В минувшем феврале Педро де ла Роса отметил свое 40-летие, но уходить на покой испанец пока не собирается. Сейчас он работает в McLaren тест-пилотом и по-прежнему надеется продолжить карьеру. Об этом и многом другом гонщик рассказал в эксклюзивном интервью для читателей F1News.Ru...
Вопрос: Вы начали карьеру в Ф1 еще в прошлом десятилетии – можно даже сказать, в прошлом столетии – и все это время были частью гоночного мира. Насколько сильно нынешняя Формула 1 отличается от той, куда вы пришли в 1999 году?
Педро де ла Роса: На самом деле, она изменилась не так уж серьёзно. Главное отличие – уровень подготовки техники. Сейчас аэродинамика играет еще более важную роль, чем десять лет назад. Кроме того – очень сильно ограничено количество тестов, что заметно осложняет работу по совершенствованию машин. Потому в последние годы резко возросла роль компьютерных симуляторов.
Вопрос: Когда вам было интереснее всего выступать в Формуле 1?
Педро де ла Роса: Пожалуй, в 2005 году. Это был последний сезон моторов V10, кипела «шинная война» между Bridgestone и Michelin, но главное – машины были быстрыми и мощными, моторы развивали до 920-930 л.с. Управлять ими было очень сложно, для этого требовалась отличная физическая форма. Пока это самый интересный период в моей карьере.
Вопрос: Кого бы вы назвали самыми харизматичными людьми в современной Формуле 1?
Педро де ла Роса: Прежде всего, назову Рона Денниса. С годами, благодаря постоянному стремлению к совершенству, ему удалось изменить Формулу 1. Разумеется, нужно выразить большое уважение и Берни Экклстоуну, который умеет предвидеть развитие событий. Благодаря его умениям и принципам наш спорт смог выйти на совершенно новый уровень. Также не могу не назвать Фрэнка Уильямса и Патрика Хеда – общими усилиями они смогли построить отличную команду, Williams. Думаю, именно благодаря тем, кого я назвал, Ф1 стала такой, какой мы её знаем.
Вопрос: Если вернуться к вашей карьере – кто оказал на неё наибольшее влияние и какое решение вы бы назвали главным за все время выступлений в гонках?
Педро де ла Роса: Самое важное решение, которое я принял – уехать гоняться в Японию. В конце 1994 года моя карьера оказалась в тупике – я понимал, что не могу продолжать ее ни в одной из тогдашних категорий. Я поступил в университет и начал работать, так как решил прекратить выступление.
Но вскоре раздался звонок – меня приглашали гоняться в Японию. Я согласился – и провел там три лучших сезона в своей карьере. Решение было непростым – я мог остаться дома, и первоначально так и хотел поступить, потому что всем известно, как непросто освоиться в Японии. Но в итоге сделал иначе – и ни разу об этом не пожалел.
Если говорить о самых важных людях, то это мой отец и моя подружка – теперь уже жена. Именно благодаря их поддержке я поехал в Японию. Не могу не назвать и других членов семьи – маму и брата. Они дали мне возможность посвятить свою жизнь гонкам, вместо того, чтобы каждый день ходить на работу и раз в месяц получать зарплату. Я очень им благодарен.
Вопрос: Вы участвовали в 99 Гран При…
Педро де ла Роса: Да вы что, в самом деле в 99?! Надо же, а я даже не знал. Вот это да. Должен сказать, вы меня немножко расстроили.
Вопрос: Если ли вероятность, что эта цифра увеличится до ста?
Педро де ла Роса: Я надеюсь на это. Возможно, что-то станет понятно уже в конце этого сезона. В Формуле 1 всё происходит очень быстро, но я рассчитываю перейти во вторую сотню Гран При.
Вопрос: Что вам нравится в гонках, а что не очень по душе?
Педро де ла Роса: Мне нравится то чувство, которое испытываешь, управляя машиной Формулы 1. Думаю, ничто не может с этим сравниться – ты мчишься на огромной скорости, работаешь над тем, чтобы добиться максимума. Полагаю, те ощущения, которые переживаешь за рулем в быстром повороте, являются абсолютно уникальными.
А не нравится мне, что сейчас в Формуле 1 не так много свободных пилотских вакансий, и абсолютно любому гонщику крайне сложно получить место в топ-команде. Мне досадно видеть, как многие таланты оказываются за бортом Ф1. Нас немало, но мы сидим в ожидании своего шанса. И я не могу назвать такую ситуацию приемлемой.
