Вопрос: Вы многому научились в этом сезоне?
Хейкки Ковалайнен: Из каждой гонки извлекаешь что-то новое, я постепенно уяснял мелкие детали - как общаться с командой, инженерами, как отрабатывать сессии по ходу гоночного уик-энда, как находить решение проблем и выходить из различных ситуаций. Никакого драматизма. Разумеется, случались и непростые ситуации, но мне удалось справиться, и эти уроки очень помогут в будущем. Хочется думать, что когда-нибудь у меня появится шанс завоевать чемпионский титул, и я смогу его реализовать.
Вопрос: Какую оценку Вы поставите прошедшему сезону?
Хейкки Ковалайнен: Начало сезона большого удовольствия не принесло. Машина оказалась не столь конкурентоспособной, как мы рассчитывали, и крайне нестабильна, да я и сам ошибался. В первых Гран При Джанкарло выступал лучше, заработал больше очков. Но во второй половине сезона мы доработали машину, она прибавила в скорости. Мы вышли на седьмое-восьмое место, стали стабильно зарабатывать очки, а в Японии я поднялся на подиум. Я считаю этот сезон удачным, я узнал сколько нового, что теперь обязательно справлюсь, что бы ни случилось!
Вопрос: В команде вы заняли место двукратного чемпиона, и наверняка надеялись на победы в дебютном сезоне. Когда стало понятно, что не все так просто?
Хейкки Ковалайнен: Приехав в Мельбурн, мы не знали, что отставание от лидеров окажется столь велико. Мы не ждали, что опередим Ferrari и McLaren, но рассчитывали быть рядом, так что было обидно квалифицироваться 13-м в своей первой гонке. Физикелла тогда показал 6-е время, хотя прежде здорово выступал на этой трассе. Мы не прибавили и в следующих гонках, было очевидно, что машине не хватает скорости и предстоит многое сделать.
Вопрос: Какой момент был самым сложным в первых гонках? Квалификация в Австралии?
Хейкки Ковалайнен: Это была лишь первая гонка, события развивались не так, как хотелось бы, но я не чувствовал дискомфорта. В Малайзии ситуация выглядела получше, а потом и в Бахрейне. Испанская гонка стала первой, где мы добились прогресса. Я квалифицировался в первой десятке и сражался с Робертом [Кубицей], пока не возникли проблемы с дозаправкой.Но потом, в Монако, я весь уик-энд не мог найти нужный баланс, подобрать настройки, и ничего не добился в гонке. Вот это действительно был неприятный уик-энд, после которого у меня состоялось несколько встреч с инженерами, они сказали, что ждали большего. В Канаде все тоже начиналось неприятно. Я попал в аварию, потом подвел мотор - ничего не получалось, но в гонке все изменилось, и я не знаю почему!
Вопрос: Наверное, финиш на четвертом месте в Монреале показался фантастикой?
Хейкки Ковалайнен: Да уж, начинал я уик-энд, разбираясь с настройками, с тем, чтобы сделать машину быстрее и попробовать пилотировать не так агрессивно, как раньше. Чтобы собрать все воедино, понадобилось больше времени, чем я рассчитывал, и это надо учесть в следующем сезоне.
Вопрос: Но результат, которого вы добились в Канаде, позволил перевести дух?
Хейкки Ковалайнен: Только слегка. Тогда повезло, гонка получилась хаотичной. Конечно, мне нужно было лишь финишировать, но, результат не отражал реальной расстановки сил в тот уик-энд. Хотя через неделю, в США, я квалифицировался шестым, а финишировал пятым, поборовшись с Райкконеном и BMW.Этот уик-энд действительно получился и позволил снять накопившееся в команде напряжение. Инженеры поняли, что я не так уж плох, да и мне это придало уверенности. Все вокруг говорили о том, что пора бы меня заменить, и все в таком духе, но я не прислушивался - команда меня поддерживала, а это главное.
Вопрос: А второй половиной сезона вы довольны?
Хейкки Ковалайнен: В Венгрии я выпал из третьей части квалификации после того, как в первой части показал второе время - не все получилось на втором сегменте, но, мы быстро поняли, почему я внезапно потерял скорость. Гонку я провел очень сильно и финишировал восьмым, думаю, это одна из лучших моих гонок в этом сезоне. Стартовав 12-м, я обогнал в боксах три машины. Хорошая гонка. Неплохо прошел и турецкий Гран При - я несколько кругов лидировал и финишировал шестым, ближе к финишу догнав Льюиса, у которого возникли проблемы с резиной. В Италии и Бельгии не сработала разработанная стратегия, мы могли выступить и получше.
Вопрос: Пэт Симондс хвалил вас за гонку в Спа, где Вы одолели Кубицу!
