Ричард Пэрри-Джонс, технический директор Ford Motor Company, отвечающий за программу Ford в Формуле 1, отвечает на вопросы британского журнала F1Racing.Мэтт Бишоп, Питер Уинсдор, Алан Энри. F1Racing. Август 2003
Вопрос: В прошлом году F1Racing опубликовал статью о Jaguar, которая заканчивалась так: "Jaguar Racing? Ferrari в традиционных британских зеленых гоночных цветах? Не в этой жизни!" Кажется эти слова были неприятны для вас...
Ричард Пэрри-Джонс: Да, я их запомнил.
Вопрос: Но вы справились, добившись в этом году большего успеха, чем кто-либо рассчитывал...
Ричард Пэрри-Джонс: В прошлом году мы расставили приоритеты. Первый - закончить с проблемами, чтобы выглядеть респектабельной командой. Второй - сократить бюджет, более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Нам нужно было вернуть образ компании Ford в Формулу 1, чтобы он не был простым синим овалом на заднем плане. Для этого нужна иная философия и люди, которые могли ее воплотить, построить долгосрочный жизнеспособный проект, достойный Ford и такой знаменитой марки, как Jaguar.В вашей статье писалось о трех первых годах в чемпионате, когда мы были невероятно далеки от поставленной цели и я буду первым, кто это официально признает. Но мы смогли выйти из кризиса, реструктурировали команду, сделали ее эффективнее. Мотор с маркой Ford в Jordan тоже добился успеха. Мы не рассчитывали на победу в гонке (Джанкарло Физикелла в Бразилии), но по сравнению с тем, о чем писалось в вашей статье был сделан большой шаг вперед, может быть мы даже сделали больше, чем собирались. Трубить победу еще рано, но все же мы на трассе, а не вне ее.
Вопрос: Между Jordan и Ford действительно долгосрочный контракт? Ходят слухи, что в следующем году вы можете разойтись...
Ричард Пэрри-Джонс: Есть трехлетний контракт и мы не собираемся его пересматривать.
Вопрос: Говорят, что вы и Тони Парнелл были не слишком довольны, поздравляя Эдди Джордана с победой в Бразилии. Это действительно так?
Ричард Пэрри-Джонс(смеется): Это злые сплетни, на самом деле я сам, лично, поздравил Эдди Джордана, да и сегодня, после интервью, я отправлюсь на базу Jordan. Все мы носим на своих майках эмблему компании Ford.
Вопрос: В ответ на заявление Макса Мосли о дороговизне моторов Юрген Хубберт из Mercedes публично высказался о возможности поставки двигателей за 10 миллионов Евро в год. Вы, как я понимаю, поставляете моторы для Jordan за 18 миллионов Евро. Что вы думаете о возможном развитии событий с позиции директора GPWC?
Ричард Пэрри-Джонс: Сначала позвольте мне разъяснить свою роль в GPWC. Я представляю компанию Ford, а Хубберт - председатель GPWC. Однако представители других автопроизводителей попросили меня взять на себя инициативу в переговорах с банками и спонсорами. Такова моя роль в предстоящие несколько недель. Речь не идет о смене руководства, меня просто попросили решить конкретную задачу. Чтобы ответить на ваш вопрос, прежде всего замечу, что компания Ford не собирается субсидировать поставку моторов других командам. Это привело бы к оттоку средств от нашей гоночной команды, поэтому не имеет стратегического смысла. Однако, если мы достигнем целей, объявленных GPWC или иным способом сможем найти реальное решение проблемы поставки моторов, не требующее увеличения финансирования производства, к примеру - изменив схему распределения доходов, то вопрос может быть решен.
Вопрос: Вы имеете ввиду перераспределение доходов от трансляций и других источников прибыли?
Ричард Пэрри-Джонс: Да. Я уверен, что мы могли бы целый день говорить о GPWC, но я хочу вернуться к команде, к Jaguar Racing. Может нам стоит обсудить пилотов? Мне, например кажется, что приглашение Марка Уэббера - лучшее, из того, что сделал Ники Лауда на посту руководителя команды. Марк делает больше, чем его предшественники для создания благоприятной обстановки в команде.
Вопрос: Это могло бы произойти и раньше, если бы были приняты верные решения?
Ричард Пэрри-Джонс: Я не люблю обсуждать тех, кто работал до меня. Ники Лауда, Гюнтер Штайнер и Эдди Ирвайн внесли свой вклад в сегодняшние успехи команды. Эдди, к примеру, отлично справлялся с самой плохой нашей машиной. Но дело в том, что мы должны были двигаться вперед, а для этого нужны перемены. Повезло, удалось получить Марка Уэббера, для нас это идеальный гонщик. Он очень быстр, отлично работает с инженерами и командой, раньше ничего подобного у нас не было.
Вопрос: Вернемся к Ирвайну. Вы сказали, что он хорошо справился с очень плохой машиной. Хочу высказать свое сомнение по этому поводу, новый R4 лучше прошлогоднего R3 отчасти потому, что Марк Уэббер отлично сделал свою работу...
Ричард Пэрри-Джонс: Вы - проницательный наблюдатель, я рад, что вы так высоко оцениваете Марка. Но команда, это коллектив и говоря, что всем или почти всем мы обязаны Марку, вы упрощаете ситуацию. Результатом мы обязаны многообразию факторов, дополняющих друг друга. Хороший гонщик очень помогает команде, это отличная мотивация для команды и большая помощь при настройке машины, особенно если нет технического прогресса. На самом деле R4 сильно отличается от R3, особенно в аэродинамической эффективности.
