Макс Мосли: Прежде всего я хочу извиниться за проведение пресс-конференции в этом пресс-центре, собралось очень много журналистов, пришедших делать свое дело. Здесь тесно, но я попробую сделать все, что смогу. У меня не запланировано никаких заявлений, я попробую ответить на ваши вопросы, потому что у меня нет другой возможности пообщаться с журналистами, разве что у себя в офисе.
Далее идет краткая справка по поводу заместителя Мосли, господина Алана Донелли, которую мы пропустим...
Вопрос: Я хочу спросить о точке зрения FIA по поводу ситуации с Phoenix?
Макс Мосли: Ситуация очень проста. Мы считаем, что у них нет возможности войти в чемпионат, они считают, что есть и собираются подать в суд, в Великобритании, так что в ближайшие несколько недель ждите новостей.
Вопрос: Можете ли вы подтвердить информацию о том, что Phoenix получил отказ в арбитражнм суде FIA. Можете ли вы разъяснить роль в этом деле Тома Уокиншоу, ведь это единственный представитель Phoenix среди нас?
Макс Мосли: Вопрос первый. Нет, это неправда. Мы советуем им обращаться в арбитраж, а не в суд, потому что Договор Согласия подотчетен арбитражу, вне зависимости от нашего мнения, могут они принять участие в чемпионате, или нет. Я не знаю, какая связь существует между Томом Уокиншоу и Phoenix. До меня дошли слухи, что Том собирается поставлять им моторы, но Phoenix возглавляет господин Никерсон, именно он обратился во французский суд.
Вопрос: Вы недавно изменили несколько пунктов регламенте, точнее Комиссия Формулы 1 внесла предложения, а Всемирный совет поддержал их. У вас есть договор с командами, чтобы не менять регламент на шасси в ближайшие пару лет. Вы не боитесь беспорядка в правилах?
Макс Мосли: Прежде всего хочу сказать, что беспорядка в правилах быть не может. Мы очень осторожно подходим к поправкам в регламенте и проводим надлежащие процедуры. Мнение о том, что FIA меняет правила вводит многих в заблуждение. Мы не можем ничего поменять в Формуле 1, если только это не связано с безопасностью, назначением должностных лиц и дисциплинарными вопросами. Во всех остальных случаях мы обращаемся к Комиссии Формулы 1, где одиннадцать команд имеют одиннадцать голосов, владельцы этапов - восемь, спонсоры - два, поставщики моторов и резины по одному я и господин Экклстоун, как владелец коммерческих прав.Таким образом, если вас не поддерживает большинство команд, вы не сможете провести поправку. Чтобы это сделать, вам потребуется 18 голосов из 26-ти. Все это определено в Договоре Согласия и до окончания срока его действия возможен только такой вариант. Всемирный совет имеет право не принять решение Комиссии и вернуть его на повторное рассмотрение, хотя вспоминая 21-летнюю историю Договора Согласия я не припомню таких случаев.
Вопрос: Спасибо за разъяснения. Мы увидим какие-либо поправки к регламенту, затрагивающие безопасность, например поправки по резине?
Макс Мосли: Если мы решим изменить регламент в области резины, то не обязательно из соображений безопасности. Но мы посоветуемся с поставщиками резины. Мы немного обеспокоены скоростью машин в поворотах, они не отражают наши меры по снижению скорости, это необходимо остановить.
Вопрос: Мне кажется, что новые правила, касающиеся моторов не соответствуют спортивному духу Формулы 1, тоже касается и штрафа на десять мест на старте. Я думаю, что благоразумное или экономическое решение таких вопросов вредит Формуле 1.
