Макс Ферстаппен, вспоминая события предыдущего гоночного уик-энда, признал, что в Шанхае действовал излишне нетерпеливо, но уже сделал необходимые выводы. Хотя это не значит, что он впредь будет осторожничать на трассе.
Вопрос: После гонки в Китае уже прошло какое-то время, и у вас была возможность проанализировать те события – как вы их сейчас оцениваете?
Макс Ферстаппен: Как я уже рассказывал, сразу после финиша я извинился перед Себастьяном Феттелем. Такие моменты многому учат, хотя каждая гонка даёт какой-то новый опыт. И теперь я сосредоточен на предстоящем бакинском Гран При, постараюсь подготовиться к нему как можно лучше и показать хороший результат.
Вопрос: А вы помните, когда до этого вам пришлось извиняться перед другим гонщиком?
Макс Ферстаппен: (пауза) Такое бывало не так часто. Но иногда это нужно делать.
Вопрос: И всё-таки, когда вы в предыдущий раз извинились? Или такого вообще никогда не было?
Макс Ферстаппен: Не знаю. Наверное, в прошлом году в Венгрии перед Даниэлем Риккардо.
Вопрос: Ваша попытка опередить Льюиса Хэмилтоне в 7-м повороте шанхайской трассы тоже была чересчур оптимистичной…
Макс Ферстаппен: Если вспомнить тот эпизод, я думаю, что на месте Льюиса я бы сделал то же самое: в средней фазе поворота он слегка выдавил меня в сторону обочины, усеянной фрагментами отработанной резины. И всё это происходило на огромной скорости. Достаточно одного движения рулём, и ты теряешь контроль над машиной. Но я бы сказал, что это был пример вполне корректной борьбы на трассе.
Вопрос: Льюис входил в тот поворот несколько медленнее, чем обычно?
Макс Ферстаппен: Нет, просто я лучше разогнался на выходе из предыдущего поворота, поэтому смог его догнать. И я понимал, что он не будет проходить 7-й поворот максимально быстро – в отличие от меня. Я попытался обойти его по внешнему радиусу, но манёвр не удался. Хотя попытка была неплохая! И в следующий раз я снова попробую.
Вопрос: Вам не кажется, что другие гонщики обороняются от вас в более агрессивной манере, когда понимают, кто пытается их опередить?
Макс Ферстаппен: Конечно, я вижу, что иногда они действуют против меня более жёстко, но это необязательно создаёт проблемы. Обычно, когда люди так поступают, это даже хорошо. Это своего рода признак уважения.
Вопрос: Вы не расстроились, когда увидели напарника на верхней ступени подиума?
Макс Ферстаппен: Нет, хотя это произошло лишь из-за моих ошибок, это стало их следствием. В целом для нашей команды тот уик-энд был удачным, машина оказалась очень быстрой, и мы применили хорошую тактику. Кстати, это также вселяет оптимизм на будущее, ведь шанхайская трасса однозначно не самая подходящая для нашей машины, но, тем не менее, мы были вполне конкурентоспособными. С самого начала, ещё до появления автомобиля безопасности, наш темп был очень неплохим. Я постепенно догонял двух лидеров – смог бы опередить их или нет, это уже другой вопрос. Но с темпом всё было хорошо.
Надеюсь, что в Баку мы сможем добиться от машины большего, и нас ждёт успешный уик-энд.
Вопрос: Значит, вы готовы признать, что в Шанхае вам просто не хватило терпения? Вы торопились, понимая, что машина позволяет бороться за победу, учитывая, какая резина на ней стояла…
Макс Ферстаппен: Разумеется, я участвую в гонках не для того, чтобы финишировать пятым. Возможно, мне слишком хотелось выиграть, и я за это поплатился.
Вопрос: Значит ли это, что теперь вы будете действовать на трассе более острожно?
