О том, что Михаил сильно простудился, мы узнали, только когда он вошел в офис редакции, но горячий чай и дружеская атмосфера помогли – полтора часа один из лучших российских гонщиков отвечал на вопросы наших читателей...
Михаил Алешин: Всем привет! Я готов отвечать на ваши вопросы, причём с удовольствием!
... о сезоне 2011 года
Вопрос: Здравствуйте, Михаил. Как вы оцениваете свое выступление в прошлом сезоне в F3 и GP2?
Михаил Алешин: Конечно, в GP2 мне хотелось бы выступать больше, но по известным причинам сделать этого не удалось. Зато удалось проехать гонку в Формуле Суперлига и даже занять там третье место, а также провести уик-энд в Мировой серии и почти половину сезона в немецкой Формуле 3 за российскую команду АРТ-Лайн.
Последний проект интересен тем, что команда полностью отечественная – от пилотов до механиков. Машина тоже российская, называлась ARTtech, по ходу сезона мы старались довести её до ума.
Вопрос: Михаил, в первую очередь хочу пожелать вам успехов в предстоящем сезоне... Прошлый год был сложным для вас?
Михаил Алешин: Спасибо. Да, прошлый сезон был непростым, но многому меня научил, в том числе, благодаря выступлениям в разных сериях. Минус – отсутствие должного числа выступлений в GP2, плюс – хороший опыт адаптации к разной технике по ходу сезона.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об эпизоде, произошедшем в Истанбул-парке. Заранее спасибо...
Михаил Алешин: Это был этап GP2. Мы не планировали участвовать в этой гонке из-за проблем с финансированием, но руководитель команды Тревор Карлин позвонил и сам попросил приехать в Турцию.
Тренировка прошла достаточно успешно, я не участвовал в предсезонных тестах, а команда за это время сделала серьёзный шаг вперед. Мы с оптимизмом начинали квалификацию, но на дальней прямой, перед последней связкой поворотов, на торможении с 305 км/ч у меня "провалилась" педаль тормоза. Барьер в том месте не очень близко, но на такой скорости без тормозов столкновение было неизбежно. В итоге у меня была серьезная трещина в левой кисти – через полторы недели пришлось выходить с ней на старт в Барселоне. Причина отказа тормозов – протёршийся тросик.
Вопрос: Здравствуйте Михаил. Расскажите кратко, какая из серий в прошлом году стала для вас наиболее информативной и поучительной? В чём это выражалось?
Михаил Алешин: Я думаю, это серия GP2, так как машина 2011 года была намного лучше той, что использовалась прежде. Она позволила мне, как пилоту, многому научиться. Что и говорить, практически всегда эта машина ехала почти на равных с двумя последними командами Формулы 1.
Вопрос: В прошлом сезоне вы выступали в разных сериях. Хотелось бы узнать, какая из машин больше подходила вам по стилю пилотирования?
Михаил Алешин: В принципе, все машины были достойными, особенно, конечно, Dallara GP2. У каждой были свои плюсы и минусы, но, наверное, больше всего претензий было к резине Pirelli в GP2. Я бы назвал её не очень хорошей.
Вопрос: Михаил, оцените свои выступления в сезонах 2009, 2010, 2011 годов...
Михаил Алешин: Если говорить о качестве пилотирования, то оно, безусловно, шло по возрастающей. К сожалению, в силу разных причин, это не всегда отражалось на результатах, но сезон 2010 года стал для меня чемпионским, а 2011-й, я уверен, очень многому научил.
Вопрос: Михаил, здравствуйте! Насколько сложнее выступать в GP2, чем в Мировой серии Renault?
Михаил Алешин: Единственное, что сложнее в GP2 – несносный характер резины. В остальном Мировая серия с этого года, возможно, за счет DRS, будет даже сложнее в техническом плане.
Вопрос: Как вы оцениваете машины Формулы Суперлига?
Михаил Алешин: Как профессиональный гонщик может оценивать гоночную машину, с 12-цилиндровым мотором, 750 л.с. и невероятным крутящим моментом? Конечно, сама машина в силу больших размеров имеет большую массу, чем техника конкурентов – GP2 и WSR, поэтому уступает по времени на круге. Но управлять ей – большое удовольствие.
... о сезоне 2012 года
Вопрос: Михаил, не могли бы подробнее рассказать о проекте RFR?