Макс Мосли: С точки зрения спорта замена моторов, которые рассчитаны на 350 километров и могут быть использованы лишь в ходе одной сессии на моторы с ресурсом в 700 или 800 километров, ничего не меняет. Фактически более целесообразно строить мотор с большим ресурсом, чем с меньшим. Идея с использованием трех или четырех моторов за уик-энд экономически нецелесообразна. Это расточительство, которое не могут позволить себе бедные команды.Конечно мы можем идеализировать ситуацию, позволить командам тратить столько, сколько они считают нужным, но тогда мы потеряем две, три или четыре команды из хвоста чемпионата, поставив под угрозу Формулу 1. Если вы - руководящий орган, значит должны предвидеть подобные проблемы и стараться предотвратить их. Проблема в том, что богатые команды могут потратить сэкономленные 20-30 миллионов долларов на что-то еще, а мы заботимся о тех, у кого нет таких денег. Значит в один момент нужно объявить о том, что использование одного мотора на уик-энд экономит большую сумму денег, потому что мотор с ресурсом в 800 километров стоит столько же, сколько мотор с ресурсом в 300 километров. Кто хочет, может продолжить использование существующих моторов, но им, видимо, придется отказаться от свободных заездов, начиная уик-энд с квалификации.Можно выбирать. Должен существовать и штраф, нельзя исключать команду из гонки, если во время квалификации у нее сгорел мотор, или все будут намеренно сжигать моторы, если мы будем это прощать. Большинство команд высказалось в пользу штрафа в виде перемещения гонщика на десять мест назад на стартовом поле. Число было названо произвольно, может быть 10, может быть 12 мест.
Вопрос: А нельзя было решить этот вопрос аналогично тому, как решили с резиной? Команды привозили бы четыре или пять моторов, а в FIA решали бы, какой из них должен использоваться в квалификации, ограничив таким образом число моторов до трех, а не до одного.
Макс Мосли: Мы и сейчас используем три мотора, так что подобным решением мы бы ничего не добились. Средства продолжали бы тратиться. Вы должны попробовать понять, что суммы, которые сейчас тратятся в Формуле 1 больше тех денег, что есть у бедных команд. Так нельзя продолжать дальше, иначе многие уйдут. Наша работа в том, чтобы сохранить Формулу 1.Ситуация действительно трудная. Каждый исходит из имеющихся средств. Рекламные доходы упали серьезно, а в некоторых случаях драматично. Потребуется время, чтобы все наладить, рекламу не продают на одну-две гонки, обычно речь идет о длительных контрактах. Не нужно находиться во власти иллюзий, доход будет снижаться. Денег уже сейчас недостаточно. Именно так команды становятся банкротами, они просто вовремя не распознают проблемы. Но они полагаются на руководящий орган, который должен создать благоприятную среду для выживания.
Вопрос: Макс, идея с ограничением числа моторов и экономии ресурса может привести к тому, что в пятницу никто просто не выйдет на свободные заезды. Это не в интересах спорта. Нужно не забыть о тех, кто купил билет на трибуны...
Макс Мосли: Такова ваша точка зрения. Мотор, который способен проехать 800 километров будет неизбежно медленнее того, который может проехать триста или четыреста. Команды имеют выбор. Они могут поступить именно так, как вы сказали, не выходить на трассу в пятницу и пройти квалификацию с более мощным мотором, как это происходит сегодня. Но они должны взвесить преимущество предварительной работы, которая обычно проводится в пятницу - настройки машины, проверки ее систем. Каждый имеет право на собственную точку зрения, но преимущество получит обладатель менее мощного мотора на настроенной машине.
Вопрос: Вы обсуждаете вопрос экономии средств с командами, которые прилетают на встречу на частных реактивных самолетах. Может быть запрет на самолеты сэкономит больше денег?
Макс Мосли: Да, но маленькая команда, у которой кончились деньги может арендовать одномоторную "Сессну" или привести свой груз коммерческим рейсом, это их выбор. Если вы работаете в чемпионате, который предполагает использование трех моторов за уик-энд, то вы либо отказываетесь от участия, либо платите деньги. Спонсоры могут спросить, почему вы используете всего один мотор в то время, когда остальные используют три, неудивительно, что вы не выигрываете. Как они будут тратить собственные деньги, это дело команд и мы не должны в это вмешиваться. Но мы должны поставить всех в одинаковое положение.
