В последнее время российские поклонники автоспорта могут только радоваться, глядя, как в строй вступают всё новые отечественные автодромы. Большинство из них, правда, имеют вторую категорию FIA. На этом фоне в лучшую сторону выделяется проект Moscow Raceway. Уже весной 2012 года он должен получить омологацию по классу 1Т, который позволяет проводить даже тесты Формулы 1.
О том, как сейчас продвигается строительство, и действительно ли близ подмосковного Волоколамска вскоре будет разноситься рев формульных моторов, мы поговорили с руководителем проекта Екатериной Бельцевич.
Вопрос: Каково сейчас положение дел на стройплощадке Moscow Raceway? Укладываетесь ли вы в первоначальный график работ?
Екатерина Бельцевич: Мы продолжаем строительство. Несмотря на мороз, полным ходом возводятся здания – комплекс боксов с пунктом управления гонкой и медицинский центр. А вот работы по гоночной трассе при минусовых температурах запрещены регламентом, который нам прописывают проектировщики из компании Tilke GmbH. Они продолжатся только с наступлением теплого времени года.
Вопрос: Что будет сделано за зиму?
Екатерина Бельцевич: Здания будут построены полностью, включая крышу и окна, и мы приступим к их внутренней отделке. Она продлится вплоть до сентября в силу специфики оборудования VIP-зон и пункта управления гонкой.
Вопрос: Какова ситуация с главным объектом – собственно гоночной трассой?
Екатерина Бельцевич: Основание подготовлено по всему периметру, можно переходить к строительству дорожной одежды. Общая высота подложки составляет 1,6 -1,8 метра, это песок и щебень, которые необходимы, чтобы обеспечить стабильность перед укладкой асфальта. Из миллиона кубометров песка на площадку уже завезены 750 тысяч, остальное довезём весной.
Мы считаем, что движемся по графику, и планируем – как и прежде – завершить к сентябрю 2011 года все работы внутри «забора FIA», ограничивающего гоночный трек и паддок, за исключением главной трибуны. Вполне возможно, в октябре на Moscow Raceway в качестве гонки открытия пройдет этап одного из российских чемпионатов.
Вопрос: Что можно сказать о перспективах проведения европейских гонок?
Екатерина Бельцевич: Для нас очень важно, чтобы к трассе было привлечено внимание внутри страны, мы считаем, что международные серии нас уже заметили, и ведем переговоры относительно проведения их этапов в 2012 году. Но международные соревнования нужны в первую очередь для того, чтобы популяризировать автоспорт в нашей стране.
Вопрос: Насколько активно идет диалог с компанией Tilke GmbH, как часто её представители бывают в России?
Екатерина Бельцевич: Представители Германа Тильке постоянно присутствуют на строительстве, они несут ответственность, как архитекторы и проектировщики трассы. Совместно с нашим технадзором они принимают каждый этап работ, чтобы обеспечить должное качество. Кроме того, компания Tilke, как наш проектировщик и партнёр, отвечает за получение омологации FIA категории 1Т. Самого Германа мы видим не реже раза в квартал.
Вопрос: Можно ли говорить, что удастся не только выполнить изначально поставленные сроки, но и не превысить при этом смету проекта?
Екатерина Бельцевич: Мы не ожидаем существенных отклонений. Наиболее рискованные с точки зрения дополнительных расходов моменты уже пройдены. Они были связаны со стабилизацией основания. В московском регионе почти везде неважные грунты – глинистые, не пропускающие воду. Это не пески Абу-Даби.
Разумеется, при геодезической подготовке бурение скважин производится выборочным образом, потому вы никогда не можете быть уверены, когда приступаете к стабилизации основания, что не наткнётесь на болото, которое не попалось вам в процессе бурения. У нас случилось именно так, причем в двух местах.
Потребовалось совместно с Тильке и российским проектировщиком искать решения, и мы их нашли. Пришлось вынимать заболоченный грунт на глубину 2,5-3 метра, затем добавлять 45-сантиметровый слой извести и засыпать сверху обычным грунтом. Естественно, всё это не было запланировано в бюджете.
Теперь мы засыпаем на стабилизированное основание песок и щебень, и это, как и строительство зданий, не представляет для нас никаких секретов. Такой опыт у нашей компании есть, потому мы надеемся, что больше сюрпризов не будет. Кроме того, по нашему контракту все риски, связанные с выполнением сроков и сметы, лежат на подрядчике.
