Накануне Гран При Австралии Фелипе Масса рассуждал о шансах команды в предстоящем сезоне, новом формате квалификации, ограничениях на радиопереговоры и прототипе системы защиты головы…
Вопрос: Фелипе, с каким настроением вы начинаете сезон?
Фелипе Масса: С нетерпением жду первую гонку. Надеюсь, мы окажемся в хорошей форме и сможем догнать Mercedes и Ferrari. При этом мы не должны забывать об остальных соперниках. Надеюсь, у нас всё получится.
Вопрос: Иными словами, в Williams скорее рассчитывают атаковать позиции Ferrari и Mercedes, чем обороняться от Red Bull Racing?
Фелипе Масса: Сезон нужно начинать с мыслями, что нам многое по силам – возможно, даже оказаться впереди этих команд. Но важно реально оценивать свои шансы. Если изучить итоги тестов, оценить времена на круге на разных составах резины, можно сделать вывод, что в Mercedes по-прежнему очень сильны. Возможно, в Ferrari тоже впереди нас, но насколько эти команды опережают Williams пока сказать сложно. Вероятно, в Мельбурне мы получим более четкое представление о расстановке сил.
Вопрос: Как в Williams оценивают прогресс по сравнению с прошлым сезоном после завершения тестов?
Фелипе Масса: Вероятно, нам удалось прибавить в некоторых областях, но в каких-то прогресс оказался недостаточно большим. Я доверяю команде – мы понимаем, что необходимо предпринять, чтобы машина стала лучше. Нельзя сказать, что FW38 готова к первой гонке настолько хорошо, насколько нам хотелось бы, но я очень надеюсь, что очень скоро машина станет эффективнее – когда мы поставим некоторые новинки.
После гонки в Австралии мы поймем, где находимся относительно соперников. Надеюсь, мы окажемся конкурентоспособными.
Вопрос: В команде разобрались с новым форматом квалификации?
Фелипе Масса: Да. Формат изменился и теперь важно сразу показать хорошее время, а если на быстром круге возникнут проблемы, это может повлиять на дальнейшие шансы. Из-за трафика может быть очень сложно, особенно в первой части.
В прошлом году пилоты Mercedes были намного быстрее соперников, и если они сохранят это преимущество, то новый формат сыграет им на руку, поскольку для выхода в финал им может хватить более жесткого состава. Тогда в финале они поставят мягкие шины, выиграют поул, а затем начнут гонку на жесткой резине.
Командам, ведущим борьбу в средней группе за одну-две десятые, станет сложнее пройти в финал. Если раньше в третью часть выходили десять машин, то теперь только восемь. Однако мы должны думать о Формуле 1 – если новый формат понравится болельщикам, я не буду возражать. Мы должны меняться, чтобы сделать чемпионат более интересным. Не знаю, окажется ли этих изменений достаточно, но я надеюсь.
Вопрос: Что вы думаете об ограничениях на радиопереговоры?
Фелипе Масса: Изменения не такие существенные, и я готов их принять. Переговоров по радио станет меньше – не знаю, понравится ли это болельщикам. Многим нравилось слушать переговоры пилотов с командами, правда, сложно судить о том, насколько хорошо они понимают то, о чем мы говорим.
Сейчас переговоров станет меньше. Надеюсь, более опытные гонщики получат преимущество, но не знаю этого наверняка. Я готов к переменам и постараюсь как можно быстрее к ним адаптироваться.
Вопрос: Теперь командам приходится задолго до гонки выбирать составы резины. Что вы об этом думаете?
Фелипе Масса: Надеюсь, наш выбор шин оказался правильным. Мы видели, что команды выбрали разные варианты, но отличия не столь существенные. Не думаю, что в этом отношении мы увидим какие-то серьезные изменения. В любом случае, это еще один из пунктов в правилах, с которым необходимо разобраться и найти подход.
Вопрос: Насколько сложнее будет контролировать износ резины по ходу гонки, учитывая ограничения на радиопереговоры?
Фелипе Масса: Не стоит думать, что в прошлом году контроль состояния резины полностью лежал на гоночном инженере. Гонщик сам должен оценивать, когда атаковать, а когда беречь шины. В зависимости от состава, нужно внимательно следить за износом, иначе резина может потерять эффективность всего за пять кругов.
Вопрос: Вы уже задумывались о продолжении карьеры в Формуле 1 в 2017-м?
Фелипе Масса: Мне нравится выступать в гонках, быть частью Формулы 1. Я по-прежнему чувствую себя молодым. Не думаю, что для меня наступило время завершить карьеру. Я чувствую, что нужен Формуле 1, нужен своей команде, поэтому рассчитываю остаться.
Сколько еще лет я проведу в Формуле 1? Год, два, три – не знаю. Не буду исключать вариант, при котором продолжу гоняться больше трех лет. Я не думал об этом, поскольку хочу остаться.
Вопрос: Чем вы планируете заняться после ухода из Формулы 1?
Фелипе Масса: Я не знаю. Возможно, буду гоняться в другой серии.
Вопрос: В феврале Pirelli провела встречу с участием пилотов. Вам удалось донести до шинников пожелания, какая вам нужна резина?
Фелипе Масса: Думаю, на той встрече нам удалось прояснить ситуацию. Считаю, нужно проводить их чаще, поскольку команды играют в политические игры и преследуют свои интересы. Мы знаем, как порой сложно в Формуле 1 о чем-то договориться, но так было всегда.
Вопрос: Можете подробнее рассказать, о чем пилоты просили Pirelli?
Фелипе Масса: Нет. (смеется) Однако важно то, что мы приняли участие и высказали свое мнение. Это важно для будущего чемпионата – необходимо сделать так, чтобы гонщики вместо того, чтобы жаловаться на Формулу 1, говорили о том, какая она невероятная.
Вопрос: У гонщиков было единое мнение?
Фелипе Масса: Да.
Вопрос: Что вы думаете о прототипе системы защиты головы Halo?
Фелипе Масса: Я полностью поддерживаю это решение. Если у нас есть возможность сохранить жизни, помочь гонщикам избежать травм, мы должны это сделать. Не думаю, что в Формуле 1 мы должны рисковать жизнями. Именно поэтому я выступаю за решение, которое позволит повысить уровень безопасности – это может быть как Halo, так и любая другая конструкция. Я уже потерял друга в Формуле 1 – не знаю, спасла бы его эта система, но я не хочу повторения. Я не из тех, кто готов выступать в гонках без шлема.
Вопрос: Полагаете, Halo помогло бы вам в Венгрии в 2009-м?
Фелипе Масса: Я не могу знать этого наверняка, но, полагаю, последствия могли быть менее серьезными.
Вопрос: Некоторые считают, что Halo не сможет полностью защитить, и лучше использовать закрытый кокпит?
Фелипе Масса: Возможно, так и есть. Все зависит от того, о какой аварии идет речь.
Вопрос: Вы видели предложение Red Bull Racing по использованию закрытого кокпита?
Фелипе Масса: Да, но мне оно не нравится. Если с точки зрения безопасности это более предпочтительный вариант, я готов его принять, но все же нужно понять, что будет с видимостью, как обеспечить охлаждение в кокпите – проработать множество вопросов.