Вопрос: Макс, если несколько команд предпочтут ныне существующий регламент и сегодняшние моторы, заранее соглашаясь стартовать на 10 мест дальше, вы будете принимать к ним какие-либо санкции?
Макс Мосли: Нет, если только Комиссия Формулы 1 не примет соответствующее решение большинством голосов? но я не думаю, что такое произойдет. Вероятно к 2004 году моторы с большим ресурсом не будут уступать по мощности тем, что используются сейчас. Обычно за сезон моторы прибавляют 200-300 оборотов в минуту.Я не думаю, что это станет системой. Периодически подобное может происходить, но все в равных условиях, так что ситуация не идеальна, но никто пострадать не должен. Некоторые считают, что это положительно скажется на интересе к чемпионату. Я бы предпочел, чтобы этого не было, но, на самом деле, не стоит придавать этому особого значения.
Вопрос: Пожалуйста, разъясните ситуацию с дисциплинарными штрафами...
Макс Мосли: Здесь ситуация не из простых. Если в гонке произойдет инцидент, в котором есть виновный, то произойдет одно из двух. Либо он продолжит гонку, либо остановится. Если он может продолжать, то у нас теперь есть штраф с проездом через боксы. Трудности были с тем, как наказать виноватого, если он сошел с трассы. У стюардов было две возможности - оштрафовать его на 50000 долларов или не допустить на старт следующей гонки. Но для многих гонщиков сумма в 50000 не имеет никакого значения, а недопуск на старт, это очень серьезное наказание не только для гонщика, но и для команды, а в некоторых случаях и для публики.Нужно было что-то среднее, компромисс. В результате Комиссия Формулы 1 предоставила стюардам возможность накладывать отсроченный штраф с пропуском десяти мест на стартовом поле, это существенно, но не смертельно. Я думаю, что он будет применяться редко, но мы заполнили вакуум и дали возможность стюардам оперативно реагировать на ситуацию. Ничего лучшего мы не придумали.
Вопрос: Что вы думаете об идее пригласить одного из бывших гонщиков в числе стюардов?
Макс Мосли: Это очень сложно. Есть мнение, что стюарды должны быть постоянными, одни и те же люди должны работать на каждой гонке. Здесь существует опасность, мне очень неприятно это слово, но они станут частью цирка. Они будут иметь друзей и недругов в боксах, станут необъективны. Я предпочел бы приглашать разных стюардов, в футболе часто такое происходит. Красную карточку получает тот, кто не должен ее получить, а желтую - тот, кто заслужил красную. Независимость стюардов очень важна. Мы предложили Комиссии компромисс, заявив, что все штрафы может накладывать Чарли Уайтинг, но команды не согласились, хотя это сделало бы наказания более последовательными. В самом начале сезона мы предложили постоянного стюарда, но он слишком хорошо знаком всем в паддоке, дело не в персоне, а в сути. Так что решения стюардов, иногда могут казаться эксцентричными, но это перевешивает описанные мною проблемы.
Вопрос: Группа компаний Kirch может покинуть этот бизнес в ближайшие 100 дней. Ваши комментарии...
Макс Мосли: Ситуация весьма интересна. Все знают, что они имеют 75% акций компании SLEC, бизнеса Берни, обладателя коммерческих прав на Формулу 1 на ближайшие 108 лет. Я считаю, что никаких значимых перемен не будет, по крайней мере в настоящее время. Это огромная проблема для футбола, потому что очень многие футбольные команды финансово зависят от Kirch. Формула 1 не получает денег от Kirch, наоборот, Kirch получает деньги от Формулы 1. У нас есть право вето, если права, которыми сейчас обладает Kirch будут переданы нежелательной для нас организации. Но мы совсем не против, если кто-то продолжит работу, продолжит открытые и платные телетрансляции чемпионата. Нет никакой разницы, кто будет этим заниматься, лишь бы они делали свою работу. Причин для беспокойства нет.
