"Спорт-Экспресс" 1996 год
Вопрос: Вы уже успели оценить, что потеряли, уйдя из благополучной Benetton?
Михаэль Шумахер: (Улыбается.) С самого начала. Впервые сев в Ferrari в ноябре прошлого года, я подумал: "Доннер веттер, сколько же работы впереди!" Но я затем сюда и шел - мне стало скучно побеждать на машине, не имеющей проблем.
Вопрос: Можно сказать, что сезон-95 для вас как бы и не кончался - он плавно перетек в сезон-96 путем напряженной зимней работы...
Михаэль Шумахер: Я не могу сказать, что сильно этим доволен - предпочел бы повалять дурака где-нибудь на берегу теплого моря, а не дрожать под ветром в Фьорано, но это было совершенно необходимо. Для того чтобы попытаться предугадать, откуда ждать подвоха в начале сезона. Сразу скажу, что сейчас я стал намного большим энтузиастом, чем был в ноябре. Я никак не рассчитывал, что мы будем прогрессировать столь быстро. Машина очень, очень хороша, а у V10, несмотря на то, что это еще далеко не Renault, превосходные перспективы.
Вопрос: Тем не менее практически всю зиму вы работали с шасси старого образца...
Михаэль Шумахер: Но отнюдь не для того, чтобы сказать, какая из двух машин лучше, ведь нам предстояло сменить привычные двенадцать цилиндров на новые десять. Именно для того, чтобы попробовать VI 2, я и работал со старой машиной. Нужно было понять, стоит ли считать VI 2 тем образцом, к которому надо стремиться.
Вопрос: И?...
Михаэль Шумахер: Безусловно! По мощности этот движок нечто уникальное, совершенно отличное от Renault.
Вопрос: В чем, на ваш взгляд, главное отличие Benetton от Ferrari?
Михаэль Шумахер: Ferrari очень хороша при прохождении высокоскоростных поворотов - она так быстра, что я не вижу, что еще здесь можно усовершенствовать. Но в медленных поворотах она уступает Benetton, и это как раз то, над чем мы думаем.
Вопрос: Говорят, что новый Benetton всего лишь слегка улучшенная версия В 195, прошлогодней модели. Что в перспективе может превратиться в преимущество для совершенно новой Ferrari...
Михаэль Шумахер: Я совсем даже не уверен, что новый В196 только лишь улучшенная версия прошлогодней машины, потому что В195 была тяжелой в управлении, и периодически у меня с ней возникали некоторые проблемы. Я не располагаю информацией о том, что там у них, в Benetton, происходит, но думаю, они нашли недостатки и углубленно поработали над их исправлением.
Вопрос: Говорят, что вы как раз питаете склонность к несколько нервным автомобилям...
Михаэль Шумахер: Я питаю склонность к автомобилям, которые находятся на пределе даже в обычной ситуации. Конечно, такие машины могут быть и нервными.
Вопрос: Ходит столько слухов о вашем совершенно уникальном стиле пилотирования и настройки. Не поделитесь секретом - в чем эта уникальность? Поскольку этот вопрос двукратному чемпиону мира задавал журналист из английского Autosport, то ответ на него оказался таков:
Михаэль Шумахер: Я знаю, что Деймон Хилл весьма внимательно читает ваш журнал, а потому, пожалуй, воздержусь от ответа. Мы с ним еще не закончили спор, так что поостерегусь выдавать тайны!
Вопрос: Вы уверены, что почувствуете себя вполне комфортно в команде уже со старта сезона?
Михаэль Шумахер: Я делаю для этого все, но не надеюсь, что дела пойдут на все сто с самого начала. Главным образом в том, что касается отношений между инженерами, гонщиками и Бернардом. Они ведь пока не знают, где тот максимум, к которому нужно стремиться. К тому же машина уже построена, изменить в ней что-то мы уже не можем, значит, придется прожить год с тем, что имеем.
Вопрос: И каков ваш настрой на сезон-96?
Михаэль Шумахер: Я намерен как следует изучить команду и ее технические проблемы и прояснить ситуацию внутри Ferrari для себя. И, конечно, хочу выиграть побольше. Хотя повторю - надежда на завоевание чемпионского титула из разряда пустых мечтаний. Я же намерен оставаться реалистом. Я не думаю слишком много о том, что подписал контракт как первый номер Ferrari. Гораздо большее удовольствие доставляет мне другая единичка - та, что нарисована на носовом обтекателе моей машины. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы эта единичка оставалась со мной подольше. Я хочу сохранить ее для Ferrari, Если не в 97-м, то в 98-м уж точно! Сейчас в команде каждый убежден, что мы выбрали верное направление, чтобы вернуть победы. И я рад поработать на миф о гарцующем жеребце...
Вопрос: Есть что-то, что тронуло вас с приходом в эту команду, удивило, разозлило, наконец?