Хейкки Ковалайнен: Для нашей стратегии, пилотировал я нормально, лучше вряд ли бы получилось. На десяти последних кругах я сдерживал Роберта, он был явно быстрее, но я выстоял. Разумеется, надо отметить и Японию.
Вопрос: Она стала кульминацией Вашего сезона!
Хейкки Ковалайнен: В пятницу мы выглядели неплохо, скорость устраивала и, наверное, в обычных условиях довольствовались бы седьмым-восьмым местом, а может и шестым, рядом сBMWи впереди остальных. Увы, в дождевой квалификации не хватило скорости. Обычно Джанкарло в дождь сразу выглядит очень неплохо, но тут он занял лишь 11-е место, а я проиграл ему несколько десятых. Мы немного перемудрили с прижимной силой, рассчитывая на сухую гонку, и это вылилось в невнятную квалификацию. Команда надеялась, что в воскресение дела будут обстоять получше, но не настолько же!Мы разработали эффективную стратегию, залили в машины много топлива. Из-за погодных условий многие ошибались, попадали в аварии, а мы продвигались вперед. Именно этого мы пытались добиться в каждой гонке сезона, если у Ferrari, McLaren или BMW возникают проблемы, нам нужно быть наготове.
Вопрос: В конце гонки Вам удалось сдержать атаки Кими...
Хейкки Ковалайнен: Сперва меня нагнал Филипе [Масса], но ему пришлось заехать в боксы, а меня стал догонять Кими, на последнем круге он пошел на обгон. Мне слишком сильно хотелось финишировать вторым, я рискнул, и риск оказался оправдан. В подобных обстоятельствах финишировать перед Кими было действительно приятно.
Вопрос: Что он сказал вам на подиуме?
Хейкки Ковалайнен: "Ну и мокрая же гонка!" А я ему ответил - "ага, скользко было". Вот и все. Наверно, он был немного расстроен, что не выиграл, перед стартом у них произошло недопонимание с резиной или что-то еще, в общем, он был невесел. Чувствовал, что должен был выиграть, ну или хотя бы меня обогнать.
Вопрос: А на что похожи ваши отношения с Кими? Ваши отцы вроде бы дружат...
Хейкки Ковалайнен: Они гоняются, приятельствуют, вместе смотрят гонки. Так случилось, что японскую гонку они смотрели вместе в моторхоуме на одной из трасс, где у них проходил этап. Я давно дружу с Кими, он отвечает мне тем же. У нас никогда не возникало проблем, я уважаю его и как гонщика, и как личность. С ним всегда очень весело, у него классные друзья.
Вопрос: Вы упомянули о слухах, что в середине сезона вас могли поменять на Пике-младшего. Вам действительно удавалось не обращать внимания на подобные сплетни?
Хейкки Ковалайнен: Да, полагаю, что удалось, это никогда не сказывалось на пилотировании. Разумеется, вне трассы я размышлял о том, что дела идут не так здорово, и мне не помешает небольшая поддержка, и в итоге меня убедили, что однажды ситуация сменится к лучшему.В Формуле 1 часто есть лишь один шанс, и, когда что-то не получается, можно быстро оказаться вне игры. Такое случалось со многими, а я хотел закрепиться. Я уверен, что смогу добиться успеха, получив в нужный момент быструю машину, надо только больше работать и не повторять ошибок.Я действительно неплохо справился, это можно занести в плюс. Было много разговоров, негатива, но это ни разу не повлияло на мой пилотаж. Самое горячее время, наверно, выдалось в районе Гран При США, а в итоге получилась одна из лучших гонок.
Вопрос: Во время телетрансляций мы часто слышим, как команда подбадривает вас или Джанкарло. У парней из Renault такой стиль работы - подгонять гонщиков?
Хейкки Ковалайнен: В разных гонках ситуация разная. Как правило, Бриаторе говорит инженерам: "Скажите ему, чтобы поднажал, пусть едет быстрее!" Я уже говорил, инженеры критиковали меня после Монако - перед Канадой мы собрались на базе и провели совещание. Там мне сказали: "Ты мог добиться большего, мог бы больше времени проводить на трассе, мог бы больше общаться с инженерами". В общем, посоветовали работать над собой.Вероятно, в начале сезона я уповал на то, что все само наладится, или в прошлом году было слишком легко на тестах - получил свежий комплект шин и сразу быстр, независимо от настроек.В этом году пришлось анализировать, учиться читать ситуацию. Мне прямо намекнули - нужно прибавить, Пэт давал мне советы, как поступить, наверное он уже попадал в подобные ситуации с гонщиками. И надо признать, это принесло плоды. Я стал проводить больше времени с инженерами, изменил подход к работе, брифингам, к тому, что мы делаем.