Михаил Алешин: Проект RFR – это российская команда, выступающая по российской лицензии, цвета которой будут защищать российские пилоты. Совладелец команды – тоже наш соотечественник, Дмитрий Сапгир. База команды расположена в Ногаро, Франция – прежде там располагалась команда KMP. Механики и инженеры в этом году полностью новые, в основном, французы. Команда потратила этой зимой серьезные средства и готова сделать шаг вперед.
Вопрос: Как вы вышли на этот проект и чего ждёте от него?
Михаил Алешин: Этот проект задумывался давно, как один из вариантов развития моей карьеры. Я всегда гордился тем, что выступаю за нашу страну, а представлять отечественную команду на таком уровне вдвойне приятнее. Сразу могу сказать, что и машина, и чемпионат, не имеют ничего общего с той Мировой серией, которую я выиграл. Для нас это будет совершенно новый вызов.
Вопрос: Вашим напарником в команде RFR станет Антон Небылицкий. Кто из вас будет вести команду за собой?
Михаил Алешин: Я думаю, что для достижения максимального результата мы должны работать в паре. Безусловно, я вложу в этот проект весь свой опыт, чтобы добиться как можно более высоких результатов.
Вопрос: Кого вы считаете наиболее вероятными претендентами на титул в Мировой серии Renault?
Михаил Алешин: Думаю, что возможные претенденты на титул – Жюль Бьянки, Сэм Бёрд, Кевин Корьюс, но это лишь предварительный анализ. Что будет в действительности, покажет предстоящий сезон, но сдаваться никто не намерен.
Вопрос: Михаил, планируете ли вы в этом году попробовать себя в кузовных гонках или в гонках на выносливость? Как вы относитесь к машинам с закрытыми колесами?
Михаил Алешин: Если позволит время и не будет пересечений с основным чемпионатом – WSR, то я с удовольствием попробовал бы себя в разных дисциплинах. Гонки интересны в любых проявлениях. Если представится такая возможность, я готов попробовать.
Вопрос: Как вы относитесь к такой новинке в Мировой серии Renault, как DRS?
Михаил Алешин: Надо будет вернуться к этому вопросу после первых гонок, сейчас сложно говорить о том, насколько аэродинамика новой машины препятствует обгонам. Возможно, появление DRS станет оправданным шагом.
Вопрос: Будет ли RFR в будущем участвовать в других сериях, например, в GP2?
Михаил Алешин: Думаю, этот вопрос лучше задать совладельцу команды Дмитрию Сапгиру, но я точно знаю, что это проект на перспективу.
Вопрос: Удалось ли познакомиться с машиной, на которой вы будете выступать?
Михаил Алешин: Новые машины уже прибыли в команду, сейчас заканчивается работа по их сборке. Я же с ними познакомлюсь 28 февраля, когда приеду на базу, чтобы сделать сиденье.
Вопрос: Выбирая между GP2 и WSR, что бы Вы предпочли? Где, по вашему мнению, острее борьба?
Михаил Алешин: Учитывая появление DRS в Мировой серии, приход Сэма Бёрда, Жюля Бьянки и других гонщиков с мировым именем, могу предположить, что борьба будет ожесточенной. Состав GP2 пока менее сформирован, потому сейчас сложно сказать, какая там будет конкуренция.
... о Формуле 1
Вопрос: Кого вы считаете фаворитом в предстоящем сезоне Формулы 1?
Михаил Алешин: На основании тестовых сессий, которые мы наблюдали, пока сложно однозначно выявить команду, у которой лучше получилось подстроиться под новый регламент. Но могу предположить, что Red Bull Racing вряд ли уступит титулы без борьбы.
Вопрос: Михаил, в какой команде вы мечтали оказаться, выступая в картинге?
Михаил Алешин: Когда я выступал в картинге, то всегда мечтал однажды оказаться в Ferrari. Наверное, в то время мне просто больше нравился красный цвет! :-)
Вопрос: Как вы думаете, Caterham удастся заработать первые очки?
Михаил Алешин: Учитывая прогресс команды в предыдущем сезоне, могу предположить, что у них есть шансы приблизиться к этой цели. По крайней мере, так хотелось бы думать.
Вопрос: Как вы оцениваете возвращение Кими Райкконена? Сможет ли Михаэль Шумахер навязать борьбу лидерам в этом сезоне?
Михаил Алешин: Я считаю возвращение Кими в Формулу 1, безусловно, интересным фактором. Будет интересно понаблюдать, как быстро он сможет вновь адаптироваться к гонкам с открытыми колесами, и не по грязи. :-)
Относительно Шумахера: многое зависит от машины, которую построили в Mercedes. Но лично я думаю, что при наличии конкурентоспособной техники Михаэль вполне может побороться за победы
Вопрос: Михаил, как вы относитесь к борьбе за экологию в Формуле 1?