Вопрос: Что вы думаете о многочисленных технических новинках – KERS, DRS и тому подобных? Они действительно нужны Формуле 1 или являются в большой степени искусственным средством повысить интерес к гонкам?
Педро де ла Роса: Думаю, что KERS – очень полезная система для Формулы 1, поскольку наш спорт должен развиваться. Будущее автомобильной промышленности – за гибридами, а в конечном счете – за электромобилями. KERS – это именно гибридная система, и в настоящий момент очень важно, чтобы Формула 1 двигалась в этом вопросе впереди автопроизводителей, а ни в коем случае не наоборот, как сейчас происходит.
Потому я рад, что у нас есть KERS. Подвижное крыло также считаю необходимостью, поскольку оно делает гонки более зрелищными – этот сезон доказал, что DRS работает очень здорово. Мне нравятся обе системы, но, думаю, нам не стоит привыкать к постоянному использованию DRS – в этом случае обгонять становится слишком просто.
Вопрос: Вы работаете в McLaren с 2003 года. Вам удалось раскрыть секрет невероятного успеха этой команды?
Педро де ла Роса: Да. Все просто – нужно лишь заручиться услугами очень умных людей. Весь секрет в том, чтобы располагать талантливыми сотрудниками и уделять внимание даже самым незначительным деталям, стремясь улучшить их и добиться максимальной скорости. Больше никаких тайн нет – лишь качество сотрудников и отличное оборудование, которым они располагают, чтобы совершенствовать свои навыки. Еще отмечу человеческие качества: одного ума недостаточно, не менее важно уметь работать в команде.
В McLaren умеют находить нужных людей. По этой причине, даже если кто-то и уходит, коллектив все равно сохраняет свою силу. Это потому, что мы – команда, и мы очень сильны во всех отношениях.
Вопрос: Опишите, пожалуйста, чем вы занимаетесь в McLaren в настоящее время...
Педро де ла Роса: По ходу уик-эндов моя роль ограничена имеющимися возможностями. Так как я не могу сесть за руль, график работы больше похож на расписание для инженера, чем для пилота. Я изучаю данные, посещаю брифинги, по пятницам и субботам нахожусь на командном мостике, стараясь направить свой опыт в помощь команде. Поскольку наши инженеры никогда не пилотировали машины Формулы 1, я являюсь своего рода связующим звеном между ними и гонщиками.
По ходу уик-энда у меня немного работы, другое дело – на базе. Я активно участвую в тренировках на симуляторе при подготовке к этапам – и именно это назвал бы своим главным вкладом в деятельность команды, а также в работу по совершенствованию машины.
Вопрос: В связи с тем, что вы сказали – нет ли планов в будущем переключиться на чисто инженерную деятельность?
Педро де ла Роса: Нет. Я недостаточно хорош, чтобы стать инженером. В моем сердце всегда будут гонки, и если в будущем мне не удастся продолжить карьеру в Формуле 1, уверен, что буду выступать в другой категории. Возможно, это будут не столь профессиональные соревнования, как Ф1, но у меня навсегда останется пилотская психология.
Вопрос: Что вы видите главной задачей McLaren в данный момент?
Педро де ла Роса: Думаю, мы должны постараться выиграть как можно больше гонок, забыв о положении в чемпионате. Сейчас уже нет большого смысла всерьез раздумывать о ситуации в личном зачете. У нас отличная машина, которая будет совершенствоваться до последней гонки, и нужно сконцентрироваться на том, чтобы зарабатывать очки, как можно реже допускать ошибки и постараться регулярно опережать Red Bull и Ferrari.
Вопрос: Подготовка к следующему сезону сейчас в самом разгаре. Чего вы ожидаете от чемпионата 2012 года? Получится ли побороться с Red Bull Racing?
Педро де ла Роса: Без сомнений. В Формуле 1 много отличных команд – помимо нас, это и Red Bull, и Ferrari, и Mercedes, и Renault. Есть и те, кто очень быстро прибавляет. Все мы работаем, не жалея сил – это всё, что я могу сказать. День состоит всего из 24 часов, потому для достижения своей цели мы можем работать лишь на протяжении 24 часов в день.
Вопрос: Как бы вы могли прокомментировать недавнее заявление Ferrari об их планах вернуться в лидеры Формулы 1 в следующем году?
Педро де ла Роса: Я не знаю, что они делают, как готовятся к новому сезону. Я хорошо представляю, что происходит у нас – уверяю, мы трудимся, не покладая рук. Это нормально, когда в нынешней фазе сезона каждый считает, что он справляется с работой лучше остальных, но всё станет ясно только в марте, в первой гонке. Мы можем лишь сконцентрироваться на собственных задачах и выполнить их как можно лучше.
