря Берни, все организовано гораздо лучше.
Берни Экклстоун: Забудьте об этом, моя гонка начинается после финиша, когда я набиваю сумку деньгами!
Вопрос: Кто-то отказывался платить?
Берни Экклстоун: У нас были некоторые проблемы в Испании, но потом всё наладилось.
Вопрос: Вы действительно носили деньги в сумке? Мы же говорим о миллионах...
Рон Деннис: Конечно. К примеру, после Гран При США в Уоткинс-Глен Берни пошел в местный банк утром в понедельник, в Мексике он пересёк весь город с чемоданом денег, и запер его в сейфе гостиницы. Сегодня это кажется невероятным, но это было другое время. Не лучше, и не хуже, просто другое.
Берни Экклстоун: Помните, в Монако команды располагались на парковке подержанных машин…
Рон Деннис: Да, и механикам приходилось их раскатывать.
Берни Экклстоун: Команды, которые не выступали в те времена, сегодня не смогут это представить. Им не с чем сравнивать, чтобы понять, как хорошо сейчас всё организовано.
Вопрос: Рон, непросто было два года назад принять решение об уходе из гонок Формулы 1?
Рон Деннис: Это было нетрудно. Утром, по дороге на базу, я подумал о том, что наступил лучший момент для ухода. Команда была удивлена, но я хотел полностью сосредоточиться на подразделении дорожных машин, уделять больше времени частной жизни. Я знал, что Мартин Уитмарш, с которым я сотрудничал 21 год, станет хорошим преемником. Он сможет так же осложнить жизнь Берни, как осложнял её я.
Вопрос: Какие успехи в Формуле 1 вы считаете наиболее значимыми?
Рон Деннис: Давайте взглянем на этот вопрос с другой стороны. К примеру, у Берни Экклстоуна было две стадии бизнеса. В роли руководителя команды он думал только о победах, а когда сосредоточился на бизнесе, победа заключалась в том, чтобы заработать больше других! Это заменило ему борьбу на трассе. Берни удалось продать часть бизнеса, сохранив контроль – это удивительно. Представьте – вы продали машину, но оставили у себя ключ зажигания – блестящая сделка!
Вопрос: Рон, разве вы не поступили так же, продав часть акций McLaren компании Mercedes? При этом вы сохранили контроль над командой и всегда имели решающее слово…
Рон Деннис: Это не то же самое. Компания Mercedes инвестировала средства в команду и поставила только одну цель – победить. Победа McLaren становилась победой Mercedes.
Берни Экклстоун: Рон впечатляет меня тем, что он достаточно жесткий, но справедливый руководитель. Его слову всегда можно доверять, нам не нужно было подписывать бумаги.
Вопрос: Рону удалось найти Льюиса Хэмилтона, которого вы однажды назвали «подарком» для Формулы 1…
Берни Экклстоун: Нашел Льюиса? По-моему, ему просто повезло.
Рон Деннис: Это не везение, а часть нашей программы. Мы долгое время поддерживали молодых гонщиков, и Льюис был одним из них. Сейчас мы тоже поддерживаем одного невероятно талантливого юного картингиста. Пока его никто не знает, но он добьётся успеха, как добился Льюис. У нас с Берни есть одно общее качество – мы всегда стремимся добиться максимума для своих компаний, в ущерб личной жизни.
Вопрос: Рон, за вашу команду выступали многие звёзды Формулы 1 – Айртон Сенна, Ален Прост, Ники Лауда, Мика Хаккинен, Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо. Как вам удавалось найти подход, тем более, что какое-то время звёзды были напарниками?
Рон Деннис: Всё зависело от обстоятельств, у всех был разный характер. Впервые возглавив команду, я был моложе своего гонщика – Грэма Хилла, он и ввёл меня в курс дела. С Лаудой, Сенной и Простом у меня были дружеские отношения – это тоже связано с возрастом, а с Хэмилтоном и Алонсо скорее отеческие. У Проста и Сенна был разный характер, разный темперамент, они не доверяли друг другу, и я позволил им бороться на трассе.
Вопрос: В чём была проблема между Хэмилтоном и Алонсо?
Рон Деннис: Здесь всё просто – Алонсо не ожидал, что Хэмилтон окажется настолько конкурентоспособен в дебютном сезоне. Перед началом сезона он говорил мне, что контракт с новичком может стоить команде Кубка Конструкторов – Фернандо всё просчитал, но не думал, что Льюис сможет бросить ему вызов. Это и стало причиной конфликта.
Вопрос: Как вы оцениваете конкуренцию гонщиков Red Bull, которая привела к столкновению в Стамбуле?
Рон Деннис: В Red Bull могут быть счастливы – пресса писала об этом несколько недель. Ничто так позитивно не влияет на продажи, как плохие новости. Берни, я прав?
Берни Экклстоун: Абсолютно!