Бельгийские поклонники Формулы 1 получили отличный рождественский подарок: во вторник автогоночный мир узнал о том, что команда Marussia Virgin подписала контракт с Жеромом д’Амброзио. Вполне логично, что наш разговор с Николаем Фоменко, президентом компании Marussia Motors, начался с этой темы…
Вопрос: Как вы прокомментируете подписание контракта с д'Амброзио, каковы его мотивы?
Николай Фоменко: Рынок пилотов, на мой взгляд, выглядит достаточно странно. В первом эшелоне все главные фигуры распределены и, конечно, за них идет битва. Что касается молодых гонщиков, то сейчас я не вижу среди них какой-то яркой звезды.
Конечно, я утрирую: есть пилоты, которые пока находятся вне зоны досягаемости Формулы 1. Мы надеемся, что они там будут. Это я интригую, давая понять, что Marussia Virgin Racing внимательно следит за молодыми талантами. Они находятся в фокусе нашего внимания, и вполне возможно, что в ходе предстоящей презентации новой машины мы представим наш взгляд на состав команды в перспективе.
Что касается Жерома д’Амброзио, то мы находились в состоянии выбора. Наверное, любому понятно, что все гонщики GP2, кто в прошлом году показывал себя в пятничных тренировках в Формуле 1 и на молодежных тестах в конце сезона, уже в той или иной степени готовы к начальной фазе работы.
Естественно, в этой ситуации должен быть найден оптимальный баланс между ценой и качеством. Есть известные слова Вилли Вебера, которые часто повторяет и F1News.Ru: «Стоит один раз получить место в команде за деньги, и потом придется платить всю жизнь». По-моему, в этом есть определенное зерно.
Со своей стороны хочу намекнуть, что впоследствии мы будем стараться эту тенденцию изменить. Но сегодня наша команда имеет массу обременений, связанных с прошлым, и сразу ничего нельзя сделать. Все перемены должны иметь поступательный характер. Чем более постепенными они будут, тем более приемлемым окажется результат.
Жером д’Амброзио неплохо показал себя на пятничных заездах, неплохо поработал на молодежных тестах. Конечно, в начале сезона ему придётся вкатываться: Формула 1 – серьезное испытание, психологический прессинг и тяжелая физическая работа. Но в общем и целом, Жером – весьма приемлемый вариант для инженеров, и команда с его приходом получит не только какие-то финансы…
Я точно знаю, что он хороший работник. Несколько сожалею, что мы потеряли Лукаса ди Грасси, но хочу сказать, что он остается в поле нашего внимания.
Вопрос: У Marussia Motors есть планы развернуть производство автомобилей в Бельгии: этот фактор сыграл свою роль в выборе бельгийского гонщика?
Николай Фоменко: Это было одним из факторов, повлиявших на выбор. Мы находимся в очень хороших отношениях с бельгийским правительством, для нас это важно, и работа Marussia Motors находится под пристальным вниманием…
Однако хочу подчеркнуть, что Жером – это не «джентльмен-драйвер»: это важно понимать. Сразу скажу, речь не идёт о суммах, которые звучали относительно других пилотов в начале прошлого сезона. У нас совершенно другая картина. Мы все-таки говорим о гонщике. Надо сказать еще об одной вещи: работа Жерома и работа Тимо Глока будут несколько разниться. По стилю пилотирования Жером совсем не похож и на Лукаса, так что мы получим более широкие возможности по доводке машины.
Вопрос: Насколько можно понять, российские акционеры команды будут все глубже проникать в суть процессов, в ней происходящих: в какой мере вы уже влияете на подготовку к новому сезону?
Николай Фоменко: Хочу сказать, что я очень признателен коллективу команды: он сразу пошел навстречу предложениям, сделанным нашей стороной, и надеюсь, что те изменения, которые уже начались, окажутся позитивными.
Обо всех перестановках, произошедших в команде, мы расскажем сразу после презентации новой машины, которая, по всей видимости, состоится в начале февраля. Пока мы так планируем. Надеюсь, мы проведем её и в Москве, т.е. представим машину и в Англии, и здесь.
Сейчас Marussia Motors отвечает в команде за техническую часть и помогает решить массу вопросов, которые раньше решались по-другому, или в силу обстоятельств не решались совсем. Нужно оценить ситуацию. Хотя мы и заняли последнее место, но, тем не менее, сами построили машину от начала до конца.
