В интервью пресс-службе Caterham F1 Виталий Петров вспоминает, как складывалась его гоночная карьера, и рассказывает о первых впечатлениях от новой команды…
Вопрос: Карьеры большинства гонщиков Формулы 1 развивались по предсказуемому сценарию: путь наверх лежал через картинг, которому они посвящали свои молодые годы. Но ваша дорога в Ф1 была несколько необычной, верно?
Виталий Петров: Гонки привлекали меня еще с детских лет. Я всегда задавал отцу вопросы, есть ли какое-то специальное место, где бы я мог покататься на его машине? Я постоянно говорил: «Поехали, покатаемся с тобой, хотя бы немножко». Но, разумеется, отец работал, часто приходил уставший, поэтому просил своих друзей-раллистов научить меня водить машину, просил, чтобы они объяснили, как она ведет себя на трассе.
Потом я начал выступать в соревнованиях по ралли-спринту, проходивших в окрестностях моего родного города Выборга: когда мне было лет 12 – 14, я уже участвовал в этих местных гонках. И никогда не занимался картингом. До сих пор у меня нет опыта выступлений в профессиональном картинге, так что моя карьера действительно была немного необычной.
До 17-летнего возраста я выступал только в небольших соревнованиях за рулем «Лады»: например, в ледовых гонках на переднеприводных машинах, более всего это было похоже на ралли-спринт. Это был местный чемпионат, этапы которого проходили в Санкт-Петербурге, в Выборге и еще одном городе, расположенном неподалеку. Я никогда не гонялся на настоящей асфальтовой трассе, так что это даже нельзя было назвать профессиональным автоспортом. В это время я вообще не знал, что такое профессиональные гонки!
В 2001-м году я решил попробовать свои силы в туринге. Вновь за рулем «Лады», переднеприводной и не слишком мощной, но это был новый чемпионат, который проходил на трассах Санкт-Петербурга, Москвы и еще нескольких городов. Я стартовал в нескольких гонках, но из-за проблем с машиной выиграл только одну. И нам расхотелось продолжать.
Но на следующий год мы решили вновь выйти на старт, чтобы выиграть чемпионат, и нам это удалось. Я выиграл шесть поул-позиций и одержал шесть побед – приятно вспоминать то время. Кстати, я был самым молодым гонщиком в том чемпионате.
После этого мы не знали, что делать дальше, поскольку других соревнований просто не было! Хотелось быть гонщиком, выступать в других категориях, но даже тогда я еще не представлял, что такое Формула 1.
В 2003-м мы решили ехать в Европу, чтобы попытаться добиться успеха за рулем машин с открытыми колесами. Два сезона я провел в Формуле Renault, но к 2005-му году у нас кончились деньги, ушли наши спонсоры, ведь в России не понимают, что такое автоспорт. А в Формуле Renault, чтобы получить конкурентоспособную машину, нужно потратить от 300000 до 500000 евро.
Так что я вернулся в Россию, думая, что все кончено, но в это время там начала развиваться Формула 3, а также гонки на спортпрототипах (Lada Revolution). Мы с отцом решили, что я приму участие в двух чемпионатах, и я выиграл оба. На следующий год я вновь отправился в Европу, чтобы выступать в Формуле 3000, и занял 3-и места как в итальянском, так и европейском чемпионате.
После этого мы решили перейти в GP2: думаю, именно тогда по-настоящему началась моя гоночная карьера. Команда Campos мне казалась очень большой. Я впервые увидел, как работают инженеры и механики, и начал понимать, как подбирать настройки, как улучшить машину, и что требуется от гонщика.
Три года я провел в GP2, в 2009-м году заняв 2-е место в этом чемпионате, после чего в 2010-м дебютировал в Формуле 1. Вот так было дело – это моя жизнь.
Вопрос: Очень детальный рассказ! Вы прошли непростой путь. Но почему выбрали именно автогонки?
Виталий Петров: За это надо сказать спасибо отцу. В детстве я увлекался разными видами спорта: дзюдо, боксом, футболом, карате, баскетболом, теннисом. Просто мне нравится любой спорт. Однако отец все время говорил: «Занимайся тем, что ты любишь больше всего». А больше всего мне нравились гонки, я очень любил машины. Отец помог мне стать гонщиком: думаю, поэтому сегодня я выступаю в Формуле 1.
