Вопрос: Прошлый уик-энд вы провели в Ле-Мане, но наверняка следили за развитием событий в Индианаполисе. Как вы оцениваете эту ситуацию?
Дэвид Ричардс: Ситуация сложная, но компания Michelin действительно не привезла в Индианаполис работоспособную резину, хотя в регламенте написано, что производитель резины должен представить два состава - конкурентоспособный и гарантированно надежный. Если конкурентоспособная резина не подходит к конкретной трассе, то второй состав должен позволить провести гонку. Удивляет меня то, что несмотря на явную ошибку Michelin все обвиняют FIA, хотя федерация всего лишь устанавливает правила и не может менять их каждые пять минут по прихоти команд.
Вопрос: Иначе говоря правила нельзя менять во время игры?
Дэвид Ричардс: Конечно. При согласии всех десяти команд все могло быть иначе, но согласия добиться не удалось и в этом нельзя обвинять FIA. Кризис в Индианаполисе стал следствием ошибки Michelin, правда шинники поступили очень профессионально, сразу честно признав ее. У Michelin огромный опыт выступления в гонках и они грамотно поступили в этой ситуации, а команды почему-то ищут виновника на стороне, превратив техническую проблему в политическую.
Вопрос: Если речь зашла о политике, то как вы относитесь к ситуации в Формуле 1? Она может расколоться на два независимых чемпионата?
Дэвид Ричардс: Нет, я в это не верю, мне кажется, что автопроизводители не хотят заниматься организацией чемпионата и сейчас все заняты поиском золотой середины. Скоро мы узнаем результат.
Вопрос: По одному из сценариев автопроизводители выкупят долю трех банков в холдинге Формулы 1...
Дэвид Ричардс: Честно говоря, я не думаю об этом.
Вопрос: Есть ли способ решения всех проблем Формулы 1?
Дэвид Ричардс: Если бы кто-то знал такой способ, то давно бы его обнародовал, тут дело как раз в переговорах, в поиске общего решения и то, что пункты регламента на сезон 2008 года уже опубликованы - шаг вперед. Следующий шаг должен быть связан с финансами, с Берни Экклстоуном, надеюсь тогда мы увидим свет внутри тоннеля, хотя у всех участников чемпионата свои мысли по этому поводу.
Вопрос: Это можно обсуждать бесконечно, поэтому сменим тему. В 1998-м вы впервые возглавили команду Формулы 1, как вы вошли в контакт с семьей Benetton?
Дэвид Ричардс: Когда компания British American Tobacco решила прийти в Формулу 1 меня тоже спросили об этом, они не хотели быть чистым спонсором, они хотели вложить деньги с пользой. Подобное предложение было и от Benetton, они хотели иметь контроль над командой, но не могли решиться на кардинальные изменения. Мне не очень интересно работать с командой, если она рассчитывает лишь на краткосрочный успех, не думая о перспективе и наши переговоры остановились.Чуть позже их снова инициировал Берни Экклстоун, он сказал, что в Benetton хотят реорганизовать команду, ищут толкового специалиста и собираются обратиться ко мне. Эта команда была успешна в начале девяностых, когда Михаэль Шумахер стал чемпионом, но потом успехи закончились. Соответственно сократились инвестиции, денег попросту не стало хватать и меня попросили реорганизовать команду.
Вопрос: Но тогда ничего не произошло...
Дэвид Ричардс: Да, я предложил им пятилетнюю программу, которая подразумевала очень серьезные инвестиции, но у семьи Бенеттон были иные планы и мы не договорились.
Вопрос: Уход Михаэля Шумахера стал серьезной проблемой для Benetton?
Дэвид Ричардс: Да, его успех превзошел ожидания, команда выиграла чемпионат, но без него они бы вряд ли смогли этого добиться.
Вопрос: Что именно вы тогда предложили Benetton?
Дэвид Ричардс: Я хотел серьезных перемен и не менее серьезных инвестиций, подписания контракта на партнерские отношения и поставку мотора с Ford. Я почти договорился, но у Benetton был наготове контракт с Renault и пошли своим путем.
Вопрос: Прошло семь лет и эта команда действительно добилась успеха...
Дэвид Ричардс: Да, но они реализовали многие из предложенных мною идей. Команде были нужны серьезные финансовые вливания и с приходом Renault эти средства появились.
Вопрос: После Benetton вы смогли сосредоточиться на своей компании Prodrive, прежде чем поступило предложение от BAR. Можно коротко охарактеризовать эти годы?