Вопрос: В следующем году табачная реклама будет запрещена в Бразилии, в том числе и во время проведения этапа. Вы рассчитываете на то, что законопроект будет изменен в пользу Формулы 1? Мы увидим новые этапы в будущем году?
Макс Мосли: Ситуация с табачной рекламой следующая, мы уверены в том. чтобы запрет был международным, запрещая рекламу табака в одной стране вы ничего не добьетесь, рекламодатели просто уйдут за ближайшую страницу и там удвоят свои объемы. В понедельник состоятся слушанья по этому поводу в Европарламенте, предварительная дата - июль 2005 года, мы постараемся отсрочить введение запрета на конец 2006 года. Эта дата принята во многих странах, их нее исходил Всемирный Совет в октябре 2000-го. В общих интересах следовать намеченному. Те страны, которые решат иначе, могут остаться без Гран-при. Ранний запрет на рекламу ничего не даст, они лишаться гонки, но будут смотреть табачную рекламу во время трансляции этапа из другой страны.
Вопрос: Вернемся к стюардам. Сначала вы сказали, что предпочитаете независимых стюардов, потом упомянули Чарли Уайтинга. После того, что произошло с Ferrari (команда использовала больше наборов резины, чем разрешено по регламенту с разрешения Уайтинга) все это звучит немного странно...
Макс Мосли: Это не значит, что Чарли Уайтинг будет решать все единолично. Если вы имеете ввиду четыре комплекта резины, то в Ferrari не использовали больше комплектов, чем разрешено по регламенту. Думаю никто из авторитетов Формулы 1 не подвергает сомнению компетентность и авторитет Чарли.
Вопрос: Вернемся к вопросу о Kirch. Автопроизводители встречаются в Имоле, чтобы обсудить их планы на 2008 год. Вы говорили, что не будет никого раздвоения чемпионата. После того, что произошло с Kirch вы придерживаетесь того же мнения?
Макс Мосли: Я думаю. что это может произойти раньше, сроки могут сдвинуться, потому что автопроизводители вместо переговоров с владельцем прав будут общаться с банками. Я думаю, что все, и автопроизводители в том числе, понимают, что в Формуле 1 может начаться кризис. Осталось пять лет до окончания срока действия Договора Согласия, у многих команд скоро истекают контракты со спонсорами, люди начинают задумываться, а настолько ли прочной остается ситуация, можно ли продолжать вкладывать в это свои деньги, как и когда они окупятся.
Вопрос: На протяжении 50 лет мы никогда не обсуждали, сколько раз можно изменить траекторию на старте, теперь разговоры об этом идут каждые две недели, вспомните маневр с участием Монтойи в Малайзии. Вы не думаете, что обгонять стало достаточно трудно?
Макс Мосли: Давайте вспомним, в тот момент, когда мы разрешили использовать электронику на старте многие считали, что старт станет скучным, но посмотрите, как в Бразилии две Renault вырвались вперед. На старте много обгонов и сами гонщики предложили правило единственной смены траектории, если они захотят пересмотреть его, мы сделаем так, как им нужно. Мы совершенно не собираемся указывать им, как управлять машиной. Здесь нет таких жестких правил, как на обычных дорогах, просто все знают, что можно, а что нельзя. Любое столкновение может привести к сходу, в их же интересах не допускать подобного. Вы знаете, наверно я оптимист, но мне кажется, что аварии на старте не превратятся в тенденцию, это невыгодно гонщикам. Факт остается фактом, почти 40 лет мы не говорили об этом, а сейчас, к сожалению, гонщики обсуждают маневры на страницах прессы. У нас очень опасный спорт и любое публичное обсуждение, потом, если вслед за ним последует серьезная авария, может иметь неприятные последствия.
