На этой неделе Формула 1 будет отмечать двадцатилетие со дня гибели Айртона Сенны в Гран При Сан-Марино, и в преддверии этого события многие коллеги и бывшие соперники делятся воспоминаниями о бразильском чемпионе. Одним из них стал бывший гонщик Формулы 1 и пятикратный победитель "24-х часов Ле-Ман" Эмануэле Пирро, в своё время работавший в McLaren тест-пилотом…
Вопрос: Когда вы впервые встретили Сенну?
Эмануэле Пирро: Мы были знакомы со времен картинга. Тогда, в 1978 году, он еще был известен как Айртон да Сильва. Мы всегда очень уважали друг друга и дружили семьями. В 1982 году я рекомендовал его моей команде в европейском чемпионате Формулы 3 – уже тогда было видно, что он весьма конкурентоспособен. Теперь я понимаю, что мог получить одного из самых сильных напарников. К счастью, у него были и другие предложения, поэтому он отказался.
Вопрос: Как прошла ваша встреча в McLaren в 1988 году?
Эмануэле Пирро: Айртон был очень сильным гонщиком, и как только вы становились его соперником, он переставал быть другом, всегда готовым помочь. Уже тогда Сенна стремился опередить Проста, а я тестировал его машину и не представлял для него опасности, поэтому он оставался очень доброжелательным и щедрым на советы.
Вопрос: Соперничество Сенны и Проста продолжалось и за пределами трассы?
Эмануэле Пирро: Сначала они испытывали взаимное уважение и долго изучали друг друга, но постепенно ситуация ухудшалась. Они напоминали две атомные бомбы, а их совместное существование в команде продолжалось столь долго только благодаря Рону Деннису.
Вопрос: Каким человеком был Сенна?
Эмануэле Пирро: Лично я считаю, что в жизни он очень глубокий, воспитанный и хороший человек с обострённым чувством справедливости. Айртон много занимался благотворительностью. С другой стороны, его потребность соперничать была настолько сильна, что заставляла его агрессивно действовать на трассе, например в Сузуке – я считаю, что это бросило тень на его карьеру.
Вопрос: Что вы думаете о нём как о гонщике?
Эмануэле Пирро: Он был уникальным пилотом, это настоящий пример для подражания. Можно сказать, что Ники Лауда и Джеки Стюарт педантичны, но у Айртона была особая сила и харизма, присущие только ему.
Вопрос: Что больше всего поражало вас в его действиях на трассе?
Эмануэле Пирро: Когда я был тест-пилотом McLaren, за один Гран При до финала сезона 1991 года меня попросили смоделировать на трассе торможения и разгоны Айртона в предыдущей гонке. Мы занялись анализом его телеметрии. Двигатель на его машине отказал бы на 13900 об/мин, но оказалось, что по ходу всей дистанции он держал обороты в диапазоне от 13500 до 13800. Это фантастика: Айртон умел невероятно точно контролировать машину в ходе гонки.
Вопрос: За последние 20 лет в Формуле 1 появился новый Сенна?
Эмануэле Пирро: Айртон был уникален, а его работа – произведение искусства. Невозможно нарисовать другую Мону Лизу. Я не знаю, можно ли его назвать лучшим гонщиком всех времен – Михаэль Шумахер, например, одержал больше побед. Но все постоянно чувствовали его силу и дерзость; он всегда работал на пределе возможностей. Он приезжал к финишу измотанным, поскольку максимально выкладывался. Вероятно, этого не хватает современной Формуле 1. Айртон не боялся сложностей – в этом тоже проявлялась его уникальность.