Вопрос: Но причиной эффективности аэродинамики недавней Ferrari стал Михаэль Шумахер, мотивировавший на работу инженеров команды...
Ричард Пэрри-Джонс: Впервые Марк сел в машину в октябре прошлого года. Большая часть проекта R4 к тому времени уже была закончена, у него не было шансов повлиять на машину.
Вопрос: Все понятно. Но вы можете сказать, что случилось бы с R3, если бы Марк гонялся на ней до сих пор?
Ричард Пэрри-Джонс: Я могу только предполагать, так же, как и вы.
Вопрос: Пойдем дальше. Совершенно ясно, что команда Jaguar, по разным причинам, здорово прибавила по сравнению с прошлыми годами. Но Jaguar не может копировать путь Jordan или Sauber, вы, как BMW и Mercedes должны побеждать. Если не в чемпионате, то хотя бы в гонках, но регулярно. Как вы собираетесь подняться на этот уровень?
Ричард Пэрри-Джонс: Раньше было мнение, что мы можем купить успех, совершить гигантский скачок на вершину, сейчас понятно, что для этого нужно много работать. Мы должны сделать из команды компанию, наладить инфраструктуру и постепенно двигаться вперед. Да, наша цель - выиграть чемпионат. Но для того, чтобы оправдать инвестиции, реализовать коммерческий смысл проекта, не нужно выигрывать титул. Все знают, что у Jaguar богатое гоночное наследие, победы в Ле Мане и.т.д. Тогда я спрошу вас, что еще может иметь столь же долгосрочный маркетинговый эффект? Зачем этой известной марке нужен автоспорт? А затем, что былые победы забываются, мы должны освежить их, поддержать традиции. Jaguar известная марка дорогих дорожных машин и новый Jaguar XJ немного меняет этот образ, не отпугивая нашу существующую аудиторию. Мы работаем на острие современных технологий, чтобы конкурировать с BMW, Mercedes-Benz и Audi. Мы не хотим быть эксцентричным британским анахронизмом, пусть быстрым и с богатой отделкой кожей и деревом, но чуждым современным потребителям. Jaguar прогрессирует и маркетинговая задача участия в Формуле 1 состоит в том, чтобы обеспечить обратную связь для потребителей, чтобы они поняли - успех на трассе, это следствие высоких спортивных технологий. Нав Сиду, наш менеджер по PR придумал отличную идею, поместить логотип Jaguar XJ на R4.
Вопрос: Значит вы считаете, что эпизодических побед будет достаточно?
Ричард Пэрри-Джонс: Я сказал, что у нас есть ясно сформулированная цель - победа в чемпионате, а для того, чтобы окупились инвестиции нам не обязательно его выигрывать. Достаточно быть командой, которая все время движется вперед.
Вопрос: Я бы не удивился, если бы кто-то из Jaguar Racing сказал: "С техническими ресурсами и специалистами, которые есть у команды мы сейчас будем стремиться к подиуму, а в конце года - к победам". В этом не было бы ничего странного, это то, что все надеются услышать...
Ричард Пэрри-Джонс: Я согласен с вами. Примерно об этом мы говорим на нашей базе, но делая публичные заявления нужно быть осторожнее. Чем четче мы формулируем цели, тем больше нас критикуют болельщики за то, что эти цели не выполнены.
Вопрос: Давайте поговорим о новом стиле управления. Говорят вы принесли новые методы в Формулу 1?
Ричард Пэрри-Джонс: Я очень эмоциональный и, вместе с тем, очень логичный человек. Оба этих качества очень важны. Эмоции меня мотивируют, но принимая решение вы должны полагаться на точные данные.Данные требуют дисциплины. Это не исключает опыт или интуицию, они могут подсказать, как эти данные изменить и интерпретировать, но никогда не заменят сами данные. Я попробовал создать команду из специалистов, которые придерживаются этой философии. Второй важный элемент руководства персоналом - связь. Каждый должен делиться информацией, мы не можем повторять ошибку, если однажды ее уже совершили. Если ошибка повторяется снова и снова, это уже проблема. С другой стороны не нужно бояться ошибок, связанных с движением вперед. В команде должна быть открытость, люди не должны бояться, иначе они будут держать важную информацию при себе. Все будет работать хорошо, если люди будут уважать друг друга. Нельзя создавать барьеры.Хочу привести пример. Обычно инженеры думают, что их главная работа - сделать некую штуковину, которая потом пройдет тесты. У меня немного иное представление об этом. Если штуковина прошла тесты, то вы не узнали ничего нового. Вы лишь убедились в том, что все в порядке. Нужно вычислить ситуацию, при которой машина подведет и постараться избежать этого. Потом можно изменить параметры тестов. Такой подход очень помогает.
Вопрос: Это научный, но в то же время и гуманитарный подход...
Ричард Пэрри-Джонс: Я надеюсь на это. Если инженер скажет: "Я только что придумал новый тест, поставил мотор на стенд и он взорвался", тогда большинство менеджеров, работающих по старым правилам ответят: "Что вы делаете?". Мы же - наоборот, попытаемся извлечь максимум информации.