Михаэль Шумахер: В тот день, когда в прошлом году я впервые сел за руль Ferrari в Фьорано, то был потрясен количеством людей, собравшихся на это посмотреть. Этот фантастический прием меня взволновал. Но затем, совсем скоро, понял и еще кое-что. Вы, конечно, помните ту небольшую, совершенно рабочую аварию в Фьорано, когда на скорости примерно в 50 км/ч я вылетел в гравий? В ней не было ничего особенного, но пресса создала такой ажиотаж! Это позволило мне понять, что я должен ждать со стороны итальянских журналистов в будущем. Колоссальный прессинг.
Вопрос: Который только усилится, если вы - особенно в свете ваших космических даже для Формулы 1 гонораров - не начнете побеждать...
Михаэль Шумахер: Мои гонорары - как раз то, что я меньше всего хочу комментировать для публики. Я подписал контракт с Ferrari не ради них (по предварительным подсчетам, доход Шумахера в 96-м году вместе с суммой, оговоренной Ferrari, и поступлениями от разных спонсоров и рекламных контрактов составит около 125 миллионов долларов. - Прим. "СЭ"), а ради нового вызова. Возможно, я - исключительный случай, но все ведь зависит от того, что вы сделали, чтобы столько получить. Никто не согласился бы мне платить столько, если бы я не отдавал взамен то, что отдаю.
Вопрос: Новый вызов в Ferrari - это, скажем, пять чемпионских титулов, как у Хуана Мануэля Фанхио?
Михаэль Шумахер: Нет. Конечно, если такое произойдет, я не буду раздосадован, но скорее хотел бы побить другой рекорд, который пока у Проста. Я имею в виду его 51 победу в Гран При". Я уже дважды выигрывал чемпионат, и теперь у меня иные приоритеты. К примеру, доказать, что я и Ferrari - мы можем выиграть чемпионат вместе. Но для меня имеет значение не то, сколько чемпионатов я выиграю за свою жизнь, но то, как я это сделаю.
Вопрос: Вас не беспокоит, что Ferrari вышла на дорогу позже всех своих главных конкурентов?
Михаэль Шумахер: Конечно, было бы лучше получить машину пораньше, но на нет и суда нет. Хотелось бы накрутить на ней побольше километров, но и те четыре сотни с небольшим все-таки лучше, чем ничего. Джон Барнард создал нечто совершенно новое с точки зрения технологических решений.
Вопрос: Не боитесь, что машине не хватит надежности?
Михаэль Шумахер: Я всегда говорил, что мои требования просты: мне нужна быстрая машина, оснащенная по последнему слову инженерной мысли, но при этом устойчивая. Это не обсуждается. Ведь для того, чтобы быть первым на финише, нужно в первую очередь на нем быть! A F310... Посмотрим. В противном случае придется ждать, идти назад и использовать уже наработанные решения до тех пор, пока не будет достигнута необходимая степень надежности.
Вопрос: У вас уже выработались какие-то приоритеты в команде? С кем вам легче и приятнее иметь дело - с Тодтом, Барнардом или, может быть, инженером Джорджио Асканелли, который уже работал с вами в ваш год дебюта в Benetton?
Михаэль Шумахер: Мне не нужны приоритеты. Я по натуре очень открытый для всех человек. Это не мой стиль - опираться в работе на какое-то одно доверенное лицо. К тому же в Ferrari я встретил такое количество гостеприимных и теплых людей! Здесь я чувствую себя совсем не так, как в английской команде. В Ferrari легко завязывать дружеские отношения. В общем, сейчас все хорошо. С инженерами я вообще моментально нашел общий язык. Теперь мы работаем именно так, как мне больше всего нравится, - с взаимопониманием и немедленной реакцией на замечания. Нужно только постоянно улучшать наше взаимодействие. И еще я понял, что им был нужен кто-то, кто указывал бы верное направление в работе. Да и сами они теперь стали морально гораздо ближе к мысли о победах, чем были в недалеком прошлом. Теперь нам не хватает только самого последнего элемента в мозаике.
Вопрос: Benetton опережал соперников в гонках не в последнюю очередь с помощью прекрасной работы на дозаправках. Как вы думаете, вы смогли привнести в Ferrari что-то из своего опыта, накопленного в прежней команде?
Михаэль Шумахер: И да, и нет. Нет - потому что Ferrari и так уже достаточно быстра при работе на пит-стопе, хотя в прошлом году не хватало стабильности в этом компоненте. Да - потому что я могу дать команде некоторую информацию о том, как сделать процесс дозаправки еще быстрее. Ну а в чем я совершенно уверен, так это в том, что теперь механики из Маранелло будут снова и снова тренироваться в дозаправке и смене резины так же, как это делают механики в Benetton.
Вопрос: Как складываются ваши отношения с Барнардом, о котором говорят, что у него непростой характер, и с вашим новым партнером Эдди Ирвайном, у которого и вовсе, мягко говоря, дурная слава?
