Уже во вторник, 7 ноября, FIA и держатели коммерческих прав Формулы 1 должны представить план по ограничению бюджетов команд начиная с 2021 года. Для Liberty Media эти ограничения – едва ли не ключевой фактор, так как расходы лидеров достигли умопомрачительных сумм, что ставит под угрозу существование нынешних команд и препятствует появлению новых.
В Liberty и FIA настроены решительно, однако можно не сомневаться, что предложения вызовут много споров – ведь даже намеченные изменения в регламенте на моторы, опубликованные несколько дней назад, вызвали противоречивую реакцию в паддоке. Так, Тото Вольфф уже заявил, что документ FIA – не более чем «отправная точка для дальнейшего диалога».
Тем не менее, необходимость ограничения бюджетов признают даже богатые команды, ведь их расходы тоже постоянно растут. В Mercedes каждый год тратят на Формулу 1 порядка полумиллиарда долларов, и если победы ещё как-то оправдывают такие суммы, то в случае поражения у руководства компании могут возникнуть вопросы относительно целесообразности дальнейшего участия в чемпионате.
По информации Auto Motor und Sport, уже более или менее чётко определено, что сокращение расходов будет реализовано при помощи ограничения максимального бюджета команд, а не лимитами на число сотрудников или произведённых деталей, как это предлагалось некоторыми сторонами. Однако этот бюджет не будет включать в себя зарплаты гонщиков, топ-менеджмента команд и расходы на маркетинг.
Наиболее вероятный размер такого ограничения – 150 миллионов евро или даже меньше, до 100 миллионов, в зависимости от того, сколь высокой в соответствии с новым регламентом окажется «цена успеха». Если для того, чтобы отыграть секунду, будет требоваться 50 миллионов евро, то бюджет может быть ограничен на более низком уровне. Если же те же 50 миллионов позволят отыграть лишь несколько десятых, его придётся закреплять на максимальном значении в 150 миллионов.
Один из ключевых вопросов всей концепции ограничения бюджетов – контроль над его соблюдением. В FIA предлагают выделить для этого независимых бухгалтеров, по одному для каждого участника чемпионата. Они будут работать в командах как обычные сотрудники, но при этом получать зарплату в FIA. Команды-лидеры, однако, возражают, так как не хотят пускать к себе людей, не связанных с ними контрактом.
Другой вариант – использовать официальные отчётности команд. Так, Mercedes, Williams, Force India, McLaren, Red Bull и Renault уже сейчас ежегодно фиксируют свои расходы в Реестре компаний в Лондоне, и любой человек может увидеть эти цифры через интернет, заплатив небольшую сумму.
Проблема, однако, в том, что это касается только команд, базирующихся в Великобритании, тогда как контролировать американскую Haas, швейцарскую Sauber или итальянские Ferrari и Toro Rosso гораздо сложнее. Вполне вероятно, что 7 ноября конкретное решение этого вопроса не будет объявлено, и на его поиск уйдёт ещё какое-то время.
Теоретически ограничения бюджетов можно было бы ввести гораздо раньше 2021 года, однако для этого потребуется согласие всех команд. Поэтому предполагается, что оно будет введено в 2019-м в тестовом режиме и в случае успеха появится официально в 2020-м.