Неисполнительный директор команды Mercedes Ники Лауда подвёл итоги сезона и прокомментировал действия владельцев Формулы 1 из Liberty Media, в частности, их концепцию силовой установки и планы ограничить бюджеты команд.
Вопрос: Ники, вы часто говорите, что в этом году мы увидели лучшего Хэмилтона. Откуда появилось это убеждение?
Ники Лауда: Дело в том, что в этом году у Льюиса не было лучшей машины. В предыдущие три года у нас было всё необходимое, чтобы я сам завоевал титул. Всё немного напоминало мой сезон 1976 года с Ferrari – если бы не авария на Нюрбургринге, я без труда стал чемпионом. В этом году Ferrari оказалась настолько сильна, что Льюис принёс нам титул, а не мы ему.
Вопрос: Хэмилтон стал четырехкратным чемпионом в 32 года. Он сможет превзойти рекорды Шумахера?
Ники Лауда: Стремление постоянно прогрессировать – это то, что отличает лучших гонщиков. Завоевать титул легко, если у вас есть подходящая машина. Но не так много гонщиков, способных добиваться успехов в любой ситуации, и Льюис – из их числа. В этом году никто не выступал на уровне Хэмилтона – только Феттель смог к нему приблизиться. Если Хэмилтон продолжит в том же духе, то завоюет новые титулы. Чтобы опередить Шумахера, ему нужно еще четыре сезона.
Вопрос: Вы считаете, что Хэмилтону помогло отсутствие Росберга?
Ники Лауда: О гонщике можно судить, только когда он нажимает педаль газа. Хэмилтон и Боттас – не друзья, но между ними нет ненависти, которая была между Льюисом и Нико. Впрочем, это было плохо только для команды, а не для гонщиков, которые ещё больше мотивировали друг друга.
Вопрос: Команда многое изменит в машине к следующему году?
Ники Лауда: У нас никогда не было проблем со скоростью – скорее, с аэродинамикой. В некоторых гонках машина вела себя фантастически, в других – нет. Мы до сих пор не во всём разобрались и должны это исправить к 2018 году.
Вопрос: Надежность двигателей Mercedes вызывает восхищение...
Ники Лауда: Когда машина работает нестабильно, мы не могли позволить себе проблем с мотором. Следовательно, мы с Тото спросили Энди Кауэлла, что важнее: отыграть десятую или сохранить надежность двигателя? Кроме того, как завоевать титул, если у вас проблемы с надежностью? Ferrari и Renault отдали предпочтение работе со скоростью, но мы в результате оказались сильнее.
Вопрос: Следовательно, вы в хорошей ситуации, ведь с 2018 года за сезон можно использовать только три двигателя…
Ники Лауда: Посмотрим, останется ли всё так. Пока я могу только сказать, что следующий сезон будет ещё сложнее.
Вопрос: Кто виноват в поражении Ferrari: команда или Феттель?
Ники Лауда: Конечно, Ferrari могла бы завоевать титул, ведь у них лучшая машина и фантастический гонщик – Феттель. Но в какие-то моменты, например – в Сингапуре, Себастьян допускал ошибки. Что касается инцидента в Мексике, я считаю, что нет смысла рассуждать, как развивались бы события, если бы он не врезался в Льюиса. Но, конечно, этим маневром он испортил себе гонку. К этому добавились механические проблемы.
Вопрос: Серджио Маркионне тоже так считает. Но когда эти слова сказаны президентом Ferrari, это создает больший эффект и повышает прессинг. Вы согласны?
Ники Лауда: Я хорошо знаю Серджио, он говорит, что думает – как и я, хотя я бываю более дипломатичным (смеется). Я его понимаю: Ferrari проиграла титул, поэтому критика обоснована.
Вопрос: В Liberty Media видят будущее за более дешевыми двигателями и ограничением бюджета команд. Что вы об этом думаете?
Ники Лауда: Я обеспокоен. Конечно, американским владельцам нужно было время, чтобы разобраться в Формуле 1, но оно скоро истекает. И меня беспокоит, что они думают о будущем. FIA, Чейз Кэри и Росс Браун постоянно говорят, что надо уравнять команды, но ДНК Формулы 1 – в обратном. Глупо думать, что гонки станут интереснее, когда в каждый уик-энд у нас будет новый победитель. Формула 1 – это соперничество. Наряду с мужеством гонщиков, доработка машины – это одна из важных основ спорта. Вместо этого они хотят ослабить лучшие команды и защитить гонщиков, словно они младенцы, с помощью Halo.
Вопрос: Вы не согласны с тем, что моторы должны стать дешевле?
Ники Лауда: Конечно. Уверен, в итоге мы найдем компромисс, который всех устроит, но истоки проблемы в другом. За год расходы увеличились примерно на 70 миллионов, а доходы уменьшились. Куда мы хотим двигаться дальше? Нужны идеи, как заработать больше денег, но их я не вижу. Я слышал, что Шон Братчес хотел бы, чтобы гонщиков на стартовую решетку выводили дети. Повторять идеи футбола – это наша новая философия?
Вопрос: Что вы предложите?
Ники Лауда: Нам нужен более открытый проект. Например, что касается ограничения бюджета, это логично и правильно, но чтобы это реализовать, нужен трехлетний план. У нас много сотрудников, что мы должны с ними сделать? Выгнать на улицу? В Liberty Media заявили о планах ограничения бюджета, но не объяснили, как они собираются это сделать.
Вопрос: Маркионне пригрозил, что Ferrari может уйти из Формулы 1. В Mercedes тоже могут свернуть эту программу?
Ники Лауда: Я не думаю, что правильно выдвигать какие-либо угрозы, но начиная с сентября следующего года, мы должны определить для себя, как увеличить доходы и сократить расходы. Это меня беспокоит.