Михаил Алешин: В данном вопросе, мне кажется, борьба за экологию не совсем серьезна. Простой пример: выбросы от самолета, совершающего трансатлантический авиаперелет, намного превышают выбросы всех машин Формулы 1 по ходу всего сезона.
Вопрос: Как вы думаете, правильно ли поступил Виталий Петров, продолжив карьеру в Caterham?
Михаил Алешин: Я считаю, что в ситуации, в которой оказался Виталий, у него был небольшой выбор, поэтому Caterham – это оптимальный вариант на один сезон, но задерживаться там явно не стоит.
Вопрос: Михаил, наблюдать за выступлением какой команды в предстоящем сезоне вам будет особенно интересно?
Михаил Алешин: Мне будет интересно наблюдать за любой командой, которая сможет нас удивить. Если всё останется так, как было в 2011-м, мне этот вопрос будет, в целом, безразличен.
Вопрос: Многие болельщики выражают негодование по поводу внешнего вида новых машин. Ваше отношение?
Михаил Алешин: Первые серьезные изменения во внешнем виде не в лучшую сторону произошли в 2009-м. Сейчас мы наблюдаем очередную эволюцию изменений: теперь она проявилась в носовом обтекателе. Безусловно, внешний вид машин Формулы 1 пострадал в последние годы, но, благодаря этому, мы видим более острую борьбу. В квалификации почти всегда 10-12 пилотов укладываются в секунду, а не 2-3, как это было лишь десять лет назад, и это напрямую говорит о том, что данные изменения идут на пользу борьбе в Формуле 1. А если нет борьбы, то нет и спорта.
Вопрос: Михаил, считаете ли вы уход Рубенса Баррикелло и Ярно Трулли потерей для Формулы 1?
Михаил Алешин: Мне сложно судить о мотивации двух этих пилотов, я не знаком с ними лично. Конечно, немного жаль, что чемпионат потерял двух ветеранов, у которых было много болельщиков, но таковы правила современной Формулы 1. Нет спонсорской поддержки – нет места основного пилота.
Вопрос: Если бы Виталий Петров остался в Lotus, он смог бы составить конкуренцию Кими Райкконену?
Михаил Алешин: Этот вопрос мне уже задавали, а значит, он интересует многих. Думаю, что Кими, безусловно, потребуется какое-то время на адаптацию, но точно спрогнозировать, кто бы оказался впереди по очкам, сложно, ведь достоверную форму Райкконена мы сейчас не знаем. В любом случае идея команды с русским и финном реализовалась в Caterham. :-)
... "Свободная тема"
Вопрос: Ценят ли наших гонщиков в мировом автоспорте, или деньги играют большую роль?
Михаил Алешин: Автоспорт почти на любом уровне требует серьёзных затрат. Чтобы он был выгоден командам, их бюджет должен состоять, в том числе, и из тех денег, которые приносит пилот или его спонсоры. Российский это пилот, турецкий, американский или с Марса – принципиальным этот вопрос становится только в том случае, если гонщик действительно талантлив.
Вопрос: Вам хотелось бы попробовать свои силы за океаном, скажем в IndyCar?
Михаил Алешин: Со временем, если будет такая возможность, я бы попробовал, но дело в том, что, отправляясь за океан, вы практически полностью теряете возможность попасть в Формулу 1. Так что, только после Формулы 1! :-)
Вопрос: Михаил, у вас есть аккаунты в социальных сетях? Если да, то в каких?
Михаил Алешин: Социальные сети служат для меня способом общения с болельщиками, некоторые из которых спрашивают о продолжении собственной карьеры. Из соцсетей я присутствую в Facebook, вКонтакте и Twitter.
Вопрос: Удалось ли вам посмотреть документальный фильм "Сенна"? Какие у вас впечатления?
Михаил Алешин: Да. Надо сказать, что я получил большое удовольствие. Но, честно говоря, мне кажется, что в этом фильме есть некоторый перебор с негативностью личности Алена Проста.
Вопрос: Михаил, про какого пилота вы бы предложили снять фильм?
Михаил Алешин: Я бы, однозначно, предложил снять фильм про советского и российского пилота Владислава Барковского. О нём до сих пор ходят легенды!
Вопрос: Что вы бы хотели увидеть от болельщиков 14 и 15 июля больше всего? Что вас мотивировало бы на победу в домашнем этапе Мировой серии?