Вопрос: Вернемся к табаку. Я слышал, что Всемирная Организация Здравоохранения сделала запрос по поводу гонки в Москве, с просьбой не размещать там табачную рекламу с первого этапа, еще до того, как табачную рекламу запретят по всему миру. Это на самом деле так?
Макс Мосли: Я не слышал ничего подобного и не думаю, что Всемирная Организация Здравоохранения стала бы обсуждать вопросы проведения отдельного этапа. Это было бы несправедливо, к тому же мы обсуждали этот вопрос и выработали единую позицию. Единственный эффективный вариант - единый международный запрет на рекламу. Вряд ли они решились бы ограничить права единственного Гран-при.
Вопрос: С 2003-го года вы обяжете пилотов использовать HANS. В FIA считают, что команды готовы к этому?
Макс Мосли: Ситуация была тщательно исследована комиссией по безопасности, Сидом Уоткинсом и его людьми. В США уже есть небольшой опыт использования таких систем. Единственная трудность состоит в том, что мы не можем ввести HANS в Формуле 1 или Формуле 3000, в отрыве от других чемпионатов, например Формулы 3 или спортивных автомобилей. Стало быть нам надо ясно определиться с тем, что мы будем считать обязательным, это касается сроком и стоимости. Как поступить пилоту Формулы 3, если мы обяжем его использовать HANS, значит надо быть уверенным в том, что он сможет позволить себе приобретение и использование системы.
Вопрос: Именно поэтому вы задержали появление HANS в Формуле 1? Дело не в том, что гонщикам просто неудобно?
Макс Мосли: Задержка частично связана с гонщиками, частично с Сидом Уоткином. Он хотел быть уверенным в том, что устройство само выдержит серьезную аварию, а по этому поводу были некоторые сомнения, и будет достаточно эффективным. Сейчас все проблемы решены, поэтому мы вводим HANS с 2003 года. Единственная причина, которая может вызвать задержку - использование устройства в младших формулах, скорее всего, станет добровольным.
Вопрос: Вернемся к моторам. Вы не волнуетесь, что производители моторов за два года найдут решение, способное сохранить конкурентоспособность на существующем уровне, а слабые команды вынуждены будут искать самое дешевое решение, что еще больше увеличит разрыв?
Макс Мосли: Я понимаю вопрос, но это надо обсуждать после обеда за второй бутылкой вина. Если вы используете один набор поршней, это дешевле трех наборов, тоже самое касается и остальных компонентов мотора любого производителя в мире. Если кто-то скажет вам, как это часто бывает, "Ах, они сделают специальный, очень дорогой коленвал и мотор будет быстрее". Затраты производителей моторов с ресурсом 300 или 800 километров отличаются незначительно, конечно мотор на 800 километров дороже, но дополнительные затраты невелики. Я хорошо знаком с ситуацией.
Вопрос: Многие говорят, что экономия на моторах составит незначительную сумму, по сравнению с тем, что тратится на проведение тестов. Было предложение не ограничивать команды в работе в четверг и пятницу, запретив тесты между гонками. Вы уже обсуждали это? Были возражения?
Макс Мосли: Одна из идей - запретить все тесты с февраля по ноябрь, кроме работы команд во время Гран-при, увеличив время свободных заездов в пятницу с двух часов до четырех, но не в четверг. У нас была бы единственная возможность поработать на тестах, ликвидировав тестовую команду и сэкономить огромные средства. Я побывал на тестах в Барселоне, знаю, что многие из вас то же были там. Это очень похоже на Гран-при, те же моторхоумы, все то же самое, параллельная организация, только без зрителей. При этом машины улучшаются незначительно, но сразу для всех и это никак не влияет на ситуацию. Это нерационально. Но FIA ничего не может изменить без согласия команд, а большинство команд не согласно запретить тесты. Может быть что-то изменится в будущем, я думаю, это путь вперед, но пока не наберется 18 голосов, это просто мысли вслух.
