Вопрос: Почему вы решили договориться с Ferrari и FOM, а не с кем-либо еще?
Макс Мосли: Мы заявили о своей готовности к продлению Договора Согласия с 2008 года. Было бы правильно не иметь такого договора, регулируя отношения сторон в чемпионате точно так же, как и в любом другом виде автоспорта, но команды и держатель коммерческих прав хотят подписать договор.
Вопрос: Тогда почему только Ferrari?
Макс Мосли: Не только. Мы дали понять командам, если они останутся в Формуле 1 после 2008 года, то сохранят права и привилегии, которые имеют сейчас по Договору Согласия. Это касается абсолютно всех команд.
Вопрос: Но Ferrari получит большие деньги...
Макс Мосли: FIA не занимается решением коммерческих вопросов, но мы понимаем, что все команды, подписавшие новый договор, получат средства, размер которых согласован между FOM и GPWC в так называемом "Меморандуме о Понимании", подписанном в декабре 2003 года. Очевидно они будут выплачиваться с 2008 года, по процентному соотношению, которое действует уже 25 лет.
Вопрос: Но Ferrari свою сладкую пилюлю все же получит?
Макс Мосли: Эти деньги платит FOM, команды подписавшие договор тоже получат свою долю, но это вопрос не к FIA.
Вопрос: Вас обвиняют в диктатуре
... Макс Мосли: Ни одно из решений FIA мне не кажется диктаторским. Из трех глобальных перемен в регламенте на сезоны 2005 и 2006 года две - резина и аэродинамика были единодушно одобрены командами, а вопрос с моторами был принят большинством голосов - семь против трех. Разве это диктатура? Единственным односторонним решением FIA стали изменения регламента в начале 2003 года, но даже тогда мы имели поддержку большинства команд и вынуждены были действовать просто потому, что команды не могли договориться по простейшим вопросам. Эти перемены несомненно пошли на пользу Формуле 1.
Вопрос: Новый регламент на резину, аэродинамику и моторы вовсю критиковали...
Макс Мосли: Повторюсь, регламент на сезоны 2005 и 2006 года по резине и аэродинамике был единодушно одобрен командами, а за регламент на моторы проголосовали семь команд из десяти. Производители резины тоже рады привозить на гонку не 19 комплектов на машину, как год назад, а всего четыре. Я принимаю критику, но давайте несколько гонок подождем, может быть это убедит нас в правильности принятого решения.
Вопрос: Ходили разговоры о монополизации поставок резины, как о самом простом и дешевым способом снижения скоростей в Формуле 1...
Макс Мосли: Техническая рабочая группа (или, по крайней мере, восемь из десяти ее членов) приняли решение, основываясь на трех вариантах, предложенных FIA. На самом деле современные трассы и машины не в состоянии справиться с моторами, мощность которых превышает 1000 л.с., даже при полном контроле над резиной. По этой причине технические директора команд неоднократно просили нас о снижении мощности моторов.
Вопрос: Вернемся к новому Договору Согласия. Как вы могли подписать его только с FOM и Ferrari, без консультации с остальными командами?
Макс Мосли: Мы не подписывали новый Договор Согласия, он еще в проекте. Мы просто подтвердили Ferrari текущие права и привилегии, если они продолжат выступать в Формуле 1 и подпишут Договор Согласия, вступающий в силу с 2008 года. С подобным предложениям мы обращаемся и к другим командам.
Вопрос: Почему вы не обсудили с ними это предложение?
Макс Мосли: В этом нет никакого смысла, предложение действительно для всех. Никто из представителей команд не высказывал недовольства по поводу своих прав, или привилегий Ferrari Не забывайте о том, что все они поставили подпись под этим документом в 1998-м.
Вопрос: Но не все довольны распределение доходов...
Макс Мосли: Этот вопрос команды должны решать с FOM. Очевидно они были удовлетворены, подписав в декабре 2003-го "Меморандум о Понимании", говорят сейчас FOM предлагает ту же сумму командам, которые будут участвовать в чемпионате до 2012 года. Команды могут заключить сделку с FOM или не сделать этого, FIA соблюдает нейтралитет.
Вопрос: Вы говорите, что команды довольны своими правами и привилегиями, но они жалуются на давление со стороны FIA...