Михаил Алешин: Как любой спортсмен, выступающий на родине, я хотел бы видеть поддержку болельщиков. Безусловно, это придаст большую мотивацию, так как немногие наши соотечественники посещают гонки за границей, не считая Формулы 1. Так что в Москве я по мере сил готов уделять время общению с вами, дорогие болельщики!
Вопрос: Михаил, скажите, почему в России так сложно найти спонсоров даже для такого быстрого гонщика как вы?
Михаил Алешин: В нашей стране пока не очень развит автоспорт, вследствие чего не у многих компаний, включая и крупные, есть опыт работы в автоспортивной области. Далеко не все понимают плюсы, которые они получают, поддерживая российского пилота мирового уровня, выступающего на международной арене. Потихоньку нам удается менять эту тенденцию. Еще пять лет назад нельзя было представить ни российскую команду в Формуле 1, ни Гран При в Сочи.
Вопрос: Говорят, действующий чемпион WSR Роберт Уиккенс может подписать контракт с Mercedes и перейти в DTM. Не хотели бы и вы попробовать свои силы в этом чемпионате?
Михаил Алешин: Если это не будет мешать моим основным выступлениям в Мировой серии, почему бы нет.
Вопрос: Вы участвовали в Гонке Звезд. Каковы впечатления?
Михаил Алешин: По сравнению с предыдущим разом я чувствовал себя намного более уверенно. В будущем нужно лучше готовиться и проехать хотя бы один день тестов. Но, учитывая отсутствие опыта, результатом я очень доволен
Вопрос: Как часто вы ездите на этапы Формулы 1?
Михаил Алешин: Провокационный вопрос! :-) Если бы у меня не было опыта выступлений в серии GP2, этапы которой проходят в один уик-энд с Формулой 1, я вряд ли специально поехал бы смотреть Гран При. Предпочитаю участвовать в гонках.
Вопрос: Каждый гонщик хоть раз за карьеру попадал в аварии. Что вы чувствуете в этот момент? Когда приходит осознание того, что исправить ситуацию уже нельзя, а машина на высокой скорости приближается к барьеру?
Михаил Алешин: В такой момент я чувствую сильную досаду. В первую очередь из-за того, что драгоценное время, которое можно было бы потратить на поиск настроек, команде придется тратить на восстановление машины. Страха за себя не испытываю уже давно.
Вопрос: Где лучше готовят: в Формуле 3, GP2 или WSR?:-)
Михаил Алешин: В серии GP2 есть общая столовая для всех команд и пилотов, в WSR команды в основном готовят сами, и в этом смысле предпочтительнее выступать за итальянцев! :-)
Вопрос: Простите за столь личный вопрос: чесался ли у вас нос, чихали ли вы во время гонки?
Михаил Алешин: Такого не припомню, но пару раз были ситуации, когда в глаз попадала ресница, и приходилось так ехать до самого финиша. Нельзя же остановиться в боксах и сказать команде, что это из-за ресницы! :-) Был еще случай, когда оторвавшийся от другой машины кусочек пластика попал мне под визор и рассек бровь. Пришлось ехать в таком состоянии до финиша.
Вопрос: Вы суеверны? Выполняете ли какие-то ритуалы перед гонкой?
Михаил Алешин: Я абсолютно не суеверен, костер не разжигаю, лицо не мажу и хороводов не вожу. Хотя раньше, очень давно, у меня были некоторые суеверия. Сейчас я от них благополучно избавился.
Вопрос: Выпивали ли вы хоть раз за день до гонки? Только честно!
Михаил Алешин: Честно говоря, выпивка меня в принципе не очень интересует – по причине отсутствия на это времени. Практически ежедневные походы в спортзал просто не дают такой возможности.
Вопрос: Как вы справляетесь с плохим настроением?
Михаил Алешин: Мой секрет прост – нужно чаще улыбаться. Ведь уже доказано, что улыбка стимулирует те участки головного мозга, которые отвечают за радость и счастье.
Вопрос: Гонщики – бесстрашные люди?
Михаил Алешин: Профессиональные гонщики, как правило, существенно меньше задумываются о завтрашнем дне, чем среднестатистический человек – это связано с профессией.
Вопрос: Спасибо вам, Михаил, за интересные ответы!
Михаил Алешин: Хотел бы поблагодарить за очень интересные вопросы. К сожалению, не удалось ответить на все, иначе нам бы пришлось задержаться до понедельника:-) Уже очень скоро, в середине июля, у вас будет возможность задать любые вопросы мне лично. Спасибо и пока!