В интервью швейцарскому таблоиду Blick Макс Ферстаппен довольно откровенно рассказал о себе, о своей работе и даже о личной жизни.
Вопрос: Когда-то вашей целью в Формуле 1 была первая победа, потом первый титул, а теперь вы бьёте все рекорды…
Макс Ферстаппен: Всё верно. Поменялось моё видение. Почему бы не выигрывать, если есть такая возможность?
Вопрос: Не скучаете по былым дуэлям с Льюисом Хэмилтоном?
Макс Ферстаппен: Нет. Я доволен тем, как сложился этот сезон. Конечно, я по-прежнему высоко оцениваю те сражения, которые у нас были в своё время. Но сейчас я больше ценю успехи, которые мы празднуем вместе с командой. Мне удалось одержать некоторое количество побед – что ж, такие периоды иногда бывают, но я предпочитаю об этом не думать. Потому что всё это только отнимает энергию.
Вопрос: Какое слово в Формуле 1 вы считаете самым важным?
Макс Ферстаппен: Целеустремлённость. В этом спорте всегда нужно выкладываться по максимуму, тем более в решающие моменты.
Вопрос: Что доставляет больше радости – когда вам сразу после старта удаётся оторваться от пелотона или когда приходится сражаться до последнего круга последнего поворота?
Макс Ферстаппен: Гонки всегда складываются по-разному. Конечно, мне нравится доминировать в гонках. Но это также означает, что ты преодолеваешь самого себя. Я не всегда обращаю внимание на характер гонки, но просто, работая за рулём машины, стараюсь добиться каких-то улучшений и чему-то научиться.
Вопрос: Вам не казалось, что в каких-то гонках в 2023 году вы шли на чрезмерный риск?
Макс Ферстаппен: Нет. Обычно я всё держу под контролем. Думаю, даже в Барселоне, когда я получил три предупреждения за нарушение пределов трассы. Я тогда сказал себе, что надо пилотировать поспокойнее и больше не допускать ошибок, поскольку ещё надо было проехать лучший круг гонки.
Вопрос: Это также можно называть непомерными амбициями…
Макс Ферстаппен: Пусть так, но я не могу приезжать на трассу и не выкладываться на 100%. Это мой личный принцип, и на гоночных трассах я ему следую.
Вопрос: Вы помните, когда последний раз сходили с дистанции?
Макс Ферстаппен: Естественно. В Мельбурне в 2022 году. По-моему, в топливной системе возникла утечка, или произошло что-то подобное. Но неудачи – неотъемлемая часть спорта, и после них команда всегда относится к работе с повышенным вниманием. Чтобы стать чемпионом мира, нельзя допускать, чтобы сходы происходили часто. Для этого надо регулярно зарабатывать очки.
Вопрос: В 2023 году вы выигрывали гонки, стартовав с семи разных позиций. Как это возможно?
Макс Ферстаппен: Вы спрашиваете обо мне лично, о нашей замечательной машине или о нашей отличной команде?
Вопрос: Обо всём сразу, хотя в конечном итоге именно вы пилотируете машину и должны первым пересечь линию финиша…
Макс Ферстаппен: Похоже, что у нас сложилась идеальная комбинация. И я очень внимательно слежу за всем, что происходит за кулисами, ведь любые проблемы в коллективе надо пресекать в корне. По-другому нельзя, если вы работаете в такой крупной компании, как Red Bull.
Вопрос: Значит, слово «честность» не чуждо Формуле 1?
Макс Ферстаппен: Нет. В основе успешного сотрудничества с Джанпьеро Ламбьязе, моим гоночным инженером, и другими ключевыми фигурами, в том числе с Хельмутом Марко, лежит именно взаимное уважение и доверие.
Вопрос: Следовательно, в любых сложных ситуациях на трассе и за её пределами надо выкладывать всю правду?
Макс Ферстаппен: Совершенно верно. На трассе я каждый день этого требую и сам действую точно так же. Что хорошо – то хорошо. И наоборот. Всё надо сразу выкладывать напрямоту, и это тоже входит в рецепт успеха.
Вопрос: Мы не затрагивали тему ваших отношений с напарником, но в Абу-Даби вы даже предложили команде первым позвать Серхио Переса на пит-стоп. Это нехарактерный для вас жест…
Макс Ферстаппен: Ну, там была простая причина. Я хотел оставаться на трассе дольше, чтобы преодолеть рубеж в 1000 кругов лидирования (в итоге за сезон у Макса было 1003 таких круга).
