Жак Вильнёв, чемпион мира 1997 года и бывший напарник Фернандо Алонсо по команде Renault F1 убеждён, что испанец сделал неправильный выбор, перейдя в McLaren, тогда как в Ferrari он мог бы по-прежнему бороться за победы.
Вопрос: В этом году вы продолжаете сотрудничество с телеканалом Sky Italia?
Жак Вильнёв: Да, продолжаю, это хорошая работа, хотя моей настоящей страстью остаются гонки, возможность пилотировать машину на пределе, рисковать – этим я занимался почти всю жизнь.
Вопрос: В 2014-м вы даже стартовали в Инди-500 – какие остались впечатления от участия в этой гонке?
Жак Вильнёв: Великолепные! Это лучшая гонка, собирающая почти полмиллиона человек, и её сопровождает совершенно невероятная атмосфера. Ничего подобного нет ни в Европе, ни в Канаде. Знаете, в чём её отличительная черта?
Вопрос: Нет, расскажите…
Жак Вильнёв: Уважительное отношение. В прошлом году я финишировал 14-м, неважный результат для того, кто когда-то выиграл эту гонку, но, тем не менее, все были в восторге, благодарили меня за участие. Результат меня не устроил, но в остальном я был очень доволен. Думаю, это черта американского характера, любовь к шоу и уважение к чемпионам, чего, например, нет в Формуле 1, где важен только результат последней гонки. Вы же помните, каким было отношение к Михаэлю Шумахеру?
Вопрос: Когда он выступал за Mercedes?
Жак Вильнёв: Да, конечно. Он выиграл больше чемпионских титулов, чем какой-либо другой гонщик в истории Формулы 1, одержал больше всех побед, а о нём говорили как о человеке, чья слава осталась в прошлом…
Вопрос: То же самое многие сейчас говорят об Алонсо, якобы после случившегося в прошлом году его карьера уже идёт к закату.
Жак Вильнёв: Ничего подобного, Алонсо продолжает утверждать, что он – лучший. Может быть, и так, но правда и то, что он не всегда демонстрировал это на трассе. Например, в финальной гонке 2010 года у него были шансы на титул, но он не смог опередить Виталия Петрова.
Вопрос: Но тогда команда выбрала неверную тактику…
Жак Вильнёв: Допустим, но он должен был что-то предпринять против Петрова, продемонстрировать свои качества, и если бы всё закончилось аварией и сходом, по крайней мере он бы вошёл в историю как гонщик, который всё отдал ради победы.
Вопрос: Ещё есть примеры его ошибок?
Жак Вильнёв: Уход из Ferrari однозначно был ошибкой. Он мог ещё три-четыре года выступать за итальянскую команду и уже потом завершить карьеру или перейти в McLaren, в составе которой он так хотел выиграть титул в 2007-м. В любом случае, надо было оставаться в Ferrari…
А из-за перехода в McLaren его карьера может завершиться не лучшим образом, он уже не сможет бороться ни за победы в чемпионате, ни даже в гонках.
Вопрос: Вы ещё в прошлом году говорили, что не слишком верите в успех Honda…
Жак Вильнёв: Нет, не верю, я работал с ними, знаю их подходы. Они работают очень медленно, к тому же, их культура не позволяет им делать определённые вещи. Например, если начальник допустит ошибку, для них крайне трудно ему об этом сказать, поэтому они продолжают двигаться в неверном направлении.
Honda и McLaren не смогут бороться за победы в этом году, и не факт, что им это удастся в ближайшие годы. Может быть, пройдёт года два, пока они начнут выигрывать гонки.
Вопрос: Но останься Алонсо в Ferrari, где гарантия, что сейчас у него всё было бы хорошо? Кто мог предположить, что их новая машина будет такой быстрой?
Жак Вильнёв: Любой, кто хотя бы немного знаком с ситуацией в команде, а у Фернандо такая информация была. В Маранелло теперь работает Джеймс Эллисон и другие специалисты из Lotus, в своё время строившие быстрые машины для Кими Райкконена. И теперь они построили шасси, на котором деградация резины на минимальном уровне.
