На предыдущем этапе оба гонщика Alfa Romeo впервые в этом сезоне заработали очки, но перед началом уик-энда в Сильверстоуне Кими Райкконен предпочитает воздерживаться от прогнозов, в том числе и потому, что на трассе только что обновлено асфальтовое покрытие, особенности которого ещё предстоит изучить.
Вопрос: В Австрии вы выступили лучше, чем в двух предыдущих гонках, а к Гран При Великобритании ваша команда подготовила ряд технических новинок – в какой мере вы уверены, что вернётесь на тот же уровень конкурентоспособности, который демонстрировали в первых четырёх гонках сезона?
Кими Райкконен: Думаю, две предыдущие гонки всё-таки были однозначно лучше. Правда, в Австрии нам не хватило скорости, чтобы финишировать на той позиции, с которой мы стартовали. Кроме того, сказались погодные условия. Полагаю, мы немного потеряли из-за того, что в машине всё перегревалось, поэтому по ходу гонки нам пришлось кое с чем перестраховаться.
В остальном машина показала себя неплохо. Как всё сложится в Сильверстоуне? Пока неясно. Это совершенно другая трасса, здесь был уложен новый асфальт, и кто знает, как это повлияет на соотношение сил. Мы действительно подготовили несколько новых элементов, и надо проверить, как они будут работать, насколько мы сможем прибавить. Будем надеяться, что мы снова сможем участвовать в борьбе, так что посмотрим, чего команде удастся добиться в воскресенье.
Вопрос: Обычно Ferrari привозит новинки почти на каждую гонку – в какой мере ситуация Alfa Romeo отличается от того, к чему вы привыкли в Скудерии? Ведь сейчас ваша команда подготовила комплекс обновлений и представит его сразу целиком…
Кими Райкконен: Не думаю, что тут есть какие-то существенные отличия. Конечно, все команды разные, но если появляется какое-то новое техническое решение, все его начинают копировать. Хотя небольшим командам требуется больше времени и на разработку новых компонентов, и на их производство, но позитивный момент в том, что пока всё, что мы привозили на гонки, работало вполне эффективно.
В предыдущие годы я не раз бывал в ситуации, когда новинки не оправдывали надежды, и когда такое происходило, это только осложняло дело. Когда результаты на трассе не соответствуют расчётам, полученным в ходе аэродинамических исследований, очень сложно определить, что происходит, и в чём причина проблемы.
Но в Alfa Romeo пока всё складывается неплохо – будем надеяться, что так пойдёт и дальше. Когда новинки нормально работают – как существенные, так и небольшие – это всегда приятно.
Вопрос: Но вы предпочитаете, чтобы команда готовила небольшие обновления постоянно, или сразу внедряла целый комплекс новинок, как это будет в Сильверстоуне?
Кими Райкконен: Мне всё равно. Мы рады всему, что получаем, и наше дело – добиться, чтобы новинки работали. Всегда есть данные телеметрии, которые позволяют понять, в какой мере те или иные компоненты эффективны, есть ли смысл оставлять их на машине, как они сказываются на её поведении – вот это для меня действительно важно.
Вопрос: Есть ли какая-то конкретная область машины, которая требует первоочередной доработки?
Кими Райкконен: Не думаю, что стоит выделять какую-то одну область. Прежде всего нам нужно сделать машину несколько легче, а также повысить уровень прижимной силы. Но это нормально, похожие задачи решают все команды. Чтобы прибавить, проще всего добиться повышения прижимной силы, но я не думаю, что стоит говорить о какой-то одной области, в которой мы теряем больше, чем в остальных. Мы должны сделать машину в целом быстрее, вот и всё.
Вопрос: В Сильверстоуне некоторые гравийные ловушки теперь расположены ближе к трассе – как вы считаете, может быть, это лучший способ закрыть все дискуссии о соблюдении её пределов?
Кими Райкконен: Да, ведь до появления новых автодромов подобных проблем было намного меньше, посколько обочины были, как правило, либо гравийные, либо покрытые травой. Так что раньше соблюдать пределы трассы было проще. Согласен, тогда тоже выезжали за её пределы, но если вам при этом удавалось вернуться назад на траекторию и что-то отыграть – считайте, что вам повезло.
Возможно, такая практика, как в Сильверстоуне, будет применяться более широко, но всё зависит от того, какие гонки проводятся на той или иной трассе, ведь, например, в MotoGP по понятным причинам не любят гравийные ловушки, а владельцам трасс очень дорого обходятся переделки. В целом уже в прошлом году проблем в Сильверстоуне было меньше, чем несколько лет назад, когда все разговоры в основном сводились к проблеме соблюдения пределов трассы.
Вопрос: Вы довольны, что в 1-м повороте теперь нет зоны DRS?
Кими Райкконен: По-моему, в прошлом году я там один раз вылетел за пределы трассы, поскольку забыл закрыть крыло, хотя асфальт тогда был мокроватый. Тем более, в той зоне DRS было не так много возможностей для обгонов.
Вопрос: Можете ли поделиться самыми ранними воспоминаниями о Сильверстоуне, ведь в Формуле Renault вы выступали здесь ещё 20 лет назад?
Кими Райкконен: В те времена мы никогда не гонялись на длинной конфигурации кольца, только на короткой. По-моему, впервые я ездил по длинной версии трассы уже в Формуле 1, в 2001-м. Мне больше нравится её прежняя конфигурация, она была интереснее, чем современная.