Дэвид Ричардс: Опыт работы в Формуле 1 многому научил и в BAR я пришел совершенно другим. Я не подписывал контракта до тех пор, пока они не приняли все мои условия. Я подготовил пятилетний план и потребовал согласия по всем пунктам.В Prodrive я не был наемным руководителем, это моя компания, мои сотрудники, мои ресурсы и разница с Benetton именно в том, что мы могли спокойно работать на перспективу, не занимаясь латанием дыр в организации работы команды. Это одна из глобальных проблем автоспорта, многие руководители слишком близоруки и работают только на ближайшую перспективу, не задумываясь о том, что будет с командой через три года.
Вопрос: Что вы увидели в BAR, приняв эту команду? Хаос?
Дэвид Ричардс: Часто серьезное предприятие не имеет четко выстроенной структуры, именно это я и увидел в BAR. Если вы наберете в футбольную команду одиннадцать лучших футболистов, то успех отнюдь не гарантирован - им еще нужно сыграться, в бизнесе те же законы. В BAR я встретил серьезный энтузиазм и талантливый персонал, которым никто не руководил. Они жили мечтой, тратили непомерно много денег и мне нужно было создать вертикаль власти и строго контролировать расходы. Я сразу сократил бюджет, уволил 20% сотрудников, в результате команда стала компактной и управляемой. Перед подписанием контракта компания BAT поставила три условия: во-первых они хотели контролировать бюджет, потому что до этого финансисты British Anerican Tobacco никогда не знали, сколько будет стоить им команда в следующем сезоне. Во-вторых структура команды должна быть прозрачной, а ее работа и результаты прогнозируемыми. В третьих - к моменту запрета табачной рекламы команда должна быть подготовлена к продаже.
Вопрос: Одной из любимых журналистами тем стал тогда конфликт между вами и Жаком Вильневом. Недавно он сказал, что вы всегда стремились удовлетворить собственное эго и легко убираете с дороги тех, кто этому мешает. Вы могли бы это прокомментировать? В чем суть конфликта?
Дэвид Ричардс: Если Жак сказал именно так, то он ошибается. Просто тогда команда не могла позволить себе такого гонщика, он слишком дорого стоил для BAR - команда с самого начала неверно расставила приоритеты. Сначала нужно наладить работу, разобраться с машиной, а потом приглашать дорогого гонщика.Жак действительно хороший гонщик, он достаточно агрессивен на трассе, он доказал свое умение побеждать, но Вильнев не смог построить команду вокруг себя. Если команда не в состоянии организовать свою работу, то им нужен действительно командный игрок, который сплотит коллектив, вроде Михаэля Шумахера. У немца сложились великолепные отношения с персоналом, он заставил их поверить в успех, а Жак совсем другой, он больше сосредоточен на себе. И главное - в тот момент команда не могла позволить себе таких трат на отдельного сотрудника, эти средства лучше было инвестировать в машину.
Вопрос: Но Жак говорит, что его гонорар полностью оплачивался спонсорами...
Дэвид Ричардс: Спонсоры - это тоже часть бюджета.
Вопрос: В конце 2003 года его заменил Такума Сато. Кому пришла идея пригласить японского гонщика или он был протеже компании Honda?
Дэвид Ричардс: Это произошло в тот момент, когда мы сделать наши отношения с Honda более интенсивными и Такума действительно был их протеже. Он хорошо провел тесты, да и результаты его выступлений за Jordan были не такими уж плохими. Тогда Сато часто ошибался, но мы видели его потенциал, так что нельзя сказать, что Honda навязала своего гонщика, это было общим решением. Хотя конечно, Такума был важен для японцев.
Вопрос: Вы только что говорили о командных качествах гонщика, этим качествам соответствует Дженсон Баттон?
Дэвид Ричардс: Я серьезно работал над этим вопросом, я объяснил Дженсону, что от него требуется и как он должен относиться к своей работе. Молодому человеку, которому всего 23 года, непросто взять на себя такую ответственность, но мне казалось, что чувствуя поддержку команды он справится.
Вопрос: Как вы оцениваете его качества гонщика?
Дэвид Ричардс: Одни гонщики добиваются успеха серьезной работой, другие - талантливы от природы. Дженсон действительно талантлив, очень аккуратен с машиной и предоставляет массу интересных идей инженерам.
Вопрос: Кого вы считаете лучшим из тех гонщиков, с которыми удалось поработать в Формуле 1?
Дэвид Ричардс: Об этом сложно говорить. Все, кто выступает на столь серьезном уровне, очень хороши, но ни один из них не сможет раскрыть своих качеств в неправильном окружении. Я твердо убежден в том, что нам нужно больше заботиться о молодежи, которая приходит в Формулу 1 или любой другой конкурентоспособный чемпионат, иначе их потенциал может быстро угаснуть.