Вопрос: И все-таки, объясните, почему вы предпочли гонки всему остальному? Что дает эта профессия?
Виталий Петров: Сложно объяснить, что такое – быть профессиональным гонщиком. И мои чувства сложно понять. Например, вы любите свою семью, правильно? Ощущения очень похожие: вам хочется быть частью этой большой группы людей, которые соревнуются друг с другом.
Не думаю, что это как-то связано с адреналином. Дело не в этом. Я чувствую адреналин, когда нахожусь в каком-нибудь странном месте и испытываю легкий страх, потому что не могу полностью контролировать ситуацию.
Предпочитаю полностью владеть ситуацией: это происходит за рулем гоночной машины. Чувствовать, как она ведет себя на трассе, как скользят ее шины, разбираться в технических вопросах, понимать, что можно сделать, чтобы улучшить машину, и добиваться этого, чтобы зарабатывать очки и подниматься на подиум. Все это мне нравится в гонках.
Но объяснить, что это значит – быть гонщиком – очень сложно. Для этого потребуется слишком много времени.
Вопрос: Команда Caterham F1 заметно меньше, чем та, в которой вы выступали раньше. Какие ваши первые впечатления?
Виталий Петров: Понимаете, когда мы впервые встретились с Тони Фернандесом, нам хотелось узнать от него об атмосфере в команде, о планах, связанных с Caterham F1, с ее будущим. И он сказал именно то, что я хотел услышать: команда – это семья, и за короткий период ей уже удалось многого достичь. Он хочет, чтобы в ее истории началась новая глава, чтобы коллектив добился хороших результатов.
Именно это мне и нужно; возможно, как раз этого мне не хватало раньше. В общем, теперь я в Caterham F1, чему очень рад. Надеюсь, меня примут как младшего сына!
Вопрос: Команде предстоит пройти долгий путь. Вы к этому готовы? Какие цели вы сейчас перед собой ставите?
Виталий Петров: Я уже не раз отвечал на этот вопрос. Меня спрашивают, когда Caterham F1 заработает первые очки, или какие команды мы сможем опередить в этом году. По-моему, перед нами стоят другие цели. Прежде всего, надо понять, насколько команда готова к работе. Все начинается с механиков, инженеров, гонщиков, с пресс-службы – это зависит от всех. Если мы готовы доказать всему миру, что хотим бороться, хотим добиться, чтобы гонщики Caterham через несколько лет пробились в первую десятку, тогда надо просто браться за дело и работать. Так, как команда работает уже два года.
Знаю, что в этом сезоне в команде увеличится штат, и у нас будет все необходимое. Надо продолжать трудиться в том же ключе, надо работать, как единая семья.
Вопрос: Насколько важно для вас быть частью общего дела, расти и развиваться вместе с командой? Вы хотели бы заработать для Caterham первые очки?
Виталий Петров: Конечно! Прежде всего, коллектив должен радоваться тому, что уже достигнуто. Возможно, иногда не так важно даже завоевать очки, но знать, что в ходе гоночного уик-энда весь коллектив отработал идеально, и каждый выложился до конца. Машина может быть не столь быстрой, но если вы понимаете причины этого, значит, сможете добиться результата – это лишь вопрос времени.
Вопрос: Очевидно, Caterham CT01 во многом отличается от машины, на которой вы выступали в прошлом году. Вы к этому готовы?
Виталий Петров: Думаю, надо спокойно ко всему относиться и ничему не удивляться. Тогда намного проще работать. Если честно, я думаю, что разница с прошлогодней Renault будет не столь значительной. Возможно, СТ01 не так быстра, но надеюсь, ощущения будут сравнимы. У нее такой же двигатель, так что, полагаю, проблем не будет.
Вопрос: Могли бы вы после первого знакомства с командой охарактеризовать ее одним словом?
Виталий Петров: Нет, это невозможно. Впрочем, могу сказать, что весь коллектив очень тепло меня принял, все стараются мне помочь. Нет никаких проблем, я объясняю, что мне нужно, и отлично понимаю, что требуется от меня. Надеюсь, так будет и в течение всего года!