Вопрос: Самым ярким моментом сезона для ваших болельщиков, пожалуй, был эпизод, произошедший после победы в Бразилии, когда вы по дороге в боксы Red Bull вдруг запели старый хит Тома Джонса Green Green Grass of Home. Скоро ли мы услышим Макса Ферстаппена, поющего со сцены?
Макс Ферстаппен: Я вас умоляю, нет! Просто эту песню мы с отцом часто пели в те времена, когда я выступал в картинге, и мы совершали долгие путешествия по Европе. Отец рассказал об этом Кристиану Хорнеру, и команда завела эту музыку в радиоэфире.
Вопрос: В общем, в дни Рождества вы не собираетесь петь под ёлочкой?
Макс Ферстаппен: Однозначно, не собираюсь! Я вообще не певец, так что оставим эту тему. Для всей семьи это будет только лучше! (смеётся)
Вопрос: Раз уж зашёл разговор на семейные темы: после гонки в Сан-Паулу вы отправились на ферму вашей подруги Келли Пике, а потом посетили церемонию бракосочетания её брата. А собственную свадьбу вы уже запланировали?
Макс Ферстаппен: Свадьбу? Вы теперь хотите, чтобы я публично назвал дату? Не знаю, время покажет. Я очень счастлив с Келли, но пока в мои планы свадьба не входит. Всё должно произойти спонтанно.
Вопрос: Но это произойдёт, пока вы выступаете в Формуле 1, или уже потом?
Макс Ферстаппен: Повторюсь: я не знаю. Этот день настанет, когда мы почувствуем, что пора официально зарегистрировать наши отношения.
Вопрос: Насколько для вас важна роль семьи, когда вы возвращаетесь домой в Монако после гонок или других важных дел?
Макс Ферстаппен: Очень важна. Семья должна быть тихой гаванью, где можно забыть о стрессах. Келли уже знает, с какими проблемами столкнулся её отец в годы карьеры в Формуле 1. Мне просто нравится, что у нас такая большая семья, и что в доме множество разных животных.
Вопрос: Каких домашних животных вы держите?
Макс Ферстаппен: Сейчас у нас три кота, потому что они более независимые по характеру, чем собаки. Тем более, когда вы путешествуете, то вряд ли получится нормально ухаживать за собаками. А если брать их с собой, то за ними нужно присматривать, как за детьми. Для всех это было бы очень непросто.
Вопрос: Какой, по-вашему, будет Формула 1 через десять лет?
Макс Ферстаппен: Вероятно, бензиновые двигатели останутся в прошлом. Но наш спорт уже становится более «зелёным» и экологически дружественным. Но одно можно сказать со всей определённостью: Макса Ферстаппена в нём уже не будет!
Вопрос: Ваш контракт рассчитан до конца 2028 года, т.е. он истекает только через пять лет. Но после 2025 года Honda будет поставлять двигатели команде Aston Martin. Когда Red Bull Racing перейдёт на собственные моторы, доминирование команды закончится?
Макс Ферстаппен: Сложный вопрос. Но в Милтон-Кинсе сотни людей занимаются моторостроительным проектом Red Bull Powertrains. Мы не хотим в 2026 году оказаться в роли отстающих и надеемся, что наш мотор будет настоящей ракетой. Посмотрим.
Вопрос: Хельмут Марко в одном из интервью сказал, что как только вы завершите карьеру в Формуле 1, то сразу создадите собственную команду GT…
Макс Ферстаппен: Да, есть у меня такая цель. Не факт, что я сам буду выступать в гонках, но хочу создать нечто серьёзное и дать шанс талантливым людям. Это не значит, что я намерен привести их в Формулу 1, но просто хочу помогать им выстраивать карьеру в автоспорте. Есть множество чемпионатов, участвуя в которых можно добиваться успехов и получать удовольствие. Профессиональные гонщики могут зарабатывать себе этим на жизнь, и для этого вовсе не обязательно выступать в Формуле 1.
Вопрос: Каким руководителем команды станет Макс Ферстаппен? Вероятно, вы многому научились у Франца Тоста, Кристиана Хорнера и Хельмута Марко?
Макс Ферстаппен: Да. Однозначно, я буду нормальным и честным руководителем. Может быть, немного старомодным, потому что буду стараться добиться результатов на трассе, а не через социальные сети. Мне просто хочется добиться побед, и это для меня важнее всего.