Да, в прошлом сезоне у нас было много сходов, много технических ошибок, но мы создали абсолютно новую машину, притом, что все наши конкуренты из числа новых команд использовали готовый материал. И здесь у нас есть большой плюс: уже накоплен немалый опыт…
В прошлом году у команды было очень мало времени, и нужно уже было буквально «впрыгивать» в гонки, всё происходило сумбурно, проблемы накапливались, как снежный ком. Сегодня всё это уже выглядит по-другому. Мы стартовали с совершенно другой программой.
Надо сказать, что тесное партнерство Marussia Motors с Cosworth – очень важный аспект в работе Marussia Virgin Racing. То, что команде раньше было не по силам, сегодня мы можем сделать и уже делаем. Мы выполнили огромную программу, связанную с "powertrain", т.е. с двигателем и трансмиссией. Это главный аспект, которым я занимаюсь.
В частности, мы поменяли поставщика гидравлики, и так далее. Могу также сказать, что наша новая машина без единого замечания прошла краш-тест. Мы нигде не выпадаем из графика подготовки к сезону. Я не хотел бы говорить о деталях, но, тем не менее, сегодня уже в целом сверстаны планы не только на 2011-й, но и на 2012-й и 2013-й годы. Надеюсь, наши ожидания сбудутся.
Вопрос: 1-го февраля начинаются зимние тесты: Marussia Virgin планирует полностью выполнить тестовую программу межсезонья?
Николай Фоменко: Пока не решено, мы сразу выходим на первые тесты с нашей новой машиной, или же на вторые. Очень важно, что уже 1-го февраля она будет готова выйти на трассу. Но совершенно точно, что в Хересе мы будем с новой машиной.
Вопрос: Вы сказали, что поменяли поставщика гидравлики: известно, что это было слабое место VR-01 в прошлом сезоне. Но коробка производства Xtrac остается прежней?
Николай Фоменко: Всё сложнее. В прошлом сезоне, если говорить о двигателе и трансмиссии, машина была построена, как конструктор. Взяли готовые агрегаты, собрали в кучу и поехали. Но посмотрите на результаты Williams с таким же мотором Cosworth: добрую половину сезона эта команда производила феноменальное впечатление, т.е. двигатель оказался отличным. При этом Williams сегодня – отнюдь не самая богатая команда. Это просто точная и правильная многолетняя работа великих людей. Глядя на этот опыт, понимаешь, что наша задача сейчас – за декабрь и январь привести силовой агрегат и трансмиссию в состояние, близкое к тому, что мы видим в Williams.
Так что, конечно, у нас абсолютно другая коробка, с другим корпусом, с новой гидравликой… Машина получит новый верхний воздухозаборник… Пожалуй, я слишком много говорю. (Улыбается)
Вопрос: Но поставщик коробки передач остается тем же?
Николай Фоменко: Да, формально это компания Xtrac, но технология работы – совершенно другая. Пожалуй, скажу только одно: в powertrain у нас есть кое-что, что на первом нашем выезде удивит очень многих.
Вопрос: Лишь бы это не противоречило техническому регламенту…
Николай Фоменко: Нет-нет. Мы его читали! (смеётся)
Вопрос: Вы говорили, что революций в команде не будет, все перемены должны носить эволюционный характер, но уже составили планы по 2013-й год, когда Формулу 1 ждут серьёзные перемены в регламенте…
Николай Фоменко: Важно понять, что 2013-й год команда встретит в абсолютно другой конфигурации. Она будет выглядеть совершенно по-другому, не так, как сейчас. Есть новые технические требования, уже озвученные FIA, и мы видим два пути.
Первый путь таков, – возможно, многие изберут именно его, я пока не знаю: мы отказываемся от KERS и начинаем над ним работать только к 2013-му году. Или, например, берем готовую систему KERS, потому что на рынке такие предложения будут. Это один взгляд. Но есть и другой вариант: пройти через KERS в 2012-м году, начав готовить его в 2011-м.
Независимость каждой команды в инжиниринге, в конструкторской сфере, в аэродинамике, в области менеджмента – в этом и заключен успех Формулы 1. Моя позиция выглядит следующим образом: если наша команда в 2013-м году продолжит собирать конструктор, то вряд ли в 2014-м мы будем думать о подиумах. Понимаете? Но, тем не менее, возможны два пути. Мы не сбрасываем со счетов ничего.
