В этом году Ральф Шумахер принял решение о завершении гоночной карьеры и сейчас приехал в Россию, чтобы принять участие в программе Moscow City Racing в преддверии важного события: в начале августа в нашей стране впервые пройдет этап популярного кузовного чемпионата DTM. Но в разговоре с бывшим гонщиком и младшим братом семикратного чемпиона мира мы коснулись не только этой темы…
Вопрос: Когда все три главных немецких автоконцерна участвуют в чемпионате DTM, очевидно, это делает серию еще более захватывающей?
Ральф Шумахер: Да, раньше в DTM участвовали Mercedes и Audi, а теперь уже второй год в чемпионате выступает и BMW. Конечно, когда число немецких премиальных брендов, выставляющих свои заводские команды, увеличилось до трех, чемпионат стал еще интереснее, и сейчас мы представляем нашу серию в Москве, чтобы показать российским болельщикам, что такое DTM. И это очень хорошо! Правда, трассу Moscow Raceway я еще не видел.
Вопрос: Но сегодня вы участвуете в программе Moscow City Racing, хотя в городских гоночных шоу мы чаще видим команды Формулы 1, а для DTM это не вполне типично…
Ральф Шумахер: Это не совсем так. Обычно хотя бы раз в год мы тоже проводим подобное шоу, прежде всего, посвященное открытию очередного сезона DTM, и оно проходит в одном из крупнейших городов Германии. Показываем машины, представляем все команды, всех гонщиков, и, например, посмотреть такое шоу в Дюссельдорфе ежегодно собирается около 200 тысяч зрителей. Для нас это отличная возможность быть ближе к болельщикам, которые видят машины и пилотов, слышат звук моторов. Приятно участвовать в таком шоу в Москве.
Вопрос: Ваша карьера разделена на две части – Формула 1 и DTM. Сейчас, когда активная фаза гоночной карьеры завершена, можете ли вы сказать, какой из чемпионатов оказался для вас важнее в профессиональном отношении?
Ральф Шумахер: Трудно сказать. Понятно, что Формула 1 – это вершина автоспорта, но когда я перешел в DTM, для меня это было что-то вроде возвращения домой. Моя карьера во многом начиналась в Формуле 3, а гонки этого чемпионата, как правило, были совмещены с этапами DTM, и это было замечательное время. Сейчас я провел в DTM пять сезонов вместе с Mercedes, так что оба этапа моей карьеры по-своему важны. Но могу сказать, что в определенном отношении выступать в DTM мне нравилось больше, поэтому я продолжаю работать в этом чемпионате.
Вопрос: И теперь в DTM у вас есть собственная команда?
Ральф Шумахер: Я остался в семье Mercedes, руковожу одной из молодежных команд и в целом отвечаю за молодежную программу концерна в DTM. Кроме того, помогаю в такие дни, как сегодня. Как вы знаете, серия DTM пользуется популярностью не во всех странах, но, надеемся, скоро ситуация изменится в лучшую сторону.
Вопрос: В любом случае, для вас работа в DTM – это бизнес?
Ральф Шумахер: Да, для меня это бизнес.
Вопрос: Перейдем к Формуле 1. В вашей карьере был весьма драматичный эпизод, когда в Индианаполисе вы попали в серьезную аварию из-за лопнувшей шины. В этом году все вновь говорят о резине в контексте проблем безопасности после того, что случилось в Сильверстоуне. Вы можете как-то прокомментировать ситуацию, в которой оказалась Pirelli?
Ральф Шумахер: Производители шин всегда находятся в сложной ситуации. Но Pirelli пришлось разработать резину, которая выдерживала бы лишь определенное количество кругов, что, полагаю, создало немало дополнительных проблем. Очень важно, что после случившегося в Сильверстоуне шинники смогли быстро отреагировать и постарались вновь сделать резину безопасной для гонщиков.
Безусловно, если гонщик на трассе ждёт, что шина может взорваться, это не самая приятная ситуация. Все это очень опасно, поэтому хорошо, что в Pirelli внесли изменения в резину. Проблема решена, и, по-моему, не стоит поднимать по этому поводу слишком много шума. Мы все знаем, что автоспорт опасен, и подвергаем машины предельным нагрузкам, поэтому подобные вещи порой происходят. Не должны происходить, но все-таки происходят.