Вопрос: Какая бизнес-модель будет использоваться после завершения строительства, чтобы комплекс Moscow Raceway приносил деньги?
Екатерина Бельцевич: Не секрет, что основной источник дохода для европейских и уже существующих российских трасс – это любители автоспорта, которые выезжают на индивидуальные тесты. Проведение международных соревнований, безусловно, способствует повышению имиджа, но не несет в себе большого экономического смысла для автодрома. Такое мероприятие сложно организовать, нужно приложить много сил, чтобы все прошло на высоком уровне. С точки зрения окупаемости на билетах – особенно если учесть, что поначалу нам придется держать их цену на минимальном уровне, чтобы привлекать людей – международные гонки не являются прибыльными. Безусловно, они необходимы, но их нельзя назвать основной доходной статьёй бюджета.
Мы рассчитываем на спрос со стороны гонщиков-любителей и профессионалов, которые сейчас вынуждены ездить гоняться за рубеж – в основном в Германию. Эту аудиторию мы хорошо представляем, со многими знакомы лично и надеемся, что это будет взаимовыгодное сотрудничество. Мы предоставим такой же уровень услуг, как в Европе, а с точки зрения логистики кататься в 80 километрах от Москвы намного проще.
Нам бы хотелось привлечь не только тех, кто уже имеет опыт в автоспорте, но и новичков. Надеемся мы и на то, что у нас появятся корпоративные спонсоры. Все, кто в бизнесе ассоциирует свой имидж со скоростью, адреналином и мобильностью, являются нашими потенциальными партнёрами. От сотрудничества с ними и от проведения корпоративных мероприятий мы тоже рассчитываем получать доход.
По нашим планам трасса будет загружена на протяжении семи месяцев с апреля по октябрь. При этом важно правильно расставлять приоритеты, чтобы одно было не в ущерб другому. Для этого мы собираемся использовать накопленный международный опыт и в составлении календаря, и в организации управления трассой.
Вопрос: Планируете ли вы привлекать европейских менеджеров к управлению комплексом, или рассчитываете готовить собственные кадры?
Екатерина Бельцевич: Мы смотрим на европейский опыт скорее с любопытством, чем с подражанием – не всё можно перенести. Но, в то же время, считаем необходимым использовать его при создании структуры, управляющей трассой. В какой форме – мы решаем в настоящий момент. У нас развитие автоспорта находится пока в начальной стадии, трасс такого уровня просто нет.
Мы понимаем, что наилучший способ управления трассой в долгосрочной перспективе состоит в том, чтобы использовать российский персонал. Но на этапе организации структуры, обучения людей основным навыкам, демонстрации того, как проводить международные соревнования, европейский опыт, безусловно, необходим. Да и представители гоночных серий на переговорах обязательно интересуются – кто именно будет отвечать за проведение соревнований. И им нужно дать достойный ответ.
Вопрос: Существует ли вероятность проведения на Moscow Raceway российского этапа Формулы 1?
Екатерина Бельцевич: Для нас было бы честью принять у себя этап Формулы 1, и мы готовы предоставить свою трассу по себестоимости. Разумеется, для этого требуется воля компании-промоутера и федеральной власти.
Мы очень рады подписанию контракта на проведение гонки в Сочи, потому что это привлекает внимание к автоспорту. И у нас нет ощущения, что наши проекты в каком-то роде конкурируют. Но они в 2012 году только начнут строить трассу, а у нас она будет уже готова. Весной Moscow Raceway получит омологацию FIA – и мы будем полностью готовы принять этап Формулы 1 и рады предложить федеральным властям начать проведение Гран При России уже с 2012 года.
Вопрос: Омологация автодрома по категории 1Т не позволяет принимать гонки Ф1, ее достаточно только для тестов. Что здесь можно сделать?
Екатерина Бельцевич: Нет таких элементов, которые глобально не позволяют нам провести Гран При Формулы 1. Нужно иметь отдельный медиа-центр и паддок-клуб, построить главную трибуну на 10 тысяч человек – все это можно сделать за несколько месяцев из легковозводимых конструкций. Технологии здесь за последнее время продвинулись очень далеко вперед. А все остальное полностью соответствует требованиям FIA.
Конечно, потребуется решать организационные вопросы – создать дополнительные парковочные места, продумать варианты доставки и размещения болельщиков, организовать визовый режим. Но при наличии региональной или федеральной поддержки всё это решаемо.
Вообще, мы абсолютно уверены, что Формула 1 будет проведена у нас. Когда – это уже другой вопрос.