Руководитель AlphaTauri Франц Тост подвёл промежуточные итоги предсезонных тестов, рассказал о сотрудничестве с Red Bull Racing и поделился своими соображениями о будущем Формулы 1.
Вопрос: Какое впечатление производит ваша новая машина?
Франц Тост: Пока вполне позитивное. Первые три дня тестов прошли плодотворно, в каждый из них мы проезжали более 100 кругов. Думаю, мы движемся в правильном направлении. Похоже, что со скоростью у AT01 всё в порядке, хотя никогда не знаешь, сколько топлива в баках машин соперников.
Результаты команд средней группы стали плотнее, но я надеюсь, что мы также несколько сократили отставание от лидеров.
Вопрос: Но настоящая работа над скоростью начинается только сейчас?
Франц Тост: Совершенно верно. Программа последних двух дней второй недели тестов в большей степени ориентирована как на скорость в режиме квалификации, так и на повышение гоночного темпа.
Вопрос: В этом году тесты впервые проходят в течение только шести дней, а не восьми – что в этой связи изменилось в вашем подходе к подготовке к сезону?
Франц Тост: Мы заранее проделали большой объём работы на симуляторе. Я подгонял наших инженеров, стараясь, чтобы они осознали: в нашем распоряжении только шесть дней. В прошлом году мы проехали на тестах более 4000 км. При этом каждая минута, потраченная напрасно, сказывается на результатах. Гонщик уже не столь уверен в машине, а команда хуже разбирается в технических аспектах.
Дефекты обычно проявляются только после определённого километража. В этом плане сначала надо достичь определённого предела, чего не произойдёт, если вы будете стоять в боксах. Но пока всё складывается неплохо, мы справляемся с программой, но то же самое можно сказать и о других командах.
Столь высокий уровень надёжности объясняется тем, что в техническом регламенте не было особых изменений, следовательно, мы имеем дело со знакомой техникой. Впрочем, я не ожидаю, что в 2021 году статистика тестов будет хуже, хотя машины станут совсем другими. Почему? Дело в том, что Формула 1 достигла высочайшего уровня техники и технологии, этим отличаются базы таких команд, как Mercedes, Honda, Ferrari, Renault.
Все расчёты сделаны с предельной точностью, все компоненты машины проходят интенсивные стендовые испытания, так что в ходе тестов на трассе проявляется минимум дефектов. С одной стороны, это здорово. С другой, это снижает уровень нервного напряжения по ходу гонок. А в годы моей юности до финиша гонок добиралась, наверное, только половина машин, выходивших на старт Гран При.
Впрочем, нередко бывало и так, что гонщики сознательно сходили с дистанции, просто потому, что у них не было сил продолжать.
Вопрос: Но физическая подготовка пилотов тоже стала лучше…
Франц Тост: Я не устаю повторять, что зимние месяцы в этом плане – самые важные. Если что-то упустишь в межсезонье, то летом это наверстать уже нереально. Постоянные перелёты с гонки на гонку, постоянная смена часовых поясов и климатических зон. Поэтому необходимо организовать график тренировок так, чтобы гонщики максимально интенсивно занимались физической подготовкой в декабре и январе, а также придерживались правильного режима питания.
Вопрос: В какой мере ваша новая машина была создана силами AlphaTauri, в какой – Red Bull Racing?
Франц Тост: Я не считал, но могу лишь сказать, что от Red Bull мы получаем системы гидравлики, трансмиссию, полностью заднюю подвеску и те части передней, которые смонтированы под корпусом машины. Треугольные рычаги передней подвески и ступицы мы изготавливаем сами. К сожалению, в этом году мы приобретаем в Милтон-Кинсе меньше деталей, чем в 2019-м. Теперь мы должны самостоятельно разрабатывать воздуховоды тормозов.
Вопрос: Т.е. вы приобретаете максимум того, что позволяет регламент?
Франц Тост: Именно так. Но напрямую мы никак не участвуем в процессе разработки компонентов, которые получаем от Red Bull. Нам всегда достаются детали от их машины предыдущего года. Мы сообщаем, что нам нужно, и они присылают всё необходимое.
Вопрос: Как это сказывается на ваших собственных разработках?
Франц Тост: Теми областями, которые я перечислил, мы больше не занимаемся. Например, раньше мы сами производили коробки передач. А теперь наша команда полностью сосредоточила усилия на аэродинамике и создании монокока. Также мы стараемся улучшить интеграцию двигателя и шасси.
Вопрос: В этом году ваше шасси сразу прошло обязательные краш-тесты FIA?
Франц Тост: Нет. В противном случае это означало бы, что мы не достигли предела возможного, а это тоже не очень хорошо. В этом году у нас были сложности с носовой частью. Разумеется, хочется избежать проблем с лишним весом, поэтому мы стараемся использовать минимум материалов. Если бы мы сразу прошли краш-тесты, я бы подумал, что нам либо повезло, либо мы действовали излишне консервативно.