Вопрос: Флавио не скрывает эмоций, если недоволен гонщиком. Получается странная ситуация, ведь вы здесь благодаря ему, он "владеет" вами или как там это называется. Между вами обычные отношения гонщик/босс или нет?
Хейкки Ковалайнен: Не совсем обычные, если что-то идет не так, то дело не в том, что он менеджер. За плохие гонки я получаю нагоняй, он хочет, чтобы в любой ситуации я выкладывался на максимум. Флавио оказывает давление на людей всеми возможными способами.
Вопрос: Вы не протестуете?
Хейкки Ковалайнен: Это не проблема. После Мельбурна многие заявили, "он слишком придирчив" - вовсе нет. Я уже взрослый человек, могу вытерпеть и не такое. Если я даю повод для критики, значит, есть за что. Флавио всегда говорит то, что думает. Если он считает, что ты не справился, значит, есть что улучшить. На подобную критику нужно отвечать немедленно, на следующий день или на следующих тестах, тогда он понимает, что ситуация под контролем.И когда все в порядке, он появляется, чтобы похвалить за работу. Ему это доставляет такое же удовольствие. Многие этого не замечают, видя только агрессивную сторону. Но, на мой взгляд, он – прекрасный лидер команды. И как мой менеджер, и как глава команды, он ни на секунду не дает мне расслабиться.
Вопрос: Где вы окажетесь в следующем году?
Хейкки Ковалайнен: Есть несколько вариантов, команды мной интересуются, а это главное. Нужно сделать правильный выбор, от этого зависит мое будущее, может быть на несколько лет вперед. С кем бы я ни работал, хочется задержаться там на два-три года и начать побеждать.Самое важное - равный статус с напарником по команде и максимально конкурентоспособная машина. Уверен, в следующем году я буду гоняться, но повторюсь - важно сделать верный выбор.
Вопрос: Вы бы предпочли остаться в Renault, чтобы развить достигнутое в этом году?
Хейкки Ковалайнен: Renault - отличный вариант, я хорошо знаю эту команду. В прошлые пару лет они выигрывали чемпионат, этот сезон выдался сложным, но, они прибавят, я не сомневаюсь.Но необходимо соблюдать осторожность, следить за развитием ситуации, ведь начать сезон в статусе равного с партнером по команде гонщика и иметь равные шансы на чемпионство для меня очень важно. Иначе никогда не стать чемпионом, а я уверен, что на это способен.
Вопрос: Если Алонсо вернется в Renault, вам лучше перейти в другую команду?
Хейкки Ковалайнен: Вовсе нет. Если команда гарантирует равный статус, то иметь в напарниках Алонсо было бы замечательно. Трудно сказать, чего он хочет, да и не мое это дело. Мне не доводилось бывать в ситуации, когда от моего выбора зависела кандидатура напарника, но раз у тебя в планах чемпионский титул, надо готовиться к тому, чтобы обыграть любого. Если приходится гоняться в одинаковых машинах, то и команда должна работать на обоих гонщиков в равной степени.Как правило, в Renault придерживаются равного статуса для своих пилотов, даже в последние несколько лет, и Фернандо удавалось добиться успеха. Конечно, когда в конце сезона один впереди, а другой позади, то почему бы не помочь первому ради команды?Я все еще молод, все еще в начале карьеры, и я не могу позволить себе на несколько лет оказаться в тени другого пилота - нужно показать себя, нужно, чтобы обо мне заговорили. Если Фернандо вернется, мне предстоит многое обдумать.
Вопрос: Формула 1 оказалась именно такой, как вы рассчитывали?
Хейкки Ковалайнен: Все так, как и ожидал, хотя уровень очень высок. Меня немного удивила необходимость постоянно работать в полную силу - стоит немного расслабиться, как сразу откатываешься назад. Во время гоночного уик-энда необходимо сохранять 100%-ю концентрацию, полностью отдаваться работе.
Вопрос: Любой гонщик должен верить, что он достаточно хорош для титула. Вы все еще верите?
Хейкки Ковалайнен: Да, на 100%, я убежден, что буду быстр на достойной машине. Для победы в чемпионате понадобится мастерство и везение, но я уверен в том, что смогу прибавить, если захочу победить. В сезоне, подобном этому, мне вряд ли удалось бы стать первым, особенно после такого начала.Есть над чем поработать. Я многое узнал в этом году, и что бы ни случилось, нужно быть готовым к тому, что наступит момент, когда я окажусь в правильном месте с правильной машиной. В следующие два-три года мне предстоит многое сделать, чтобы этого добиться, но я добьюсь!