Вопрос: В Австрии произошёл очередной гоночный инцидент, с которым разбирались стюарды, и опять им пришлось решать, кому достанется победа в Гран При. Когда вы ведёте борьбу на трассе, вы всегда точно уверены, что действуете в пределах правил, и вас не оштрафуют?
Кими Райкконен: Не знаю. Гонщиков, в том числе и меня, вызывали к стюардам уже несколько уик-эндов подряд, но решение может быть как в вашу пользу, так и наоборот. Все инциденты разные, так что сложно сказать…
Вопрос: Вам не кажется, что стюарды в этом году действуют более строго?
Кими Райкконен: Вообще-то нет. Если помните, в начале года они говорили, что позволят нам более агрессивно бороться на трассе, но если проанализировать все инциденты, ничего такого не происходит. Думаю, всё это всегда было частью гонок, иногда в таких ситуациях вам везёт, иногда нет.
Вопрос: В начале гонки на Red Bull Ring у вас была похожая ситуация с Ландо Норрисом, причём в том же самом повороте, где потом сошлись Ферстаппен и Леклер, но вы же пропустили соперника. Как вы думаете, в их случае вина участников была обоюдной, так что это просто гоночный инцидент?
Кими Райкконен: Какой инцидент? Я вообще не помню ситуации, о которой вы говорите. В моём случае ситуация была совсем другая, ничего общего. Всегда есть какие-то отличия, и понятно, что тому, кого обгоняют, радоваться нечему. В любой ситуации всегда будет победитель и проигравший.
Вопрос: Но по ходу гонки вы вообще прикидываете, за что вас могут наказать, за что – нет?
Кими Райкконен: Нет, я стараюсь действовать как можно более корректно, но иногда всё заканчивается столкновением, и причин для этого может быть множество. Понятно, что никто не хочет врезаться в соперника, все понимают, что твоя машина запросто может получить повреждения, но порой такое всё же происходит.
Вопрос: Вы согласны, что гонщики изменили подход к пилотированию, поскольку на новых трассах слишком широкие зоны безопасности?
Кими Райкконен: Сложно сказать. Лично мне не кажется, что я стал пилотировать как-то по-другому, хотя, возможно, отчасти это всё-таки так. Если зона вылета покрыта гравием или травой, вы туда не поедете, поскольку только потеряете время. Машина может просто застрять, и вы вообще всё потеряете. А сейчас у вас больше шансов этого избежать. Возможно, всё это тоже сказывается.
Вопрос: В Австрии было больше обгонов, чем на предыдущих трассах – это связано с особенностями конфигурации?
Кими Райкконен: В Австрии каждый год гонка проходит интересно. Если вспомнить времена, когда я начинал карьеру, там было множество обгонов без всякой DRS. По-моему, на некоторых трассах обгоны возможны вне зависимости от того, на каких машинах мы гоняемся, поскольку это обусловлено исключительно характером конфигурации. Возьмите Спа, где гонки тоже всегда проходят здорово.
Вопрос: Стоит ли FIA в стремлении повысить зрелищность гонок больше заниматься проблемой трасс, чем машинами?
Кими Райкконен: Однозначно. Я хочу сказать, что вообще-то надо заниматься и тем, и другим, но если посмотреть на старые трассы, там были возможны обгоны. Вероятно, по статистике их было всё-таки меньше, но в наше время с использованием DRS не все эти манёвры можно считать реальными обгонами, часто ты просто проезжаешь мимо машины соперника. В прошлом было больше именно настоящих обгонов, и на некоторых трассах они по-прежнему возможны.
Вопрос: Не исключено, что какие-то сессии по ходу этого уик-энда пройдут под дождём. Это может повлиять на привычную расстановку сил, или преимущество будет у тех, у кого больше прижимной силы?
Кими Райкконен: Может быть по-разному. Если квалификация или гонка будет полностью дождевой, все сделают ставку на максимальный прижим. Если нет, то настройки разных машины могут различаться. По-моему, на машине Alfa Romeo я вообще ни одного круга не проехал под дождём. На прошлой неделе команда работала на шинных тестах, но я не в курсе деталей. В прошлом году тесты или тренировки тоже редко сопровождались осадками, обычно дождь начинался во время квалификации.
Вопрос: Но вы любите пилотировать на мокрой трассе?
Кими Райкконен: Ничего против не имею. Разумеется, когда в таких условиях всё работает, это весело. Но иногда, когда не удаётся добиться эффективной работы шин, когда ты не можешь их прогреть, то просто стараешься удержаться на трассе.
По-моему, в прошлом году во второй половине сезона машина Ferrari отлично справлялась с такими условиями, и пилотировать было весело. Посмотрим, будут ли дожди в этот уик-энд. Не знаю, как себя покажет новый асфальт, обычно в дождь на нём очень скользко, но посмотрим, как будут развиваться события.
Вопрос: В этом году у вас есть какие-то сложности с прогревом резины?
Кими Райкконен: Нет, по-моему, всё как в прошлом году. На каких-то трассах это немного сложнее, но в целом особых изменений нет. Думаю, картина примерно одинаковая уже на протяжении трёх лет, и всё это время было сложно добиться максимальной эффективности от резины и максимально возможной скорости. Все стремятся именно к этому, ведь в противном случае вы запросто можете терять до полсекунды на круге.