Вопрос: Сколько попыток было предпринято, прежде чем носовая часть вашей машины выдержала краш-тесты?
Франц Тост: По-моему, две.
Вопрос: С чем связано то, что AT01 так похожа на прошлогоднюю RB15?
Франц Тост: Технический регламент сформулирован очень жёстко, поэтому сложно ожидать, что внешний вид машин будет существенно отличаться. Если сравнить, как выглядит задняя часть машин разных команд, существенных различий вы не найдёте. Разве что какие-то детали диффузора будут отличаться. Заметная разница между AT01 и машиной Red Bull есть только в носовой части. У них она намного уже. Но с моей точки зрения, наши машины выглядят по-разному.
Вопрос: Такой подход, ориентированный на использование множества идентичных деталей, помогает экономить деньги?
Франц Тост: Да, ведь мы можем использовать те детали, что у Red Bull лежат на складе, которые всё равно бы подлежали утилизации. Так что это правильный подход. В начале нашего сотрудничества мы могли использовать практически любые их узлы, агрегаты и системы, но, к сожалению, потом правила изменились.
Вопрос: Надеетесь ли вы провести сезон, избежав штрафов за замену силовых установок?
Франц Тост: Пока мы не планируем получить штрафы такого рода. Но у нас гибкий подход, ориентированный на достижение максимальных результатов. Если мотористы Honda скажут, что у них в запасе есть некие резервы, мы постараемся всё так спланировать, чтобы отбыть штраф за замену двигателя на трассе, где легко обгонять, где дополнительная мощность даст максимальный эффект.
Вопрос: Сезон начнётся совсем скоро, но команды уже думают о 2021 годе. Сложно ли найти сбалансированный подход к модернизации текущей версии машины и разработке нового шасси?
Франц Тост: Пока я не могу ответить на этот вопрос. Всё будет зависеть от наших результатов и от результатов соперников. В 2020-м мы тоже должны достичь своих целей. Надеюсь, машина будет работать нормально, и мы сможем поддерживать темпы модернизации на определённом уровне. Но одновременно надо будет заниматься и машиной 2021 года.
Надеюсь, к концу марта мы получим окончательно сформулированный регламент. Чем позже это произойдёт, тем сложнее будет навёрстывать, особенно небольшим командам.
Вопрос: Почему работа над регламентом продвигается так медленно?
Франц Тост: FOM проводит свои собственные эксперименты, пытаясь выявить серые зоны в регламенте и ликвидировать их. Затем какие-то идеи высказывает FIA, а команды начинают спорить, так что это всегда сопровождается дискуссиями. Но в какой-то момент регламент должен приобрести окончательный вид.
Вопрос: Какой вам в целом представляется машина Формулы 1 в будущем?
Франц Тост: Мы должны найти правильный баланс, учитывая такие факторы, как технический прогресс, уровень инноваций, финансовое бремя и зрелищность. В самой природе Формулы 1 изначально заложено стремление к техническому совершенству. При этом нельзя забывать о финансовой стороне дела. Для этого вводится ограничение бюджетов. И, конечно, Формула 1 должна оставаться развлечением. Если же две-три команды будут ехать где-то впереди, а остальные следовать за ними с интервалом в 20-30 секунд, это не будет способствовать зрелищности.
Вопрос: Не слишком ли сильно регламент 2021 года ограничивает свободу инженерного творчества?
Франц Тост: Мои инженеры говорят, что по части творчества новый регламент ставит перед ними серьёзные задачи, и у них есть возможность применить многие собственные идеи. В дальнейшем, когда всё стабилизируется, темпы модернизации могут снизиться. Но мы должны сокращать расходы, чтобы добиться более плотной борьбы на трассе. Поэтому я считаю, что с регламентом всё в порядке.
Вопрос: Одна из задач, которые стоят перед Формулой 1 – в привлечении внимания молодёжи. Как этого добиться?
Франц Тост: Здесь надо действовать разумно. По-моему, для молодёжи билеты на гонки стоят слишком дорого, и в своё время я настаивал, что организаторы должны сделать их доступнее. Для современной молодёжи в гоночной машине нет ничего особенно удивительного, хотя для нас в своё время это было нечто невероятное. А сейчас есть молодые люди, которые вообще не собираются получать водительские права.
Чтобы привлечь внимание молодёжи, мы должны создать шоу экстра-класса. Я всегда говорил организаторам, что каждая гонка в конкретной стране должны превратиться в одно из самых ярких событий года. Именно так происходит в Канаде и Австралии.
Вопрос: Может быть, вместо того, чтобы расширять календарь чемпионата, стоит проводить меньше гонок?
Франц Тост: Тут мнения расходятся. Но лично я считаю, что гонок может быть меньше, но они должны быть более высокого качества. По-моему, 20 – это оптимальное число этапов. Увеличивать его можно, но тогда должны вырасти и доходы команд. В противном случае в этом нет никакого смысла.