Вопрос: А вы обсуждаете с Михаэлем текущую ситуацию в Формуле 1 и все эти проблемы?
Ральф Шумахер: Нет.
Вопрос: Но за чемпионатом мира наверняка по-прежнему следите? Болеете за кого-то из гонщиков современной Формулы 1? Может быть, у вас есть свои фавориты?
Ральф Шумахер: Поскольку я немец, то в какой-то мере болею за немецких гонщиков. Хотя у самого быстрого из них, пожалуй, сейчас не самая лучшая машина. Было бы здорово, если бы Нико Хюлкенберг выступал в Mercedes, но в любом случае у нас очень сильный состав. Приятно, что наша команда в этом году показывает хорошие результаты, но, конечно, хочется, чтобы Себастьян Феттель вновь добился успеха.
Вопрос: Что вы скажете о Поле ди Ресте, с которым вы еще относительно недавно соперничали на трассах DTM? Многие считают его очень перспективным гонщиком с чемпионскими задатками?
Ральф Шумахер: Несомненно, он очень талантливый гонщик. За рулем более быстрой машины он мог бы добиться более высоких результатов, хотя Force India в этом году работает очень неплохо. Впрочем, все в руках Пола. Как только представится возможность, он себя проявит.
Вопрос: В Формуле 1 вы довольно долго соперничали с Кими Райкконеном, который вновь выступает в чемпионате, причем, очень здорово выступает. Однако ему предстоит принять важное решение: как полагаете, что лучше для него, остаться в Lotus или перейти в Red Bull Racing?
Ральф Шумахер: Все очень просто. На его месте я бы, не раздумывая, принял предложение Red Bull. Я бы ни секунды не сомневался. Как всегда, мы далеко не всё знаем, мне неизвестно, какой контракт у Себастьяна Феттеля, но если команда может предоставить обоим гонщикам одинаковые машины, то, безусловно, зрителям было бы интересно понаблюдать за борьбой этих двух пилотов, если бы они стали напарниками. Для Кими это тоже отличная возможность, ведь он замечательный гонщик. Возможно, он слишком рано ушел из Формулы 1, поэтому решил вернуться.
Вопрос: Формула 1 на пороге революционных изменений: в 2014-м будут новые турбомоторы, заметно обновленные шасси, новейшие системы ERS. Что вы обо всем этом думаете?
Ральф Шумахер: Формула 1 должна оставаться вершиной автоспорта, в ней должны использоваться самые совершенные технологии. По-моему, Ф1 должна пробовать разные современные решения, искать пределы возможного, делать машины и двигатели максимально эффективными. Именно поэтому в Формуле 1 работают автомобильные компании. Гонки помогают им достичь небывало высокого уровня – и это здорово. Понятно, что всё это сопряжено с ростом затрат, но, с другой стороны, разработать и наладить производство новой модели машины – тоже очень дорогостоящее дело.
Вопрос: Глупо спрашивать вас, чей двигатель в следующем году будет лучшим: конечно, Mercedes?
Ральф Шумахер: (смеётся) Думаю, пока у наших мотористов дела идут хорошо! Надеюсь, они успешно справятся со своей задачей, но в этом чемпионате сложно делать прогнозы, поэтому Формула 1 так интересна. Вы ищете пределы возможного и думаете, что справились с задачей лучше всех, однако потом может оказаться, что соперники придумали что-то еще более эффективное.
Вопрос: Напоследок: это первый сезон, когда вы не выступаете в гонках. Окончательно решили, что хватит, или, все-таки, скучаете по работе на трассе?
Ральф Шумахер: В какой-то момент каждый гонщик должен принять решение о завершении карьеры. Я такое решение принял. Но я люблю автоспорт, поэтому остаюсь в этом бизнесе, ведь я отдал гонкам значительную часть жизни. На самом деле, когда ты становишься руководителем какого-то гоночного проекта, ты можешь оказывать большее влияние на все процессы, чем когда сидишь за рулем и едешь по трассе.