Нико Росберг об отношениях с напарником Льюисом Хэмилтоном, внимании прессы к своей персоне и о том, как ему удается со всем этим справляться…
Вопрос: Когда в 2018-м закончится ваш текущий контракт с Mercedes, вы проведете в команде девять лет. Единственным гонщиком, который большее число лет подряд выступал за одну команду, был Михаэль Шумахер. В чём залог столь продолжительного сотрудничества?
Нико Росберг: Думаю, это связано с тем, что я работаю в команде с 2010 года, с её первого дня. Я был частью процесса становления, помню не только сегодняшние успехи, но и прошлые неудачи. Думаю, в команде ценят, что я максимально выкладываюсь, увлечен работой и уважительно отношусь к коллегам.
Почему это работает? Потому, что мы успешно сотрудничаем. Для меня было критически важно опередить Михаэля Шумахера, чтобы карьера двигалась дальше – мне удалось это сделать. С тех пор все складывалось хорошо.
Вопрос: Когда вы опережали Михаэля Шумахера с 2010 по 2012 годы, это помогло вам завоевать уважение в паддоке?
Нико Росберг: Думаю, моя репутация укреплялась с каждым годом. Она никогда не опускалась вниз, все время росла.
Вопрос: Но все же вам помог тот факт, что вы опередили именно Шумахера?
Нико Росберг: Конечно, ведь я опередил лучшего гонщика всех времен.
Вопрос: Что изменилось в команде после прихода Льюиса Хэмилтона?
Нико Росберг: Думаю, его приход всем нам придал импульс. Льюис – великолепный гонщик, очень конкурентоспособный, один из лучших. Соперничая, мы подталкиваем друг друга вперед – это помогает постоянно поднимать планку.
Вопрос: Ситуация изменилась, когда в 2014-м вы боролись с ним за титул?
Нико Росберг: Да, многое изменилось. Ситуация совсем иная, когда вы знаете, что можете выиграть каждую гонку – это потрясающе. Наше преимущество сохраняется так долго, что это просто нереально.
Прессинг есть всегда, даже когда вы боретесь за 11-е или 12-е место, но сейчас к нам приковано гораздо большее внимание со стороны прессы. Когда мы финишировали 11-м или 12-м, это не интересовало журналистов, но затем все внезапно изменилось.
Вопрос: Вы когда-нибудь думали о том, как работать с прессой, чтобы использовать её в своих интересах?
Нико Росберг: Заигрывать с прессой? Единственное, чего я хочу – максимально быстро пилотировать машину. Но, конечно, нужно серьезно относиться к работе с журналистами, поскольку они могут оказать серьезное влияние. Иногда перед пресс-конференциями мы обсуждаем, что именно говорить, и каких вопросов можно ожидать.
Вопрос: Что самое сложное в борьбе с Льюисом?
Нико Росберг: Его скорость!
Вопрос: В целом, у него есть над вами преимущество?
Нико Росберг: Я не думаю в таком ключе. Факт в том, что я в состоянии опередить его, когда мой уик-энд складывается хорошо, однако ситуация такова, что в последние два года он опережал меня в борьбе за титул, и сейчас лидирует в чемпионате. Это означает, что он лучше справляется с работой. Тем не менее, предстоит еще много гонок, позади только половина сезона, мы близки по очкам и продолжим бороться до самого конца. Я хочу опередить его в как можно большем числе гонок. Посмотрим, чем все закончится.
Вопрос: Раньше вы говорили, что у вас нейтральные отношения с Льюисом. А какие они сейчас?
Нико Росберг: Они то лучше, то хуже. Сложно поддерживать хорошие отношения, когда так много поставлено на карту. Но мы с уважением относимся друг к другу.
Вопрос: Что вы почувствовали, когда в Венгрии Льюис Хэмилтон попросил Чарли Уайтинга прояснить ситуацию с вашим поулом, завоеванным под желтыми флагами?