Макс Мосли: Я читал об этом в газетах, но никаких жалоб не получал. Естественно, проигравшая команда ищет виноватых, но как только она начинает выигрывать, претензии исчезают.
Вопрос: Некоторые считают, что вы потворствуете Ferrari...
Макс Мосли: Это миф. То, что мы сделали в 2003-м фактически вредит Ferrari, к тому же в прошлом году все прошло без претензий к нам, Ferrari любой другой сильной команде.
Вопрос: FIA обвиняют в недостаточной открытости...
Макс Мосли: Наверное мы самая открытая организация в международном спорте. Мы никогда не отказывали во встрече или доступе к документам любой заинтересованной стороне. Наш Апелляционный суд открыт для прессы, такого в большом спорте вы нигде не встретите.
Вопрос: Представители некоторых команд говорят, что Апелляционный Суд FIA далек от независимости...
Макс Мосли: Это все ерунда. Команды могут и сами проверить объективность суда, обратившись в крупную юридическую фирму. Они узнают о том, что Апелляционный Суд FIA состоит из независимых профессиональных адвокатов и судей, которые не получают вознаграждения за свою работу. К примеру британский судья - профессионал, занятый всю рабочую неделю у себя на родине. Прежде чем обвинять суд, подумайте о том, что они добровольно работают на будущее нашего спорта.
Вопрос: Даже если суд действительно независим, разве регламент не написан под Ferrari?
Макс Мосли: Это очень голословно, у вас есть пример? Регламент одобрен большинством команд и, как правило, одобрен единодушно. Процедурные изменения в 2003-м пошли во вред Ferrari и вовсе не из-за ошибок FIA эта команда выигрывает. Правила одни для всех, а побеждает тот, кто наиболее компетентен.
Вопрос: Большинство команд считают. что именно гони должны определять правила, а не FIA...
Макс Мосли: Если эти правила не ставят под угрозу безопасность гонок или справедливость борьбы, то я согласен и FIA готова рассмотреть предложения команд. Проблема в том, что команды опять не смогут договориться, вынуждая федерацию искать компромисс. Мы никогда не отказывались от идей, которые поддерживают все команды чемпионата, на самом деле команды и сейчас, по Договору Согласия, влияют на регламент. Для принятия решений Технической рабочей группе нужно получить восемь голов из десяти, а у FIA там просто нет права голоса. Потом эти предложения идут в Комиссию Формулы 1, где из 12 голосов только один принадлежит FIA.
Вопрос: Некоторые команды готовятся к встрече, намеченной на 7 и 8 апреля, чтобы вместе с автопроизводителями разработать собственный регламент на сезон 2008 года...
Макс Мосли: Если они в состоянии это сделать - хорошо! Проблема в том, что пара автопроизводителей хотела бы снять ограничения на технологии, а значит будет полностью потерян контроль над затратами. Другие два производителя хотели бы ограничить затраты, чтобы остаться в Формуле 1 и еще два занимают промежуточную позицию. Подобные разногласия есть и среди команд. Проблемы начнутся в тот момент, когда участники чемпионата начнут согласовывать регламент.
Вопрос: Но они уже опубликовали свои принципы...
Макс Мосли: Принципы - штука хорошая, но их сейчас и обсуждать некому. Ситуация изменится, когда дойдет до регламента.
Вопрос: Не слишком ли далеко вы зашли с принятием нового регламента на моторы? Разве нельзя ограничить мощность без запретов на технологию?
Макс Мосли: До сих пор справляться с запретами приходилось лишь инженерам, работающим с шасси, моторы были неприкосновенны, но сейчас ограничения необходимы. Помните в сезонах 1994-1995 года нам говорили, что законы физики не позволят сделать трехлитровый мотор мощнее 600 сил? Кроме того ограничения на технологии позволят коммерческим производителям моторов, вроде Cosworth или Mecachrome поставлять конкурентоспособные двигатели, построенные по новой формуле 2.4 V8, близкие по эффективности к моторам ведущих компаний.
Вопрос: Но в недавних пресс-релизах производители выразили готовность поставлять моторы для двух команд...
