Педро де ла Роса дебютировал в Формуле 1 в 1999-м, в составе Arrows. За карьеру он сменил много команд, успев поработать в McLaren и Ferrari. В конце прошлого года в Скудерии не продлили контракт – и карьера испанца в Формуле 1 завершилась. В интервью Diario Sport Педро рассказал, чем занимается сейчас, и оценил ситуацию в чемпионате.
Вопрос: Что вы чувствуете, наблюдая за Формулой 1 со стороны?
Педро де ла Роса: Это очень удобно – у меня появилась возможность следить за всеми командами. Тем не менее, я чувствую себя несколько странно, ведь любой гонщик стремится сесть за руль. Конечно, в последние годы в роли резервного пилота я редко выезжал на трассу, тем не менее, лучше завершить карьеру так, чем остаться без контракта сразу после финиша гонки.
Вопрос: Вы могли заменить одного из основных пилотов команды в случае необходимости...
Педро де ла Роса: Да, но теперь я точно не смогу никого заменить, поскольку не работаю в команде. Раньше я знал, что в случае необходимости выйду на трассу – это помогло мне столько лет провести в Формуле 1.
Вопрос: Вы не из тех, кто готов выбросить белый флаг?
Педро де ла Роса: Нет. Гонки у меня в крови, но я понимаю, что теперь мое будущее связано с другими сериями, больше подходящими моему возрасту, к примеру – с гонками на выносливость. Надо быть реалистом и признать, что сейчас Формула 1 мало чем отличается от GP2. Некоторые пилоты GP2 сразу же показывают высокие результаты в Формуле 1 – это означает, что к современным машинам адаптироваться гораздо проще, чем в прошлом. Это плохие новости для таких опытных гонщиков, как я. Сейчас молодежь быстро осваивается в Формуле 1.
Вопрос: Машины стало проще пилотировать?
Педро де ла Роса: Нынешний регламент написан инженерами – в итоге мы получили невероятно сложную силовую установку, так что теперь пилот больше занят переключением кнопок на руле в соответствии с рекомендациями инженеров. Машины при этом стали медленнее, с физической точки зрения ими легче управлять.
Вопрос: Вы ожидали, что Ferrari не продлит с вами контракт? Это решение как-то связано с уходом Фернандо Алонсо?
Педро де ла Роса: Я не ожидал, но и не удивлен, ведь в команде произошло много перемен. Я два года провел в Ferrari – это было фантастическое время, и я жалею только о том, что мы не смогли помочь Фернандо выиграть титул. Если бы он стал чемпионом, моя мечта бы сбылась.
В Формуле 1 как в жизни – вы переживаете разные периоды. Закончился мой этап работы в McLaren, Sauber, HRT, теперь в Ferrari. Я бы хотел продолжать работать в Формуле 1, но теперь меня ждет новый интересный период.
Вопрос: Вы верите в чудеса?
Педро де ла Роса: Нет.
Вопрос: Тогда как вы объясните серьёзный прогресс Ferrari в этом сезоне?
Педро де ла Роса: В Формуле 1 все зависит от правильно выстроенной стратегии. Команда провела несколько сложных лет и в 2014-м решила пожертвовать сезоном, чтобы раньше сосредоточиться на работе с машиной 2015 года. В итоге команда получила восемь месяцев преимущества над соперниками, и сейчас мы видим результаты.
Вопрос: Думаете, Ferrari сможет навязать Mercedes борьбу за титул?
Педро де ла Роса: Да, но все зависит от темпа модернизации машины по ходу сезона. Думаю, у них хорошие шансы, учитывая, что команда победила уже во второй гонке. Если они смогут быстрее Mercedes дорабатывать машину, шанс появится. Их ждёт напряженная, но интересная борьба.
Вопрос: Фернандо Алонсо был прав, когда ушел из Ferrari?
Педро де ла Роса: Я не из тех, кто обсуждает решения другого гонщика, к тому же я не знаю деталей. Однако есть один момент, о котором не раз говорил Фернандо – в среднесрочной и долгосрочной перспективе вариант с McLaren является оптимальным. Он знает это лучше, чем кто-либо. Не надо забывать – позади только четыре гонки. С моей стороны было бы неправильно осуждать его решение, зная, какая атмосфера царила в Ferrari.
Вопрос: Вас удивили результаты McLaren в начале сезона?
Педро де ла Роса: Честно говоря, я не ожидал, что в Honda будут отставать настолько серьёзно. Я говорю не только об эффективности силовой установки, но и о её надежности. Чтобы совершенствовать машину, сначала нужно добиться надежности, а на это может уйти много времени.
Вопрос: Сможет ли McLaren уже в этом году выиграть гонку?
Педро де ла Роса: Не знаю. С технической точки зрения они будут постоянно прогрессировать, но только в команде знают, насколько существенным окажется этот прогресс. Если сравнивать скорость в Австралии и Бахрейне, команда заметно прибавила, но реальный потенциал знают только в McLaren. Достаточно ли его, чтобы выиграть гонку? Мне в это трудно поверить. Я считаю, что в этом году они должны нацеливаться на очки, чтобы в следующем попробовать побороться за титул.
Вопрос: Как вы оцениваете дебют Карлоса Сайнса?
Педро де ла Роса: Карлос очень быстро освоился. Меня удивила зрелость его подхода и готовность признавать собственные ошибки. Эту черту он унаследовал от отца. Умение воспринимать критику – очень важное качество для любого спортсмена.
С другой стороны, мы видим, что его напарник Макс Ферстаппен очень быстр, хотя пришел в Формулу 1 из Ф3. Макс – талантливый парень, но его машине не хватает скорости. Я всегда считал Формулу 1 вершиной автоспорта, и тот факт, что Сайнс и Ферстаппен быстро освоились, свидетельствует о том, что современная Формула 1 не так уж сильно отличается от младших серий.