Вопрос: Что можно сказать о концовке этого чемпионата? Ferrari еще под силу настичь McLaren?
Педро да ла Роса: Вполне возможно, почему нет? И это одна из причин, по которой нам стоит забыть о конкурентах и сконцентрироваться на победах. Никогда не знаешь, что будут делать соперники, но мы должны поставить себе целью постоянно финишировать, как минимум подниматься на подиум.
Нам нужно по мере сил осложнить жизнь Red Bull Racing. Иногда кажется, словно они уже выиграли оба чемпионата, но на самом деле это не так. И в нашем спорте никогда нельзя ничего загадывать – можно лишь продолжать работать. Было бы наивно говорить, что у нас есть шанс, отрыв Феттеля очень велик, но пока остается математическая возможность – никогда нельзя говорить, чем всё закончится.
Соперники тоже допускают ошибки – но это может случиться, только если они ощущают прессинг. И создать его, забыв о Ferrari и Red Bull Racing, а лишь сконцентрировавшись на победах – наша задача.
Вопрос: Недавно вы проводили тесты для Pirelli. Когда шины для Ф1 поставляла компания Bridgestone, её словно бы и не было в паддоке. С приходом нового поставщика всё изменилось. Как по-вашему, что позволило итальянцам сделать свою продукцию одной из постоянных тем для разговоров?
Педро де ла Роса: Думаю, все дело в том, что они отлично справились со своей работой. Им потребовалось всего несколько месяцев, чтобы разработать конкурентоспособные шины – в компании решили, что ресурс резины следует уменьшить по сравнению с тем, что было раньше, и получились составы, которые действительно быстро изнашиваются. И это позитивно отразилось на зрелищности, поскольку командам стало сложнее предсказывать развитие событий.
Именно поэтому Pirelli постоянно в центре внимания. Разработать верную тактику стало сложнее, а гонки складываются намного интереснее для болельщиков.
Вопрос: Поддерживаете ли вы недавнее предложение Pirelli использовать пять более жестких и шесть более мягких комплектов резины по ходу уик-энда?
Педро де ла Роса: Думаю, это очень здравая идея. Пилоты хотят работать на трассе, а не сидеть по боксам. Предложение Pirelli позволяет, используя прежнее количество шин, дать пилотам возможность больше ездить, а болельщикам – больше увидеть.
Вопрос: А что вы думаете о возвращении тестов по ходу сезона?
Педро де ла Роса: Это просто необходимо. То, что сейчас таких сессий нет – большая ошибка. Они нужны и спорту, и зрителям, и гонщикам. В особенности – тест-пилотам, вроде меня, а также молодым спортсменам. Сейчас, если один из пилотов получит травму, у команды просто нет возможности обеспечить ему равноценную замену.
Гонщик, который садится в таком случае за руль, почти всегда имеет долгую паузу с момента последнего выступления. Ограниченное количество тестов по ходу сезона принесет пользу всем, без исключения. Я поддерживаю увеличение количества сессий при условии жесткого контроля. Никто не хочет возвращения к ситуации, когда тесты могли проводиться в неограниченном количестве.
Вопрос: Сейчас Испания является единственной страной, принимающей у себя два Гран При Формулы 1. Как вы считаете – это хорошо для спорта или нет?
Педро де ла Роса: Думаю, да – до тех пор, пока страна может организовывать два этапа. Сейчас на гонки в Барселоне и Валенсии приходит множество зрителей, они обе проходят очень успешно. Пока удается поддерживать такой уровень – все хорошо. Но если какой-то Гран При начнет терять популярность – придёт время пересмотреть ситуацию. Сейчас Испания справляется с проведением двух этапов, но, на мой взгляд, нужно ежегодно отслеживать, не изменилась ли ситуация.
Вопрос: Спасибо за ответы, Педро. В завершение позвольте узнать, какую гонку вы считаете лучшей в своей карьере?
Педро де ла Роса: Наверное, это этап в Венгрии в 2006 году, где я финишировал вторым. Это было моим самым сильным выступлением – и в каком-то смысле наградой. Гонка проходила в очень сложных условиях - стартовала под дождем, финишировала на сухом асфальте. По ходу дистанции не раз возникали трудности. Пожалуй, я готов назвать ее самой сложной и самой приятной за все время своих выступлений в автоспорте.