Если в прошлом году Мика Сало частенько появлялся в паддоке, то теперь приезжает на Гран При крайне редко – сейчас финн работает над проектом новой российской серии, которая будет проводиться при поддержке SMP Racing в новом классе Формула 4.
Тем не менее, Мика все же выбрался в Сингапур, где и ответил на вопросы корреспондента F1News.Ru: о новом чемпионате, своей роли в его организации и молодых российских пилотах.
Вопрос: Мика, расскажите чуть подробнее о новом проекте и вашем в нем участии…
Мика Сало: Я уже давно работаю с SMP Racing, это их чемпионат. Мы решили сделать серию для молодых российских пилотов, в которой они бы могли показать на что способны после картинга. В этом состояла основная идея, но мы почти сразу решили сделать чемпионат международным – в первый же год. Это будет вообще первый международный чемпионат Формулы 4 в мире. У нас будут гонки в Финляндии и Эстонии.
Вопрос: Обслуживанием машин будут заниматься ваши земляки из Koiranen. Как было принято это решение?
Мика Сало: Да, мы решили заключить соглашение, по которому они будут отвечать за техническую сторону. У них большой опыт участия в подобных проектах, а у нас в SMP Racing пока недостаточно людей, чтобы заняться всем самим. Было бы сложно подготовить машины самостоятельно, а у Koiranen есть и персонал, и знания. Мы решили, что это лучший вариант – передать им всю техническую сторону.
Вопрос: Где будет располагаться база?
Мика Сало: Это зависит от Koiranen. Это российский чемпионат, но они разместят базу там, где это наиболее целесообразно для логистики.
Вопрос: Вы уверены, что на старт выйдут двадцать машин, как и предполагалось изначально?
Мика Сало: Да. Больше двадцати. Конечно, нам еще предстоит найти и заинтересовать российских картингистов. В Европе выступает много гонщиков из России, мы следим за ними, ведем переговоры. Первые тесты начнутся совсем скоро. Некоторые машины уже готовы.
Вопрос: Где пройдут тесты?
Мика Сало: В Испании. Там можно тестироваться всю зиму. Пилоты SMP Racing начнут тренировки уже скоро, у них есть программа на зиму. Несколько финских пилотов подали заявки. Есть пилоты и из других стран. Это будет очень хороший чемпионат.
Вопрос: Насколько сложно уговорить гонщиков выступать именно в вашем чемпионате, а не, скажем, в итальянской Формуле Abarth или где-нибудь еще?
Мика Сало: Это непросто, поскольку пока о серии известно не так много. Формула 4 – новый проект, но за ним будущее. FIA продвигает этот класс, и другие чемпионаты на его фоне в скором времени будет смотреться слабо. Формула Renault 2.0 – уже очень старый класс, он уже умирает. У них все еще много машин, но одна из проблем в монополии Renault. В Ф4 могут быть разные двигатели, разные шасси – это интереснее.
Вопрос: Вы сами встречаетесь с пилотами, чтобы заинтересовать их?
Мика Сало: Да, мы наблюдаем за многими, пытаемся заинтересовать. В частности, в этом состоит моя работа – я должен найти российских пилотов, которым было бы интересно выступать в серии. Мне помогает несколько человек, в частности Петр Алешин, у которого большой опыт. В картинге действительно непросто найти подходящих пилотов. Недостаточно увидеть одну гонку, чтобы понять, насколько велик потенциал того или иного картингиста. Я часто езжу на соревнования. К тому же, у нас есть люди, которые занимаются этой работой постоянно.
Вопрос: Вы можете назвать имена?
Мика Сало: У нас есть несколько пилотов, которые уже входят в программу поддержки SMP Racing. Есть еще один парень, Роберт Шварцман, с ним мы недавно встречались. Он, скорее всего, выступит и в итальянском чемпионате, и в нашем. Даты этапов не пересекаются. Так же поступят еще несколько пилотов. Так они получат больше наката, примут участие в большем числе гонок. Это очень важно в таком возрасте.
Вопрос: О какой возрастной группе идет речь?
Мика Сало: 15-17 лет. Возможно, 18. Идеальный возраст для перехода в формулы. Хотя сейчас, кажется, можно быть и 17-летним, чтобы стать пилотом Формулы 1 (улыбается).
Вопрос: Это, кстати, очень интересный момент. Пример Макса Ферстаппена, который, минуя все юниорские серии попал сразу в Формулу 3, а затем и в Формулу 1 спустя всего год после картинга, наверное, не слишком помогает…
Мика Сало: Конечно, то, что произошло – не слишком хорошо для молодежных серий. Видя его пример, все начинают думать, что способны перейти сразу из картинга в Формулу 1. Это не так, но подобные вещи порой происходят – есть гонщики, которые на это способны, хотя речь идет об исключительных случаях. К сожалению, когда это случается, все начинают думать, что и они могут так поступить.
Я знаю Макса, он очень хороший пилот. Но у него нет опыта пилотирования больших машин. С одной стороны, это плохо, но в то же время, я думаю, что он справится – потому что речь идет о большом таланте. И все же, мне не нравится, что он перескакивает все молодежные серии, где мог бы набраться опыта.
Вопрос: Что они дают гонщику?
Мика Сало: В первую очередь – уверенность в моменты, когда нужно бороться колесо в колесо на высоких скоростях и на таких больших машинах. Плюс, конечно, понимание возможных последствий, если вы что-то сделаете не так. В картинге вы можете сцепиться с соперником колесами, и ничего серьезного не произойдет. Но в этих машинах – в больших и очень быстрых – последствия будут совсем иными. Не только для вас, но и для других.
Тем не менее, я правда думаю, что Макс справится. Он будет хорош. Единственное, что меня смущает – это то, что он подает плохой пример другим пилотам.
Вопрос: Каков бюджет участия в серии?
Мика Сало: Примерно 150 тысяч евро. Стоимость включает в себя семь уик-эндов. Пока я не могу сказать, будет у нас три или две гонки за этап, но тесты тоже включены. Это хорошая цена. Можно даже сказать, что это недорого. Сейчас многие из пилотов примерно столько же тратят в картинге. Такие суммы по карману многим. Плюс, SMP Racing будет помогать российским пилотам.
Вопрос: Вы сами – один из пилотов SMP Racing. Каковы дальнейшие планы?
Мика Сало: Я порой выхожу на старт в Европейской серии Ле-Ман. Мне нравится, но на данный момент меня больше увлекает проект новой серии. Я посвящаю ему почти всё свое время. Гоняюсь я уже 44 года, так что с меня хватит.
Мне нравится помогать молодым российским пилотам. И мне приятно видеть, что есть такой человек как Борис [Ротенберг], который занимается этим проектом, вкладывает в него средства. Такое увидишь нечасто, чтобы кто-то помогал хотя бы одному гонщику выстроить карьеру, а Борис помогает в настоящий момент 20-30 пилотам. Это уникальная программа, и я рад, что являюсь ее частью.