В субботнем номере лондонской The Daily Telegraph опубликовано интервью с Эдди Джорданом, основателем и бывшим владельцем команды Jordan Grand Prix, а ныне британским миллионером и комментатором BBC. Мистер Джордан рассказывает о том, сколь непрост был его путь наверх…
Вопрос: Повлияло ли детство на ваше отношение к деньгам?
Эдди Джордан: Я рос в Ирландии в 50-е годы, обстановка тогда была не лучшая, и денег было мало. Люди осторожничали, берегли то немногое, что у них имелось, и наша семья находилась в таком же положении. Впрочем, с течением времени Ирландия стала более богатой страной, особенно после вступления в Евросоюз.
Я происходил из вполне средней семьи, поэтому ходил в государственную школу. Бюджетом управляла мама. Она хотела, чтобы у нас было все самое лучшее из того, что семья могла себе позволить. Но мы никогда не были на краю финансовой пропасти, и я считал, что наша семья – абсолютно нормальная, просто нам приходится на всем экономить.
Вопрос: Почему вы отказались от учебы в университете и сразу после школы устроились на работу?
Эдди Джордан: У меня были разнообразные интересы, например, я мечтал о профессии стоматолога, хотя родители хотели, чтобы я стал священником. Поэтому я спросил себя, стоит ли тратить время и деньги в университете, или начать зарабатывать самостоятельно?
Возможно, родители и были в состоянии помочь мне с учебой в университете, но в то время это стоило дорого – не было банковских ссуд, и за все приходилось платить самим. Поэтому я решил пойти другим путем: устроился клерком в Банк Ирландии и одновременно начал учиться в институте банковского дела. Это был наиболее эффективный и экономичный вариант, который мне пришел в голову: у меня была возможность получать образование и сдавать экзамены, но при этом был стабильный доход.
Вопрос: А сегодня вы считаете себя экономом или транжирой?
Эдди Джордан: Транжирой. Я всегда таким был. Стал ли я хуже с годами? Возможно, хотя не хотелось бы считать себя безответственным человеком. Но если я вижу вещь, которая мне нравится, я ее покупаю. Сколько бы я ни зарабатывал, я пускаю деньги в дело и не собираюсь помирать в бедном домишке. И не хочу, чтобы после моей смерти в доме кругом валялись деньги, не хочу, чтобы люди потом из-за этого друг с другом ссорились.
Вопрос: А в чем состоит ваша главная слабость, на что вы тратитесь?
Эдди Джордан: Люблю проводить время на горнолыжных курортах. Я неплохой лыжник, хотя начал кататься уже после сорока – но мне нравится! Летом люблю разные активные занятия на свежем воздухе, например, играю в гольф или совершаю морские путешествия. Так что приобретение новой амуниции или покупка яхт – главные статьи моих расходов.
У меня есть 37-метровая яхта Snapper постройки британской фирмы Sunseeker, и еще одна моторная яхта. Кстати, я член старейшего яхт-клуба в мире, который находится в ирландском городе Корк. Но если говорить о гольфе, то тут моя жена добилась более серьезных успехов и регулярно меня обыгрывает.
Вопрос: В какой период вы были в самой худшей финансовой ситуации, когда у вас были самые большие долги?
Эдди Джордан: В 90-е, когда Jordan только начала выступать в Формуле 1. Организация новой команды – очень затратное дело. Я занялся этим, когда мне было 20 с чем-то лет, я был молод и ничего не боялся. Первый сезон в Формуле 1 принес жуткие убытки: я потратил 5 миллионов фунтов на разработку и постройку машины, а тогда это были большие деньги, и еще получил от спонсоров примерно 12 миллионов.
Под конец первого сезона я потерял те 5 миллионов, которые изначально вложил, и остался должен еще столько же. Банки заняли жесткую позицию и не собирались давать кредиты, хотя я был уверен, что ситуация улучшится.
Меня преследовали, требовали, чтобы я расплатился с долгами, даже было заседание Верховного суда, после чего ко мне послали судебных приставов, однако они оказались отличными ребятами: шепнули, чтобы в тот момент, когда они нагрянут ко мне в офис, меня там не было.
Очень напряженное время для меня и моей семьи. К счастью, нашлись щедрые люди, которые выкупили мои долги, и в итоге я выкарабкался. Мне повезло, природа наградила меня очень полезным даром: я умею уговаривать спонсоров. Я заручился финансовой поддержкой, добыл 18 миллионов фунтов, и это позволило команде остаться на плаву.
Поскольку я работал в банке, то разбираюсь в финансовой отчетности, умею добиваться возврата налоговых вычетов, так что в итоге с деньгами все стало нормально.
Вопрос: Как же вам удалось вырваться из финансовой петли?
Эдди Джордан: Я был абсолютно уверен: моя команда выживет, и я добьюсь своей цели, так что мелкие финансовые проблемы не могли меня остановить. В жизни всегда есть определенный уровень стресса. Надо выбрать, сколько ты в состоянии выдержать. Финансовый стресс – штука неприятная, он лишает вас сна и покоя, но я хорошо умел скрывать свое состояние. Многие люди надеялись и верили в то, что я найду деньги – и я не мог подвести команду.
Вопрос: Каким был главный урок, который вы получили в тот период?
Эдди Джордан: Ты не можешь дважды потратить деньги, которые у тебя есть. Но у меня всегда были средства, чтобы со всеми расплатиться. 10% того, что я получал от спонсоров, накапливалось в специальном чрезвычайном фонде.
Вопрос: Как вы думаете, что было вашим лучшим бизнес-решением?
Эдди Джордан: Люди всегда считают, что моей главной удачей были победы в гонках, но на самом деле надо говорить о том, что я смог выжить в Формуле 1 и моя команда удержалась на плаву. Жизненно важную роль сыграл мой дар уговаривать спонсоров, что само по себе еще не обеспечивает подписание контракта, а всем этим хладнокровным расчетливым ребятам нужно было одно – результаты.
Проводя презентации для потенциальных спонсоров, мы всегда честно говорили: «Мы не можем и не будем гарантировать вам победы». Очень важно быть честным. Мы начинали с отрицательным балансом, но продолжали работать, и у нас все получилось.
С позиций маркетинга я могу доказать, что любая вложенная вами сумма окупится в пятикратном размере, если правильно рассчитать рекламную политику и наладить работу с прессой. Каждый элемент этой схемы эффективно работал, и все вместе давало результат. У нашей команды была едва ли не самая щедрая спонсорская поддержка во всем паддоке.
Вопрос: Как вы предпочитаете расплачиваться: наличными, карточкой или чеком?
Эдди Джордан: Я – ирландец, а в Ирландии все носят с собой наличные. Если я куда-то иду, и у меня нет с собой денег, то чувствую крайний дискомфорт. Карточками пользуюсь редко: у меня одна кредитная карта и одна дебетовая. Было бы больше, я бы не помнил номера пин-кодов…