Макс Мосли: А еще в письме от 14 января 2003 года группа производителей обещала поставлять моторы за 10 миллионов Евро, но этого не произошло. Потом они обещали поставлять моторы, если FIA не будет запрещать трекшн-контроль и этого тоже не произошло. В конце концов моторы для Jordan представила Toyota, хотя японцы ничего не обещали.
Вопрос: Вы говорите о том, что было раньше, а сейчас группа автопроизводителей настроена весьма серьезно...
Макс Мосли: Наверное они собираются сделать именно то, о чем говорят, но пока речь идет лишь о намерениях. Есть простой тест. Попросите автопроизводителей подписать совместное соглашение о том, чтобы они поставляли моторы для 24 машин с 2008 по 2012 год включительно. Они откажутся по той же самой причине, которая разрушила "Меморандум о понимании" 2003 года с FOM. Они не могут взять на себя долгосрочные обязательства перед Формулой 1, их руководство согласно лишь на один-два сезона и одну-две команды. Было бы слишком опрометчиво для FIA рассчитывать будущее Формулы 1, полагаясь на автопроизводителей.
Вопрос: А какое решение предлагаете вы?
Макс Мосли: Мы должны найти способ так пристроить крупные компании к чемпионату, чтобы команда не оказались выброшенными на улицу после их ухода. Мы с радостью приветствуем автопроизводителей в Формуле 1, но не можем запретить им покидать этот спорт. А значит - на рынке должны быть доступны коммерческие моторы, не менее конкурентоспособные, чем двигатели компаний, тратящих на них 250 миллионов долларов в год и больше. Мы считаем, что регламент на сезон 2006 года эту задачу решает.
Вопрос: Значит, если одна из сильнейших команд потеряет поставщика моторов в 2006-м, то она сможет купить у Cosworth или Mecachrome мотор, способный побеждать?
Макс Мосли: Да, и это очень важно для стабильности чемпионата. В этом году подобное невозможно, а в 2006-м вполне.
Вопрос: Вы против чемпионата автопроизводителей, который мог бы составить конкуренцию Формуле 1 в 2008 году?
Макс Мосли: Нет. Регламентирование и управление чемпионатами - часть нашего контракта с Европейской комиссией.
Вопрос: Но некоторые из "мятежников" говорят, что не хотели бы выступать под юрисдикцией FIA...
Макс Мосли: Невозможно организовать чемпионат в отрыве от существующих спортивных структур. Именно поэтому Европейская комиссия настаивает на том, чтобы FIA признавала все гоночные чемпионаты, пусть они и конкурируют с Формулой 1. Есть стандартные критерии обеспечения безопасности и справедливости гонок. Я не думаю, что в итоге мы все же получим два чемпионата, из-за очевидных коммерческих проблем, но существование двух серий, построенных по разной идеологии, я исключить не могу. Одна из них может быть построена без ограничений скоростей и технологий, а вторая - на технологических ограничениях и рентабельности. Но впоследствии одна из серий выйдет вперед, уменьшив коммерческие доходы второй на много лет вперед.
Вопрос: Так вы все же против GPWC или другой группировки автопроизводителей?
Макс Мосли: Нет. Они и команды имеют право потребовать от FOM больших средств и это не наше дело. Они могут организовать собственный чемпионат, придумать свой регламент. Но мы не пойдем на изменение технического регламента Формулы 1, которое не позволит сильной команде найти конкурентоспособный мотор, если она разошлась со своим действующим партнером.
Вопрос: Что вы думаете о регламенте Формулы 1 после 2008 года?
Макс Мосли: В ближайшие несколько месяцев мы согласуем его со всеми командами, которые заявят о своем участии и опубликуем до конца года, как это и записано в Договоре Согласия.
Вопрос: Что вы думаете о Поле Стоддарте, как о профсоюзном лидере Формулы 1?
Макс Мосли: Он слишком доверчив, даже наивен. Некоторые боссы команд, которые сегодня изображают его лучших друзей, несколько лет назад делали все, чтобы завладеть деньгами Minardi. Тогда только федерация остановила их от этого. Тогда они говорили, что Полу и его команде нет места в Формуле 1, а сейчас используют его в своих интересах. Пол делает все, что в его силах, но только FIA действительно защищает интересы независимых команд в Формуле 1.