В интервью Auto Motor und Sport главный гоночный инженер Sauber Джампаоло Далл’Ара говорил о возникших проблемах и задачах команды во второй части сезона…
Вопрос: По сравнению с прошлым годом команда сделала большой шаг назад. В чём причина?
Джампаоло Далл’Ара: Их несколько. Когда результаты оставляют желать лучшего, причин всегда несколько. Мы очень много уступаем лидерам и прилично проигрываем непосредственным соперникам, поэтому не можем стабильно претендовать на очки. В прошлые годы бывало так, что мы неудачно начинали сезон, но потом отыгрывались, на этот раз добиться прогресса сложнее – проблем оказалось слишком много.
Вопрос: Что это за проблемы?
Джампаоло Далл’Ара: Во-первых, мы слишком поздно начали разработку этой машины, к первым тестам в Хересе она не была полностью готова. Возникли задержки, как с приводным валом и другими узлами, связывающими силовую установку с машиной, так и с шасси.
Из-за серьёзных перемен в регламенте мы хотели сохранить определённую гибкость, а в Хересе планировали собрать первую информацию и решить проблемы с надёжностью. К сожалению, проблем оказалось слишком много, а время на круге разочаровало. К тестам в Бахрейне удалось добиться определённого прогресса в аэродинамике, но к началу сезона в Мельбурне всё равно оставалось несколько нерешенных вопросов.
На самом деле, проблемы очевидны. Главная из них – машине не хватает максимальной скорости. Связаны они с силовой установкой или со слишком большим лобовым сопротивлением – другой вопрос, но понятно, что на этом шасси потенциал силовой установки раскрыть не удаётся.
Вопрос: Были ошибки и в аэродинамике?
Джампаоло Далл’Ара: Машина серьёзно отличается от прошлогодней, из-за ограничений регламента на конструкцию задней части прижимной силы стало гораздо меньше и в отличие от некоторых соперников нам не удалось компенсировать эти потери. В итоге машина получилась недостаточно конкурентоспособной в среднескоростных и быстрых поворотах, где мы обычно были очень сильны. Кроме того, мы проигрываем и в медленных поворотах.
Поначалу машина вела себя нервно на торможениях и в поворотах, что связано с недостаточной стабильностью. Мы пытались улучшить ситуацию, обновив аэродинамику к этапу в Барселоне – определённого прогресса добиться удалось, но этого недостаточно. Есть несколько идей, как решить эти проблемы, но мы уступаем соперникам в темпе доработки машины.
Работа идёт. Совершенствуется программное обеспечение силовой установки, мы работаем с шасси – в Монако дебютировала обновлённая версия подвески, планируется ещё несколько новинок.
Были проблемы с тормозами, с новой системой brake-by-wire и её взаимодействием с силовой установкой. Мы учились работать с этой системой по ходу сезона. Сначала гонщики не чувствовали уверенности на торможении, и нам нужно было её вернуть. Мы дорабатывали как аппаратную, так и программную часть, но до Гран При Монако гонщики не были довольны. Сейчас система работает хорошо, хотя некоторые проблемы остались – мы продолжаем учиться.
Вопрос: Ещё одной проблемой был слишком большой вес машины…
Джампаоло Далл’Ара: Да, особенно в начале сезона. При её разработке у нас не было точных данных о весе силовой установки и некоторых других узлов, мы работали вслепую, некоторые решения получились слишком сложными и тяжелыми. В итоге мы значительно превысили лимит минимального веса – до этапа в Барселоне ему более-менее соответствовала только машина Гутьерреса.
Вопрос: Машины Sauber традиционно бережно работали с резиной, но не в этом году. Почему?
Джампаоло Далл’Ара: В прошлом нам часто не удавалось быстро прогреть шины в квалификации, но в гонке проблем не было, поэтому мы быстро отыгрывались после стартов с неудачных позиций. В 2011-м и 2012-м мы часто проводили в гонке на один пит-стоп меньше, чем соперники.
Сегодняшние проблемы связаны с нехваткой сцепления ведущих колёс с трассой – машина скользит, резина перегревается и быстро изнашивается, а в квалификации шины не удаётся быстро вывести в диапазон рабочих температур. Чем более жесткие составы привозит Pirelli, тем больше у нас проблем.
Вопрос: Но вы разобрались с новой резиной Pirelli?
Джампаоло Далл’Ара: Как инженер, я не могу сказать, что не понимаю их работы, но с некоторыми составами есть вопросы. Работать с SuperSoft достаточно просто, Soft – лучше, чем в прошлом году, к Medium у нас нет претензий, а с Hard возникают серьёзные проблемы. В Pirelli явно перестраховались после прошлогодних инцидентов в Сильверстоуне.
К сожалению, состав Hard в этом году используется часто, когда в Pirelli опасаются, что другие составы могут не выдержать, а нам никак не удаётся заставить Hard работать – для этого, вероятно, потребовалась бы другая подвеска. У Эстебана возникает чуть меньше проблем, чем у Адриана, но мы не можем заставлять Сутила пилотировать так же, как Гутьеррес.
Вопрос: Небольшой команде сложнее отыгрывать отставание, когда силовой установке не хватает мощности?
Джампаоло Далл’Ара: Да, ведь мы не можем повлиять на производителя. У Lotus и Toro Rosso схожие сложности, а это наши соперники, даже если сейчас мы отстаём за счёт потерь времени на прямых и торможениях. Но я уверен в том, что мы сможем отыграться.
Вопрос: Если сравнивать вашу машину с Ferrari, где стоит такая же силовая установка – в чём вы им уступаете?
Джампаоло Далл’Ара: Во всём понемногу, у Ferrari более эффективная машина.
Вопрос: На какие результаты вы надеетесь во второй половине сезона?
Джампаоло Далл’Ара: Нужно прибавить. В аэродинамической трубе сейчас тестируются некоторые новинки, мы продолжаем работу над задней подвеской, а в плане мотора полностью зависим от Ferrari.
Сможем ли мы стабильно бороться в десятке? Вероятно, нет. Сейчас мы очень далеки от этого, но задача в том, чтобы добиться прогресса, позволяющего зарабатывать очки в случае ошибок соперников. Было бы здорово навязать борьбу на дистанции Lotus и Toro Rosso.
Вопрос: Прежде вам удавалось решить проблему нервного поведения машины на входе в поворот. Сейчас прежние решения не работают?
Джампаоло Далл’Ара: Сейчас эти проблемы вызваны другими причинами, в частности – потерей прижимной силы в задней части из-за перемен в регламенте. Пока мы не смогли её компенсировать, но в поиске оптимального баланса тормозов добились прогресса. Сейчас мы сместили акцент на поведение машины при выходе из поворотов.
Вопрос: Из-за проблем на входе в поворот у ваших гонщиков было так много инцидентов в начале сезона?
Джампаоло Далл’Ара: Да, теперь их не разворачивает на входе в поворот, во всяком случае, начиная с Барселоны.