Гидо ван дер Гарде – один из пяти дебютантов текущего сезона Формулы 1. Зимой голландец заключил контракт с командой Caterham, войдя в элиту мирового автоспорта. В интервью F1News.Ru ван дер Гарде говорил о том, как изменилась его жизнь за прошедший год.
Вопрос: Гидо, насколько сильно на самом деле отличается жизнь пилота Формулы 1 от той, что была у вас раньше?
Гидо ван дер Гарде: Очень сильно. Я сейчас намного более занятой человек. Речь не только о количестве гонок – в этом отношении как раз разница не столь существенна по сравнению с GP2. Теперь у меня намного больше спонсорских мероприятий, интервью. Плюс, пилот Формулы 1 постоянно должен помнить о том, что за ним – целая команда. Раньше я работал с коллективами максимум в 15 человек, в Caterham сотрудников больше двухсот.
Я должен досконально знать нашу машину, понимать, что и как работает – это требует совершенно другого уровня технической подготовки. Также не надо забывать о постоянных перелетах и тренировках. Дома почти не бываю, но даже когда выпадают свободные дни, я очень много времени провожу в спортзале. На самом деле, полностью свободных дней нет. Формула 1 – это бизнес, которому ты должен посвящать себя 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Если я не на базе, не на трассе и не на тренировке, то мой телефон постоянно включен – поступает много звонков на совершенно разные темы. И это не прекращается никогда.
Вопрос: Вы уже знаете всех сотрудников команды по именам?
Гидо ван дер Гарде: Нет, когда я появляюсь на базе, мне все еще попадаются незнакомые лица. В команде Формулы 1 всё-таки очень много сотрудников, и если во время визитов каждому из них уделять по паре минут, то там можно провести целую неделю. Я стараюсь концентрироваться на общении с теми, кто наиболее важен в данный момент, стараюсь мотивировать людей работать лучше. Естественно, во время гоночных уик-эндов всё по-другому: я знаю по именам всех членов гоночной бригады. Чтобы полностью разобраться в том, кто и за что именно отвечает, необходимо провести с командой пару гонок, но я бы не сказал, что это самое сложное.
Вопрос: Какое из PR-мероприятий запомнилось больше всего?
Гидо ван дер Гарде: Самым приятным стал первый день после подписания контракта, когда мы устроили прием в Амстердаме. Я раздал около 80 интервью, но это не доставило никаких неудобств. В дальшейшем к таким событиям начинаешь относиться как к части работы. Какие-то из них более интересны, какие-то менее, но вне зависимости от вашего личного отношения к подобным вещам не надо забывать о том, что это тоже работа. Вы всегда должны быть приветливым, если надо, рассказывать интересные истории. Конечно, характер мероприятий бывает разный, но по-моему, я достаточно легко справляюсь с этими обязанностями.
Вопрос: С прессой приходится общаться намного чаще…
Гидо ван дер Гарде: Это тоже нормально. Меня пока не просили делать что-то безумное, в основном все ограничивается интервью. У меня нет проблем с журналистами – я никогда не говорил ничего глупого или того, что могло бы поставить меня в неловкое положение. Журналисты тоже нормальные люди – у меня с ними хорошие отношения. Порой вопросы бывают странными, но главное постараться обойти острые углы.
Вопрос: Вам пришлось переехать?
Гидо ван дер Гарде: Нет, я не захотел. Я уже жил в Англии в 2007 году. Но не могу сказать, что мне понравилось. Я не очень люблю Англию, местную погоду. Перед началом сезона мы обсуждали этот вопрос, думали, стоит ли мне перебираться в Оксфорд. Но в итоге решили, что это не так важно. Голландия находится очень близко – 50 минут полёта, и вы уже в Лондоне, причем из-за разницы во времени я фактически прилетаю в то же время, в которое вылетел. В Англии время на час отстает от Европы. Я живу в Амстердаме со своей девушкой и никуда не хочу переезжать.
Вопрос: Насколько быстро проходит эйфория после подписания контракта и до того момента, когда надо включиться в работу?
Гидо ван дер Гарде: В моем случае на это ушло всего пара дней. Мы много общались с журналистами, было приятно осознавать, что мы добились поставленной цели, но потом началась тяжелая работа. Да и с журналистами встречи не всегда бывали столь же приятными, как в самом начале. В Формуле 1 все очень быстро меняется. Если у вас выдался хороший день – вы всем нравитесь, если день прошел неудачно – оценки меняются кардинально. Но неудачные дни бывают у всех. Главное, как мне кажется, оставаться самим собой и не обращать внимания на реакцию внешнего мира – положительная она или, напротив, отрицательная. У каждого из нас одна жизнь, поэтому надо использовать каждый шанс.
Вопрос: Когда в последний раз кто-нибудь спрашивал у вас: "Кем вы работаете?"
Гидо ван дер Гарде: Да, такое всё еще случается. Я отвечаю: "Я гонщик". У многих очень любопытная реакция, они начинают интересоваться дальше: "О, наверное, это здорово. А где вы выступаете?". В этот момент надо постараться выглядеть очень расслаблено и коротко ответить: "В Формуле 1". Приятно наблюдать, как у людей меняется лицо. Чаще всего они потом говорят: "А, помню-помню, ты тот самый парень…"
На самом деле, люди в Голландии достаточно простые, там очень легко жить. Меня не очень часто отвлекают на улицах, просят сфотографироваться или дать автограф – даже если узнают. Так или иначе, я ничего не имею против. Это тоже часть работы, которая мне нравится.
Вопрос: Самое необычное место, где у вас попросили автограф?
Гидо ван дер Гарде: Надо подумать… На самом деле мне больше всего запомнился один эпизод. Мы с отцом пошли на футбол, на очередной матч "Аякса". Сидели на трибуне, когда ко мне подошел маленький мальчик и попросил автограф. Не то чтобы это самая необычная ситуация. Просто ощущения были странными: я сам пришел на спортивное соревнование как обычный болельщик – и даже не думал, что кто-то может попросить у меня автограф на стадионе.
Вопрос: Насколько вообще отличается мир Формулы 1 изнутри по сравнению с тем, каким он кажется со стороны?
Гидо ван дер Гарде: Я бы сказал, что у меня не было каких-то особенных ожиданий. Я не пытался себе представлять, каково это. Я привык жить сегодняшним днем, воспринимая информацию по мере ее поступления, без каких либо предрассудков. Со стороны гоночный мир выглядит огромным: пресса, PR, разные страны. Но когда вы оказываетесь внутри, многое меняется. Вы быстро становитесь своим, видите постоянно одни и те же лица. Я бы сказал, что после одной-двух гонок я себя чувствовал здесь абсолютно комфортно. Но, мне кажется, многое зависит и от того, какой вы человек...