Вопрос: Как вы оцениваете результаты прошедшего сезона, второго для BMW Sauber?
Марио Тайссен: Команда хорошо провела сезон, на финише мы перешли рубеж ста очков. Прошлый год мы закончили на пятом месте в Кубке Конструкторов, заработали 36 очков и в 2007-м рассчитывали на четвертое, в лучшем случае - третье место. Так и получилось. Из-за решения суда команда закончила сезон на втором месте, но это ничего не значит - четыре машины быстрее нашей, и мы хотим опередить их на трассе, а не в зале суда.
В 2007-м мы, с первой гонки, были третьей командой чемпионата, и подтверждали эту позицию практически в каждом Гран При. В отдельных гонках BMW Sauber удавалось вмешаться в спор лидеров, подниматься на подиум. Чтобы подытожить сказанное, хочу сказать - мы можем гордиться тем, чего достигли - и машиной, и ее прогрессом по ходу сезона. Два года команда выполняет поставленные задачи, и теперь инженеры знают, что наши идеи работают. Это увеличивает доверие к стратегии команды, придает уверенность в том, что мы движемся в верном направлении.
Вопрос: Какие моменты прошедшего сезона вы считаете основными?
Марио Тайссен: Гонку в Монреале. Второе место Ника - это пока лучший результат, к тому же Роберт не пострадал в тяжелой аварии, что говорит о выдающейся безопасности машины. Можно сказать, что в тот уик-энд мы победили дважды.
Вопрос: А какие Гран При можно назвать самыми неудачными?
Марио Тайссен: И снова я буду говорить о Монреале. Авария Роберта была очень серьезной, мы пережили несколько страшных минут, пока не узнали, что он в порядке. Неприятны были технические сходы, их никогда нельзя исключать, но вы не представляете, как разочарована команда, когда гонщик не получает очков. Однако мы зарабатывали очки в каждом Гран При прошедшего сезона, ни один уик-энд BMW Sauber не покинула с пустыми руками.
Вопрос: В чем команда прибавила, по сравнению с 2006-м?
Марио Тайссен: В 2007-м у нас не было проблем с медленными трассами, как в 2006-м.
Вопрос: Работой гонщиков вы довольны?
Марио Тайссен: Да, Ник и Роберт отлично провели сезон, поэтому команда продлила контракты. Мы подписали новый контракт с Робертом сразу после канадской аварии, даже до того, как он снова сел за руль, да и с Ником договорились очень рано, что позволило спокойно закончить сезон.
Вопрос: В чем нужно прибавить, чтобы подобраться к лидерам?
Марио Тайссен: Прибавить нужно во всем, но приоритетное направление - аэродинамика. Дело не в том, что мы уступаем в каком-то одном компоненте, команде нужно на 3-5% повысить эффективность каждого узла. Это вопрос точной настройки и естественного прогресса, а не революции.
Вопрос: Формирование команды уже закончено?
Марио Тайссен: Оно закончится в конце года, как мы и планировали. Мы расширим до 420 человек персонал базы в Хинвиле, а состав мюнхенской базы не изменится, там сейчас работают 300 специалистов.
Вопрос: Это расширение осложнит жизнь команды по ходу сезона?
Марио Тайссен: Когда мы приобрели Sauber, в Хинвиле работало 275 человек. Увеличивать штат и реконструировать базу, особенно по ходу сезона, после начала работ над новой машиной, действительно было непросто, но работать в постоянном офисе приятнее, чем во временных постройках.
Вопрос: Вы все еще участвуете в технической работе команды?
Марио Тайссен: Я в курсе всех процессов, мы часто проводим совещания, я общаюсь с инженерами. Технической работой руководят Вилли Рампф и Маркус Дюсман, если они не уверены, по какому пути двигаться, тогда я участвую в принятии решений. Я вижу себя тренером, который ставит задачи, обеспечивает необходимые ресурсы и определяет общее направление.
Вопрос: Когда технические службы начали работу над машиной для 2008-го?
Марио Тайссен: В мае 2007-го. В середине сезона мы гарантировали третье место в Кубке Конструкторов, догнать лидеров было нереально, и команда сосредоточилась на новой машине. Последние работы с F1.07 закончились в сентябре, на тестах в Хересе, потом мы полностью переключились на новую машину.
Вопрос: BMW - лидер в электронных решениях, что вы думаете об использовании стандартного блока управления двигателем?
Марио Тайссен: Мы возражали против стандартной электроники. Предстоит модернизация машин, моторов, коробки передач, а это серьезные затраты. Есть и еще один момент - сейчас не только машина в целом, но и каждый ее компонент оборудован сложной электроникой, решающей частную, конкретную задачу. Электроника - это нервная система машины, без нее мы потеряем в функционале, или вообще получим неработоспособную машину. Наша цель - сохранить технологические преимущества Формулы 1, чтобы отработать решения, которые в будущем могут использоваться в дорожных машинах. Если заглянуть чуть вперед, но очевидно появление систем, которые аккумулируют энергию на торможении и помогают гонщику при обгоне. Электроника должна контролировать эти процессы, гарантируя безопасность в любых обстоятельствах. Электронные решения играют огромную роль, их нужно развивать, если мы действительно хотим добиться прогресса.
Вопрос: Ваши достижения в 2007-м, повышают требования к команде в 2008-м...
Марио Тайссен: Успех рождает ожидания, это естественно. Возрастают требования со стороны, меняются и наши задачи. В этом году мы завершили вторую стадию развития BMW Sauber, команда стабильно входила в тройку лучших, в следующем мы надеемся на первую победу. Это не произойдет само собой, но прогресс, которого мы добились в 2007-м говорит о том, что команда движется в верном направлении. Мотивация чрезвычайно высока, мы очень хотим добиться успеха.
Вопрос: В календаре следующего сезона 18 Гран При, в будущем число гонок может вырасти до двадцати. Что вы об этом думаете?
Марио Тайссен: Двадцать Гран При - это серьезная нагрузка на команду, особенно на тех, кто все время переезжает с гонок на тесты - они практически не бывают дома. Однако, выбирать не приходится. К конце концов, мы вкладываем огромные ресурсы в Формулу 1, и два дополнительных Гран При - это возможность потратить их более плодотворно. Но, перед тем, как объявлять о столь плотном календаре, нужно все хорошо продумать, учесть вопросы логистики, сделав все переезды максимально эффективными.
Вопрос: Каким вы бы хотели видеть календарь Формулы 1 в будущем?
Марио Тайссен: Сочетанием традиций и прогресса. Формуле 1 нужно ядро из европейских этапов, с гонками на исторических трассах, вроде Монцы, Сильверстоуна, Спа и Нюрбургринга, тут нет сомнений. Однако необходимо думать о развитии, о новых, азиатских рынках. Формуле 1 нужно пускать корни в новых странах, это обеспечит чемпионату должный статус и перспективы.
Вопрос: Кто будет вашим тест-пилотом в 2008-м?
Марио Тайссен: Мы пригласим молодежь на тесты, а потом решим. Тимо Глок не сядет за руль BMW Sauber в 2008-м, мы предложили ему место тест-пилота, но он предпочел контракт основного гонщика с другой командой. Мы желаем Тимо успеха, у него действительно серьезный потенциал. Глок прошел через Формулу BMW и сейчас имеет отличные перспективы в Формуле 1. Я вовсе не исключаю нашей совместной работы в будущем.