Поверьте, в Формуле 1 – как в разведке: нельзя ждать, пока не сработает план А, и только потом начать план В. Планы А, В и С должны развиваться одновременно, и в нужный момент необходимо решить, какой из них лучше.
Вопрос: Очевидно, это лишь усложняет ситуацию, в которой вы находитесь?
Николай Фоменко: Несомненно. Но, знаете, неожиданность подходов – это как стакан свежевыжатого сока. Иногда это срабатывает. У меня нет ощущения, что впереди у нас какой-то ад. Мы видим несколько путей. В конце концов, Формула 1 – это чемпионат мира. А мир – это вся наша планета, и она не ограничивается только Англией и Германией. Есть масса всего, что располагается в других частях света, и там тоже работают люди. (Лукаво улыбается) Поэтому нас ждет масса интересного, и в 2012-м, и, тем более, в 2013-м году!
По поводу 2013-го хочу повторить самое главное: мы подойдем к нему подготовленными. Мы не будем уповать на то, что кто-то за нас что-то сделает, а мы это у себя в чулане соберем.
Вопрос: Какие цели вы ставите перед собой в 2011-м? Иногда бывает, что команда, нацеливаясь на будущее, бросает на подготовку к нему все ресурсы и упускает что-то из текущих задач…
Николай Фоменко: Нет, этого мы не допустим. Например, если посмотреть пит-стопы, то наша команда входит, пожалуй, в первую пятерку. В этом смысле всё отлично. Есть масса проколов, но их можно исправить. Самый главный аспект, который мы должны понять в следующем году: правильный ли путь мы избрали с точки зрения техники?
В любом случае, смело могу сказать, что будущее – за технологиями вычислительной гидродинамики CFD. Аэродинамическая труба уходит в прошлое. Конечно, самое главное – талант конструктора. Какая разница, как сделана машина, при помощи технологий CFD или аэродинамической трубы? Фантазия, смелость, и работа с новыми материалами – вот, собственно, и всё.
Моя задача в 2011-м году – чтобы машина надежно добиралась до второй сессии квалификации. Всегда. Я не кричу, что мы будем прорываться в десятку. Мы не знаем, – случиться может всё, что угодно. Новая резина, масса новых требований, заднее крыло с изменяемым углом атаки, – посмотрим, как всё будет работать. Но это интересно!
Вопрос: Вы говорили о том, что со временем в команде должен появиться российский гонщик: какая работа проводится в этом направлении?
Николай Фоменко: Конечно, у Marussia Motors есть программа подготовки молодых пилотов. Она касается даже картинга. Разумеется, нам самим тащить всё это на себе очень сложно: к сожалению, у нас нет нефтяной трубы, но если мы не пригласим в команду российских пилотов, вряд ли это будет верно воспринято. Да и по сути, пожалуй, это будет неправильно. Но процесс длинный, поэтому мне бы хотелось подойти к 2013-му году хотя бы с одним готовым гонщиком.
Однако, подчеркиваю, я говорю не о хорошо вкатанных профессиональных пилотах среднего уровня: я говорю о человеке, из которого можно сделать чемпиона мира. На что мы рассчитываем? Например, у нас есть своя команда GP3, доставшаяся нам вместе с Virgin Racing: это Manor, часть которой тоже принадлежит нам.
И много лет я мечтаю о том, чтобы сделать с Спа базу, где мы будем тренировать молодежь, и у нас все для этого есть, боксы и все остальное. Осталось только приобрести технику разных классов. Думаю, в следующем году нам хватит для этого сил, и мы найдем поддержку – спонсорскую или даже государственную, хотя у государства и так достаточно проблем...
Если говорить о более старшем поколении пилотов, о Виталии Петрове и Михаиле Алёшине, – это гонщики, которым, в любом случае, уже надо находиться в Формуле 1. Но я не готов сейчас посадить за руль российского пилота и всегда говорю только одно: сначала мы должны сделать быструю машину. Почему наш гонщик, скажем, Алёшин, который прошел такой тяжелый путь, сядет в машину, которая не будет нормально ехать, будет ломаться? Моя задача сейчас – выстроить машину… Но я рассчитываю на молодежь.
Вопрос: В прошлом году сэр Ричард Брэнсон и его Virgin Group во многом ассоциировались с этой командой: в ноябре, давая интервью F1News.Ru в Абу-Даби, он ещё не знал, какова будет позиция российских акционеров, удастся ли сторонам договориться. Остается ли Virgin Group с командой в 2011-м году?
Николай Фоменко: В 2011-м – конечно.