Михаэль Шумахер: Хорошо. И даже лучше, чем я ожидал. Упорно утверждают, что Барнард бука, но, насколько я успел его узнать - это совершенная чушь. Совсем наоборот! С Эдди же и вовсе легко ладить. Это совершенно необычный парень, доступный, честный и приятный. Мы, похоже, здорово повеселимся вместе, а журналисты напишут об этом массу баек!
Вопрос: Когда Ferrari делала свой выбор в пользу Ирвайна, с вами советовались?
Михаэль Шумахер: Безусловно. Меня спросили, что я думаю о перспективе сотрудничества с Эдди. Я сказал, что уверен - это будет хорошо. Но решение целиком принадлежало команде, моя роль в ангажементе Эдди невелика.
Вопрос: И вы абсолютно уверены в вашей совместимости?
Михаэль Шумахер: Да. Он очень быстр, и это, на мой взгляд, самое важное качество, которое должно присутствовать у твоего партнера по команде. Кроме того, гонщик, намеренный работать в топ-команде, должен уметь доводить машину. Надеюсь, я смогу кое-чем помочь ему, он, в свою очередь, мне. Думаю, что вместе мы поработаем хорошо. Правда, Эдди недостаточно опытен, но в такой команде, как Ferrari, опыт приходит невероятно быстро. Думаю, вдвоем мы составим неплохую комбинацию. С ним всегда знаешь, где ты есть. Он говорит, что думает, то же самое касается и меня. Так что я надеюсь на то, что ситуация между нами всегда будет оставаться ясной.
Вопрос: Вас не пугает, что Ирвайн, как никто, человек себе на уме?
Михаэль Шумахер: С одной стороны, это и в самом деле так. Но Эдди чистосердечен, что гораздо важнее. У меня уже были партнеры, которые улыбались мне в глаза и хлопали по плечу, но стоило отвернуться, как все менялось.
Вопрос: А то, что в паддоках его часто видят, мягко говоря, не совсем трезвым?
Михаэль Шумахер: (Улыбается.) Я тоже не прочь пропустить парочку баночек пивка по случаю. Поэтому считаю - личное дело Эдди, как он проводит свободные часы. Главное, чтобы был быстр на трассе!
Вопрос: Может быть, вы предпочли бы кого-то другого в роли второго номера команды, за которую выступаете?
Михаэль Шумахер: Нет. Я хотел партнера быстрого, умеющего учиться работать с машиной. Рядом с таким гонщиком гораздо легче, чем с тем, кто медленнее тебя и никогда не водил машину на пределе. Я никогда не имел проблем в борьбе с партнером, который настроен на борьбу.
Вопрос: Вы довольны тем, что каждый из вас будет иметь возможность настраивать машину так, как считает нужным?
Михаэль Шумахер: Я пока не знаю, будем ли мы иметь такую возможность. Слишком рано отвечать на этот вопрос.
Вопрос: Одной из причин, по которой вашим партнером был избран Ирвайн, в Ferrari назвали желание бороться не только за титул чемпиона мира, но и за Кубок конструкторов. Говорили даже, что намерены в 96-м побороться за оба титула...
Михаэль Шумахер: Это - цель, ради которой мы здесь. Но под моим влиянием Ferrari приобретает облик большего реалиста, чем была раньше.
Вопрос: Вы не собираетесь, по примеру Ирвайна, подыскать себе дом в Италии, по соседству с Маранелло?
Михаэль Шумахер: На самом деле я честно пытался это сделать, даже рассмотрел десятка полтора предложений, но не нашел того, чего бы мне хотелось. В любом случае я намерен перестроить свою жизнь. Не вышло с Италией - выйдет со Швейцарией. Я всегда мечтал иметь свой собственный дом. Прошлое лето я практически все время проводил в доме Вилли (Вебера, личного менеджера Шумахера. - Прим. "СЭ") во Франции и окончательно убедился, как это здорово - иметь свой дом! В Монако это невозможно - просто физически нет места. Поэтому я и переезжаю.
Вопрос: Ваши разнообразные спортивные привязанности, помимо, естественно, Формулы 1, уже вошли в поговорку. Вы хотели бы найти для себя какое-то новое спортивное увлечение в дополнение к теннису, горным лыжам, велосипеду?
Михаэль Шумахер: В теннисе намерен совершенствоваться, потому что в этой игре у меня масса пробелов. Страшно хочу играть в футбол. А еще.. Еще у меня есть тайная мечта - хочу попробовать заняться парашютным спортом. Не парапланеризмом - это слишком опасно, а именно прыгать с парашютом. Обязательно попробую, но - после Формулы 1!
Вопрос: Возникала ли у вас когда-нибудь альтернатива гонкам? Известно, что вы за рулем с четырех лет...
Михаэль Шумахер: Кроме картинга я еще - было время - занимался дзюдо. Однажды, лет в двенадцать-тринадцать, мне нужно было выбирать между картингом и турниром по дзюдо. Я тогда выбрал дзюдо, но очень быстро понял, что ошибся - я проиграл! С тех пор всегда выбираю картинг!