Вопрос: Но Фернандо хочет выиграть титул.
Жак Вильнёв: И как он сейчас собирается это делать? Не всё сводится к титулу – надо быть впереди, бороться за подиумы, победы в гонках, и в конечном итоге у тебя может появиться шанс на победу в чемпионате. По-моему, Алонсо сейчас мог бы бороться за титул за рулём Ferrari.
Вопрос: В чём секрет прогресса Ferrari?
Жак Вильнёв: В страстном желании добиться успеха. Думаю, Маурицио Арривабене смог добиться, чтобы у команды был действительно боевой настрой.
Вопрос: Тогда вернёмся к перспективам Алонсо…
Жак Вильнёв: Надеюсь, что ситуация изменится к лучшему, но не думаю, что он сделал удачный выбор.
Вопрос: А у него был шанс перейти в Mercedes?
Жак Вильнёв: В Mercedes этого не захотели, но, по-моему, зря. Это очень хорошая команда, у них отличная машина, но Льюис – звезда типа Дэвида Бэкхема, и не исключено, что слава не пойдёт ему на пользу. Зато Формула 1 бы только выиграла, если бы мы увидели борьбу Льюиса и Фернандо.
Вопрос: Алонсо очень важен для поддержания популярности Формулы 1 в Испании, хотя в этом году в Toro Rosso дебютировал Карлос Сайнс…
Жак Вильнёв: Карлос – отличный гонщик, думаю, он ещё добьётся немалых успехов. Он это уже успел продемонстрировать в начале сезона.
Вопрос: Да, но все говорят только о Максе Ферстаппене…
Жак Вильнёв: Но Карлос лучше Ферстаппена. И знаете, почему? Из-за своих личных качеств и своего образования. Возможно, Макс тоже очень талантливый парень, как и Сайнс, но между ними есть разница: Карлос более зрелый профессионал, уже выигравший немало гонок. Я знаю его отца и знаю, какое образование получил Сайнс-младший – это будет иметь важнейшее значение.
Вопрос: В этом году в чемпионате выступает ещё один испанский гонщик, Роберто Мери.
Жак Вильнёв: Он вряд ли сможет чего-то добиться, выступая за рулём машины, которой не место в Формуле 1.
Вопрос: Manor не место в Формуле 1?
Жак Вильнёв: Конечно, если их машина проезжает круг на пять секунд медленнее, чем лидеры. Такие команды не должны выступать в чемпионате мира. Это дорогой спорт, и вы должны быть конкурентоспособны. Привлекательность Формулы 1 в том, что здесь самые богатые команды, самые мощные двигатели, самые быстрые машины. Если часы Rolex вдруг внезапно подешевеют, это будет уже не то, если вы понимаете, о чём я говорю.
Вопрос: Переменим тему. Как вы считаете, у кого из гонщиков есть чемпионские качества, может быть, у Даниэля Риккардо, Валттери Боттаса или Нико Хюлкенберга?
Жак Вильнёв: Думаю, нет. В прошлом году Риккардо не чувствовал прессинга, но уже под конец сезона сбавил обороты – по-моему, из-за того, что понял: в следующем сезоне Red Bull Racing не быть в числе лидеров. Боттас вообще не кажется мне гонщиком, которому по силам стать чемпионом мира. А Нико упустил свой шанс, когда мог оказаться в Ferrari, но не сложилось.
Вопрос: Почему вы никогда не выступали за Ferrari?
Жак Вильнёв: Не хотел. Когда-то там выступал мой отец, и я не хотел разрушать этот миф. Кроме того, тогда за Ferrari выступал Михаэль.
Вопрос: Напоследок, кто лучший гонщик, которого вы когда-либо видели?
Жак Вильнёв: Алонсо в первые годы его выступлений за Ferrari…