Нико Росберг: Я не знал об этом, и даже сейчас не вникаю в детали. Я легко отношусь к этому, и мне просто интересно, почему он внезапно стал борцом за безопасность.
Вопрос: В ваших словах читается скрытый подтекст…
Нико Росберг: Какой подтекст?
Вопрос: Вы говорите, что в ситуации, когда вы завоевали поул, Льюис решил изменить своему привычному подходу…
Нико Росберг: Нет, я просто сказал, что это интересно.
Вопрос: Что интересного вы в этом находите?
Нико Росберг: Ну, он никогда не был таким борцом за безопасность.
Вопрос: Тогда почему он так поступил?
Нико Росберг: Об этом лучше спросить Льюиса.
Вопрос: В 2017-м произойдут серьезные перемены в регламенте. Думаете, Mercedes продолжит доминировать?
Нико Росберг: Знаете, у нас потрясающая команда. Конечно, перемены могут сказаться на нашем доминировании, возможно преимущество сократится, но мы всё равно будем в хорошей форме.
Вопрос: Нет никаких гарантий, что вы продолжите доминировать. Из-за этого вы чувствуете дополнительный прессинг в борьбе за титул в этом сезоне?
Нико Росберг: Нет, я не задумываюсь о том, что так далеко впереди. Сейчас нужно добиться максимума в нынешней ситуации. Возможно, в следующем году наше доминирование возрастет, поскольку мы лучше остальных найдем подход к новым правилам. Кто знает?
Вопрос: Вы обычно говорили, что любите жить сегодняшним днем…
Нико Росберг: Нет, но я так живу. Это не то, что мне нравится, но именно так я и поступаю.
Вопрос: В жизни вы придерживаетесь такого же подхода? Это ваша философия?
Нико Росберг: В целом, это лучший подход к жизни. Чтобы всегда быть в хорошем расположении духа, нужно жить сегодняшним днем, не думать о надеждах, желаниях или прошлом опыте. Однако придерживаться такого подхода невероятно сложно.
Вопрос: Где вы научились такому подходу?
Нико Росберг: Я много читал об этом, о том, кто мы есть на самом деле, и о том, как мыслим.
Вопрос: Много лет назад вы поступили в Имперский колледж Лондона, но вместо учебы выбрали участие в серии GP2. Насколько тяжело далось вам это решение?
Нико Росберг: Все мои друзья, с которыми я учился в школе, поступили в университет – это был логичный следующий шаг. Однако я оказался на перекрестке и пошел в совершенно другом направлении. Это было немного странно, поскольку я хотел учиться в университете. Я подумал, что смогу совмещать учебу и гонки, это оказалось невозможно. Я взял годичную паузу в обучении, но так и не пошел в университет, хотя и мечтал о том, что смогу совмещать гоночную карьеру и учебу.
Вопрос: Чему можно научиться в Формуле 1, чтобы получить преимущество над соперниками?
Нико Росберг: Многому! В юном возрасте вы начинаете работать на мировых лидеров в своей отрасли, общаетесь с высоким руководством, чувствуете ответственность за мотивацию команды, учитесь отношениям в коллективе. Я очень благодарен, что у меня была такая возможность, поскольку я добился огромного прогресса и стал лучше, как личность. Мне это очевидно.
Вопрос: Вы сильно изменились за годы, что прошли после дебюта в Формуле 1?
Нико Росберг: Очень сильно. У меня появилась уверенность в себе, я научился общаться с людьми, с коллегами, знаю как подталкивать команду и самого себя добиваться большего, даже когда это очень непросто. Если вы постоянно все критикуете, то негативные эмоции мешают, и чтобы все исправить, вы говорите: «Нет, я не это имею в виду». Сложно быть позитивным, но, нет сомнений, что сейчас в этом отношении я стал лучше.
Вопрос: В борьбе за титул важен и психологический фактор?
Нико Росберг: В любом спорте психология всегда имеет большое значение.
Вопрос: Считаете ли вы, что у вас есть все необходимые качества, чтобы стать чемпионом мира?
Нико Росберг: Время покажет.