Макс Ферстаппен очень рад, что завоевал титул в Японии – рад за всю свою команду, за мотористов Honda, и считает, что столь удачные сезоны, как в 2022 году, выдаются редко, поэтому сомневается, что такой успех удастся повторить.
Вопрос: Вы стали двукратным чемпионом мира – какие эмоции сейчас испытываете? Вы с большим преимуществом победили в гонке, но похоже, что до самого финиша вообще не думали о том, что станете чемпионом мира…
Макс Ферстаппен: Конечно, переживания безумно сложные. Во-первых, я выиграл гонку, но оказывается, я выиграл и чемпионат – это был невероятно успешный сезон! Я и представить не мог, что это произойдёт уже в 2022-м, хотя был настроен сражаться до конца, и в этом году у меня такая хорошая машина.
В общем, я очень благодарен всем, кто помог мне добиться успеха – разумеется, это вся наша команда: и те сотрудники, кто работает на трассе, и те, кто остался на базе Red Bull Racing. Все они трудятся с максимальным напряжением сил, постоянно стараясь сделать машину быстрее.
Кроме того, конечно, надо отдельно отметить работу, которую мы проделали вместе с Honda, с каждым годом быстро и стабильно прогрессируя. Понимаете, выиграть вместе с ними второй титул, тем более на этой трассе, на глазах у всех – всё это вызывает очень сильные эмоции. Прессинг тоже несколько сильнее, но это хороший прессинг, позитивный. Поэтому я очень горжусь тем, что мы добились этого именно в Сузуке.
Вопрос: Вы выиграли титул в 2021-м, а теперь и в 2022-м – эти два чемпионата складывались по-разному, но какой из них вы бы выделили?
Макс Ферстаппен: Думаю, первый доставил несколько более сильные переживания. Хотя второй, вероятно, складывается ещё лучше – мы его выиграли в прекрасной манере. В этом сезоне было много побед и победных дублей, мы отлично проводили гонки, команда работает прекрасно, мы лидируем в Кубке конструкторов и теперь хотим направить все силы на то, чтобы завоевать и его.
В общем, это был особенный год, и я думаю, что нам стоит напомнить себе об этом, ведь сезоны нечасто складываются столь удачно. Так что, конечно, я очень доволен. Хотя когда я пересёк финишную черту, я ещё не верил, что мы выиграли титул, ведь я не знал, получим ли мы полное количество очков или нет.
В любом случае, это был отличный день. Мы отлично провели гонку, машина работала прекрасно, шины тоже – в общем, я счастлив, что мы победили на этой трассе. А потом я узнал, что победа принесла мне титул – разумеется, этому способствовал и 5-секундный штраф, полученный Шарлем Леклером. Думаю, сначала полной уверенности не было, но в итоге я очень обрадовался.
Но это ещё и повод вспомнить, как проходил весь сезон, ведь незабываемых моментов было немало. Очень важно отметить, что это достижение всей команды, поэтому я считаю, что мы должны насладиться этим моментом и по достоинству оценить всё, что было сделано всеми людьми, кто меня окружает.
Мы все много путешествуем по миру, все упорно трудятся, стремясь добиться общей цели. И у меня нет сомнений, что повторить подобный сезон будет очень трудно.
Вопрос: А что можно сказать о ключевых моментах гонки? Начнём со старта, ведь до первого поворота шла очень острая борьба между вами и Шарлем…
Макс Ферстаппен: Да, я стартовал ужасно, но такое уже бывало, поэтому я был готов к тому, что начало не будет особо выдающимся – так и получилось. Но думаю, что внешняя траектория на входе в первые два поворота была чуть более благоприятная, поскольку сцепление там было получше, и я смог затормозить немного позже. В общем, дуэль была острой, но думаю, что именно это нравится публике.
Вопрос: Что скажете об условиях на трассе? Какими они были перед тем, как гонка была остановлена, и какими после её рестарта?