Вопрос: Вы не обеспокоены комментариями Монтойи после прошлой гонки, не говорили с ним о его поведении, не собираетесь ли принять меры против гонщиков, которые выносят сор из избы?
Макс Мосли: Мы стараемся оставаться в стороне до тех пор, пока это не вредит интересам спорта. Мне кажется, что он поступает неразумно, публично обсуждая других гонщиков. В течении моего президентства я помню всего два случая, когда мы принимали меры против гонщика. Люди должны иметь возможность свободно выражать свое мнение, сохранять способность к инакомыслию, спорить с FIA. Я тоже не всегда согласен с решением стюардов, но не могу обсуждать их действия, это было бы недипломатично. Мы живем в свободном мире, но если в результате действий гонщика пострадает спорт, мы примем меры.
Вопрос: Но он утверждал, что в результате действий Шумахера пострадал спорт...
Макс Мосли: Я ведь не говорил, что Монтойя повредил спорту, не так ли? Я сказал, что мы остаемся в стороне, потому, что считаем, спортивная сторона не пострадала. А разногласия есть в любом виде спорта, нужно быть ваше их. МЫ совершенно не волнуемся по этому поводу, пока не страдает Формула 1.
Вопрос: Несколько лет назад я спросил вас о тех людях, кто подает в суд на автопроизводителей, но вы отклонили вопрос. В Бельгии собираются изменить законы, запретив использовать скорость машин для рекламы. Если автопроизводители не будут заинтересованы в скорости, то не будут участвовать в автогонках, а это серьезная угроза для чемпионата. Как FIA может остановить подобную политику?
Макс Мосли: Я думаю, что все, кто захотят написать на машине о вреде здоровью, встретятся с серьезным сопротивлением. Гораздо проще изменить правила для дорожных машин, есть технологии, позволяющие контролировать их скорость, не допускать превышения и ограничивать при необходимости. Чем больше ограничений будут у дорожных машин, тем больше интерес к автоспорту. Машины стали гораздо безопаснее, чем 20 лет назад. Реклама автоспорта убедит молодых людей, что дорога - не место для спортивных рекордов, если вы хотите рисковать, приходите в спорт, участвуйте в гонках.
Вопрос: Что вы думаете о командах, закрывающих экранами вход в боксы во время свободных заездов?
Макс Мосли: Мне жаль, что так происходит, но причины я понимаю. Они хотят сохранить технологии, хотя этим больше вводят себя в заблуждение, мол соперники не знают, какую форму имеет их переднее антикрыло. Это ерунда, все серьезные команды в курсе того, что происходит у конкурентов. Это вопрос не к нам, не к FIA, потому что это не касается спортивной стороны дела, скорее нужно спросить спонсоров. Они должны задавать вопросы, почему их логотипы закрыты. Лично я не одобряю таких мер, но через Комиссию мой протест не пройдет, просто не наберет голосов.
Вопрос: Если бы на старте один из пилотов Minardi послужил бы причиной аварии, как бы вы его наказали в Барселоне?
Макс Мосли: Об этом нужно спросить стюардов, они оценят вину и накажут, переместив гонщика назад, безотносительно места, который он занял на старте. Конечно, наказание перемещением на десять позиций, работает для первых 12 гонщиков, затем прогрессия меняется. Но дело в том, что у стюардов есть несколько видов наказания, они должны взвесить все факторы и принять решение.
Вопрос: Вспоминая аварию на старте в Австралии в этом году, или в Германии, в прошлом, вы все еще убеждены в том, что необходим старт с места, или это обсуждается?
Макс Мосли: Сейчас этот вопрос не обсуждается, хотя в прошлом споров было много. Можно часами спорить о том, что более опасно - старт с места, когда у команд есть место для маневра, или с хода, когда этого места нет. Есть американская и европейская точка зрения, у которых нет абсолютной аргументации в пользу одного из вариантов. Как многое в автоспорте, все зависит от точки зрения.