В конце октября Берни Экклстоуну исполнится 80 лет, но, несмотря на преклонный возраст, он продолжает «командовать парадом» в Формуле 1 и не собирается на покой. В интервью официальному сайту чемпионата он вспоминает свою жизнь, историю своего успеха и рассуждает о будущем…
Вопрос: О вас рассказывают сотни различных историй, и при этом люди часто встают в тупик, пытаясь понять, что вы за человек. И все-таки, кто такой Берни Экклстоун?
Берни Экклстоун: (смеется) Бывший торговец подержанными автомобилями.
Вопрос: Но, вероятно, был какой-то момент, когда вы осознали, что умнее окружающих, поскольку вам быстрее многих удавалось находить какие-то возможности для движения вперед?
Берни Экклстоун: О таких вещах как-то не задумываешься. Вы занимаетесь своим бизнесом и поступаете так, как считаете нужным. Не думаю, что художнику однажды придет в голову мысль: «Итак, с сегодняшнего дня я буду художником». Он начинает творить, не зная, станет ли он когда-нибудь знаменитым или нет. Это приходит со временем. Все просто.
Вопрос: Тогда скажите, как вы пришли в автоспорт, как создавали то, что мы сегодня знаем как Формулу 1?
Берни Экклстоун: Я занимался мото- и автогонками, а затем купил команду Brabham. Можно сказать, я всегда так или иначе был связан с автоспортом. Начинал как гонщик, но при этом занимался бизнесом. Спорт был своего рода хобби.
Вопрос: Ваша спортивная карьера была короткой. Вы сильно расстроились, когда осознали, что недостаточно хороши для автогонок? Похоже, что это единственное дело, в котором мы столкнулись с настоящими трудностями…
Берни Экклстоун: Дело не в том, что я оказался недостаточно хорош для спорта. Мне пришлось выбирать: я тогда уж занимался бизнесом, и это было более важным, чем автогонки. Поэтому я прекратил заниматься спортом, сосредоточившись на своей работе.
Вопрос: Вы ориентировались в жизни на чей-либо пример?
Берни Экклстоун: Нет. Поскольку нельзя сказать, что вы хотите быть на кого-то похожим. А то бы я заявил, что хочу быть похожим на Роберта Редфорда, или еще какую-нибудь кинозвезду. Но так не бывает.
Вопрос: Есть ли разница между Берни Экклстоуном, который руководит Формулой 1, и Берни Экклстоуном – человеком?
Берни Экклстоун: Надеюсь, что я человек, который работает в Формуле 1. Поэтому ответ отрицательный.
Вопрос: В течение жизни вы следовали каким-нибудь принципам?
Берни Экклстоун: Я никогда не строил никаких планов. Все происходит как-то само по себе, а я лишь пытаюсь найти лучшее из возможных решений. Возможно, это природный дар, которого нет у многих людей.
Вопрос: Однако того, чего добились вы, достигли немногие…
Берни Экклстоун: Мне повезло.
Вопрос: Только ли в удаче дело? Говорят, что успех – исключительно ваша заслуга…
Берни Экклстоун: Когда появляется шанс, ваша задача − им воспользоваться. Многие спотыкаются, идя по жизненному пути, и потом жалуются «Я мог бы сделать то, мог бы сделать это…». А я пользуюсь появляющимися возможностями.
Вопрос: Вы можете сказать, что вас волнуют только три вещи: деньги, власть и успех? Давайте начнем с денег…
Берни Экклстоун: Они ничего для меня не значат.
Вопрос: Власть?
Берни Экклстоун: Ответ тот же.
Вопрос: Успех?
Берни Экклстоун: Успех – ничто. Я просто делаю то, что считаю нужным. Если вы попросите меня выполнить какую-то работу, я приложу все усилия, чтобы вы были довольны. При чем тут успех?
Вопрос: Но у вас есть и деньги, и власть, и успех. Без чего из этого списка вы могли бы обойтись?
Берни Экклстоун: Я бы предпочел остаться при деньгах, хотя это не самое главное. Успех? Он приходит, когда ты чего-то добиваешься. Если ты не успешен – значит, ты ничего не делаешь, а целый день валяешься в постели.
Вопрос: А вас не удивляло, что вы были очень успешным человеком в течение долгих лет?
Берни Экклстоун: Мне часто везло.
Вопрос: Но куда бы вы ни приезжали, всюду вас встречают с лимузином и полицейским эскортом: это признаки успеха. Бывают моменты, когда вы вдруг осознаете, как многого вы добились?
Берни Экклстоун: А, полицейский эскорт… Думаю, полиция лишь хочет мне помочь добраться до места, куда я направляюсь.
Вопрос: Успех, похоже, – весьма важный фактор в вашей жизни. Что это значит для вас?