Вопрос: Прошлым летом ходило много разговоров вокруг возможного перехода Баттона в Williams. У него ведь действительно был двухлетний контракт с BAR с двухлетним опционом, как же он мог покинуть команду?
Дэвид Ричардс: Контракт действительно был, но менеджмент Дженсона сомневался в долгосрочных планах Honda по поводу BAR и они считали, что у Williams в данном случае есть преимущество. Они увидели лазейку в контракте и собирались ей воспользоваться.
Вопрос: Эта лазейка появилась до заявления Honda?
Дэвид Ричардс: Да, до Гран При Великобритании между BAT и Honda шли интенсивные переговоры, поэтому мы и допустили слабину.
Вопрос: На какой срок был подписан ваш контракт с BAT?
Дэвид Ричардс: До 2006 года.
Вопрос: Без Honda вы могли бы гарантировать успех команды?
Дэвид Ричардс: Повторюсь, передо мной были поставлены три условия: контроль над бюджетом, прогнозируемые результаты и готовность к продаже команды после запрета табачной рекламы. Все эти пункты были выполнены, но я и не думал, что мы сможем продать команду до 2006 года. Наверное можно было бы получить больше, немного потянув с продажей, но это уже другая история. Я бы с удовольствием провел еще несколько лет в BAR, но мы добились поставленной цели раньше, чем планировали, а новые собственники хотели самостоятельно принимать решения.
Вопрос: То есть столь ранний уход из команды стал следствием личного успеха и достижения поставленной цели?
Дэвид Ричардс: Я выполнил задание BAT до окончания срока действия контракта.
Вопрос: В Prodrive работает около 1000 человек и эта компания хорошо известна в автоспорте. Вы не думали о том, чтобы привести Prodrive в Формулу 1?
Дэвид Ричардс: Мы ждем нового технического регламента, сейчас Формула 1 так дорого стоит, что вложенные в нее средства не окупаются. Но компактная и мобильная команда с правильным персоналом может добиться успеха.
Вопрос: То есть вы не исключаете этот вариант?
Дэвид Ричардс: Нет, я ничего не исключаю.
Вопрос: Сегодня мы начали интервью в 9.15 в вашем офисе. Как выглядит ваш распорядок дня?
Дэвид Ричардс: Я много работаю дома и сегодня встал в пять утра, чтобы провести две конференции с Австралией, где у нас тоже есть гоночный бизнес, потом прочитал почту и поехал в офис. После интервью мы проанализируем гонку в Ле-Мане и несколько раллийных этапов, а потом будем готовить презентацию нашей программы в WTCC. Так пройдет первая половина дня, а после обеда я поеду на тестовую трассу в Уорвик, где мы тестируем машину для кого-то. Это нетипичный день, к примеру завтра я весь день проведу на совещаниях в Лондоне.
Вопрос: Ваша семья не страдает от столь напряженного графика?
Дэвид Ричардс: В этом году я могу посвятить семье чуть больше времени и очень этому рад. Моя жена почти всегда со мной, а в Ле-Ман ездило все семейство, они тоже полночи не спали. Сейчас я больше занимаюсь долгосрочными проектами, чем текучкой, к примеру проект Ле-Мана с Aston Martin доставил мне большое удовольствие, в раллийном чемпионате не все ладится, но мы все же видим свет в конце тоннеля. В Австралии мы участвуем в чемпионате по туризму, равно как и в WTCC. Но и Формула 1 маячит на горизонте.
Вопрос: Вам никогда не казалась, что из-за работы в автоспорте вы что-то упускаете в частной жизни?
Дэвид Ричардс: В моем случае нельзя отделять личную жизнь от спорта, они неразрывно связаны, я занимаюсь автоспортом уже 16 лет и знаком со своей женой с первой раллийной гонки, она всегда была частью моей жизни. В этот уик-энд, после фестиваля в Гудвуде мы проведем несколько дней вместе с друзьями.
Вопрос: В начале карьеры вы представляли себе, чего хотите добиться? То, чего вы добились с Prodrive соответствует этим ожиданиям?
Дэвид Ричардс: Я приехал из маленького сельского района на севере Уэльса, наша семья пасла овец и ничего я тогда себе не представлял.
Вопрос: Берни Экклстоуну уже за семьдесят, вы не хотели бы занять его пост?
Дэвид Ричардс: Берни никто не сможет заменить, его работой должны заниматься трое или четверо, а Экклстоун действительно уникален. К тому же мы исповедуем другую модель бизнеса и она отличается от того, из чего исходит Берни в последние двадцать лет.