Макс Ферстаппен: Не думаю, что я должен применять такой подход, это неправильно. Если слишком осторожничать, то ты просто потеряешь скорость и будешь участвовать в гонках только ради участия. Я не такой. Я хочу быть самим собой. На собственных ошибках нужно учиться, но это ещё не значит, что я должен ехать медленнее. На самом деле, это значит, что я должен стать ещё быстрее, разве что действовать чуть более осмотрительно. Но именно этому меня научил Гран При Китая.
Вопрос: После гонки ваш отец прокомментировал её по-своему – вас не удивило, что он сделал это публично?
Макс Ферстаппен: Нет, ведь у нас состоялся разговор. Согласитесь, то, что он сказал, было вполне нормальным. Мой отец – самый жёсткий в мире критик всего и всех. Если мне удаётся находить общий язык с ним, значит, я смогу поладить с кем угодно. Но всё нормально. Я не считаю себя идеалом, идеальных людей вообще нет, мне есть над чем работать, и я рад выслушать справедливую критику. В конечном итоге, такие ситуации помогают тебе развиваться в профессиональном плане.
А вообще я общаюсь со многими людьми и готов выслушать их мнения. Хотя, конечно, отец – мой основной собеседник. Но я много разговариваю и с Хельмутом Марко, он отлично разбирается в гонках. Самое главное, я должен самокритично оценивать собственные действия. Можно говорить со многими, но выводы я должен делать сам.
Обычно мне удаётся разобраться, где я был прав, где нет, и увидеть во всём какие-то позитивные моменты, ведь начало гонки в Китае было очень хорошим. Хотя концовка действительно не задалась, я не считаю, что это какая-то серьёзная драма. Безусловно, результат мог быть и лучше, но надо видеть и наши сильные стороны. В целом в этом сезоне у нас хороший темп, и впереди ещё 18 гонок.
Вопрос: Готовы ли вы после трёх первых гонок сделать вывод, что машина достаточно быстра и позволит бороться за победы на любых трассах?
Макс Ферстаппен: Я бы не стал этого утверждать. Всё зависит от длины прямых отрезков и от комбинаций поворотов. Посмотрим, как всё сложится в Баку, ведь здесь очень длинная прямая, а это создаёт для нас серьёзные сложности. Но надеюсь, что мы сможем найти оптимальные настройки, и машина будет хорошо справляться с поворотами.
Вопрос: В Баку вы рассчитываете бороться за победу, за места на подиуме, или готовы смириться, что финишируете позади Ferrari и Mercedes?
Макс Ферстаппен: Мы надеемся, что сможем бороться в группе лидеров. В квалификации это всегда сложно, поскольку у нас нет возможности использовать режимы повышенной мощности. Для того, чтобы в квалификации опередить Ferrari и Mercedes, надо ещё на тренировках быть на несколько десятых быстрее них. Но по ходу гонки, когда у них нет возможности постоянно использовать эти режимы, мы выглядим более конкурентоспособно.
Конечно, будут ещё трассы, на которых мы должны выступить вполне уверенно, но будут и другие, например, Монца, где нас ожидают сложности. Что касается Баку, то по ходу гонки может много всего произойти: как и в Китае, будут разные тактические схемы, а также можно ожидать появления автомобиля безопасности. Всё это сделает гонку интересной. Однако посмотрим, как всё будет складываться.
Вопрос: Вас порадует, если Даниэль Риккардо останется вашим напарником и в следующем году? Как вы к этому отнесётесь?
Макс Ферстаппен: Конечно, я был бы только рад. У нас прекрасные отношения, нет вообще никаких проблем. Но это не от меня зависит. Решение принимать ему.
Вопрос: В следующем году будут пересмотрены ограничения по расходу топлива – как вы полагаете, это позитивно скажется на характере гонок, ведь вы сможете атаковать более интенсивно?
Макс Ферстаппен: Да, если нам больше не придётся экономить топливо, по-моему, это будет лучше. Вообще, необходимость его беречь несколько противоречит Формуле 1, ведь гонщик стремится только атаковать.