Берни Экклстоун: В нужный момент оказаться в нужном месте, и иметь смелость воспользоваться представившимся шансом – вот что это значит.
Вопрос: Вспомните ситуацию, когда вы действительно почувствовали, что вам повезло?
Берни Экклстоун: Не могу вспомнить, поскольку мне слишком часто везло. Впрочем, припоминаю один эпизод, как во время войны я собирал на поле картофель, чтобы заработать какие-то деньги, и тут совсем близко на землю упал немецкий самолет. Взрывной волной меня отбросило на несколько метров, но обошлось вообще без травм. Вот тогда мне действительно повезло, и я к этому не имею никакого отношения. Впрочем, сейчас многие, наверное, считают, что как раз им в тот день крупно не повезло! (смеется)
Вопрос: В этой комнате есть необычный предмет, который не ассоциируется с вами напрямую: шлем пожарного. Видимо, с ним связана какая-то история?
Берни Экклстоун: Меня однажды спросили, могу ли я как-то описать свою работу, и я сказал, что работают пожарным. Именно так оно и есть! Хотя многие считают, что я разжигаю больше пожаров, чем тушу.
Вопрос: Если бы вы не занялись автоспортом, что бы вы делали?
Берни Экклстоун: Я всегда хотел заниматься бизнесом. Я осознал, что гонщик должен посвящать работе все свое время, – но я не был к этому готов…
Вопрос: Но вы могли заняться любым видом бизнеса…
Берни Экклстоун: Никогда не было времени подумать о том, как еще могла бы складываться моя карьера. Мне нравится то, чем я занимаюсь: иначе бы я не стал этим заниматься. Мне повезло, и я смог сделать свой выбор. И работаю я не ради денег. Но если что-то делаю, то хочу, чтобы все было, как надо. Это относится и к варке яиц, и к составлению важного контракта…
Вопрос: Глядя в зеркало, вы иногда думаете: «Неужели это обо мне во всем мире так много пишут и говорят?»
Берни Экклстоун: В последнее время я стараюсь не смотреть в зеркало! (смеется) Впрочем, нет, не думаю. Я просто выполняю свою работу. Надеюсь, у меня хорошо получается.
Вопрос: И все-таки очень многие считают, что ваш главный мотив – это деньги…
Берни Экклстоун: Я никогда ничего не делал просто из-за денег. Деньги – лишь побочный продукт моей деятельности, и так было с самого начала. Когда мне было 20 лет, я уже был очень успешным предпринимателем. И главным для меня было добиваться выгодных контрактов, а не просто делать деньги. Они – результат хороших сделок, но люди этого не осознают…
Вопрос: У вас есть представление о том, как будет развиваться Формула 1 в следующем десятилетии?
Берни Экклстоун: Нет, меня больше волнует следующий год! Ошибается тот, кто попытается объяснить вам, что будет происходить через три года. Иначе бы у нас не было тех проблем, которые мы сейчас решаем.
Вопрос: Как говорят в паддоке, для того, чтобы сделать одного Берни Экклстоуна, вам понадобится 12 руководителей команд. Как вы реагируете, когда слышите что-то подобное в свой адрес?
Берни Экклстоун: Посмотрим! (смеется) Возможно, боссам команд надо правильно заниматься своим бизнесом и меньше волноваться об остальных. Что хорошо для Формулы 1 – хорошо и для всех, кто имеет к ней отношение – для команд и их спонсоров. Слишком многие думают только о себе. То же самое можно сказать и о правилах: каждый думает только о том, что позволит ему выигрывать гонки.
Вопрос: Это просто эгоизм?
Берни Экклстоун: Я бы назвал это глупостью. Надо думать не только о себе, но и вообще, о глобальной ситуации. Все команды рвутся к победе, и я это полностью поддерживаю. И все-таки они должны стремиться выигрывать в равных условиях и не пытаться получить значительное преимущество.
Отлично, если преимущество объясняется тем, что у кого-то лучше машина, гонщик или тактика. Но нельзя пытаться добиться его за счет того, что у вас будет более мощный двигатель, чем у остальных. Это неправильно.
Вопрос: В последние месяцы показывали много программ, посвященных Формуле 1 прошлых лет. Это было связано с 40-й годовщиной гибели Йохена Риндта. Гонщики в те времена выглядели, как звезды, и вели себя соответствующим образом. Что же происходит с гонщиками сейчас, где все яркие личности?
Берни Экклстоун: Думаю, команды не поощряют, когда гонщики чувствуют себя свободными. И пилотам проще подчиниться, хотя, должен признать, что в этом сезоне выступает много отличных парней. Но на закалку характера требуется время, за одну ночь характер не появится.
Вопрос: У вас есть какие-либо мысли по поводу преемника: кто сменит вас на посту?
Берни Экклстоун: Понятия не имею. Вероятно, им надо будет найти еще какого-нибудь торговца подержанными машинами!