Макс Ферстаппен: Поливало довольно сильно, и на первом круге на промежуточных шинах я пилотировал буквально на пределе. К моменту, когда выехал автомобиль безопасности, воды на трассе было слишком много даже для шин для сильного дождя. Если бы так продолжалось и дальше, то пилотировать было бы невозможно – при этом я лидировал, но те, кто ехал за мной, вообще ничего не видели.
В общем, пилотировать было очень сложно, поэтому решение остановить гонку было правильным. Когда предприняли первую попытку дать рестарт, условия для этого были неподходящими, ведь дождь лил всё сильнее, и не было ни единого признака, что трасса начала подсыхать. Думаю, момент для возобновления гонки был выбран верно. Какие-то ручьи на трассе ещё оставались, но мы всё равно довольно быстро перешли на промежуточную резину, следовательно, решение однозначно было правильное.
Вопрос: Вы безоговорочно доминировали, и за 28 кругов оторвались от соперников на 27 секунд. Что скажете о машине?
Макс Ферстаппен: Машина показала себя просто отлично, к тому же мы очень эффективно работали с резиной. Нам удавалось беречь передние шины, хотя на этой трассе они испытывают сильные нагрузки. Думаю, именно это давало мне такое преимущество в темпе, ведь если на первом секторе передние шины обеспечивают чуть более качественное сцепление, это здорово помогает. Но пилотировать было очень весело!
Вопрос: Мы слышали мнения разных гонщиков об эпизоде, когда на трассе появился эвакуатор с краном. Как полагаете, может быть, надо ввести жёсткое правило: если условия на трассе такие, как были по ходу этого Гран При, то никакой техники на трассе быть не должно?
Макс Ферстаппен: Конечно, я первым доехал до этого участка трассы и увидел кран, но в моём случае видимость была идеальная. Но когда ты едешь за чьей-то машиной, то всегда стараешься выйти из пелены брызг, смещаешься влево или вправо, потому что впереди ничего не видно. Как раз в такой ситуации возможны проблемы.
Ты можешь резко сместиться влево и вдруг увидишь перед собой кран или какое-то иное препятствие, и это опасно на любой скорости. Безусловно, в этом плане надо что-то предпринять.
Вопрос: Что ещё можно сделать, чтобы даже в таких условиях обеспечить интересное шоу для болельщиков и не сбивать их с толку? Рестарт был надолго отложен, причём в Сингапуре было то же самое. Что можно сделать, чтобы избежать подобных ситуаций?
Макс Ферстаппен: Думаю, нам нужны более эффективные дождевые шины. Вспомните, как проходили дождевые гонки в 90-х или начале 2000-х, сколько тогда было воды на трассе. Я был бы рад, если бы для испытаний шин выделялось больше тестовых дней, когда мы бы проверяли эффективность резины разных типов.
Но дождевые шины должны быть лучше. Думаю, что резина для сильного дождя слишком медленная, и при этом она разгоняет недостаточно много воды. Поэтому все всегда стараются поскорее перейти на промежуточные шины, они позволяют проходить круги намного быстрее.
Как только мы на них перешли, то сразу поехали как минимум на пять секунд быстрее, а это слишком большая разница. Когда поливает так сильно, то после того, как гонка остановлена красными флагами, вы обязаны поставить резину для сильного дождя, но пилотировать все равно очень непросто.
Хотя если сравнить эту ситуацию с тем, что было 20 лет назад, то в те времена никаких проблем не было. Значит, должно быть какое-то решение. Не хочу, чтобы это воспринималось как критика, но я просто рад помочь решить эту проблему. Мы должны ею заняться.
Возможно, надо просто организовать больше тестов и работать всем вместе, чтобы попытаться сделать шины более эффективными. По крайней мере, у нас должна быть возможность нормально гоняться на мокрой трассе. Не всегда можно проехать пару кругов на резине для сильного дождя, после чего перейти на промежуточную, а потом назвать эту гонку дождевой, ведь обычно такие гонки сопровождаются по-настоящему сильными ливнями.