Переход от Lotus к Renault F1 был сложным периодом для команды из Энстоуна, и Фредерик Вассёр, став её гоночным директором, понимал, что предстоит много работы. Первые гонки оказались непростыми, но Renault F1 прогрессирует и в Сочи заработала первые очки. В интервью официальному сайту чемпионата Вассёр заявил, что всё идет в верном направлении.
Вопрос: Фредерик, в молодежных сериях вы были одним из самых успешных руководителей команд, а теперь оказались во главе команды Формулы 1. Что вы думаете о первых месяцах работы?
Фредерик Вассёр: Пришлось нелегко. Renault купила команду, которая находилась на грани закрытия. Кроме того, сделка состоялась довольно поздно – в конце декабря, так что это было, по меньшей мере, нелегко. Машина уже была спроектирована с расчётом на силовую установку Mercedes, поэтому пришлось многое переделывать. Ситуацию осложнил тот факт, что по ходу прошлого сезона машина не дорабатывалась.
Должен признать, что команда отлично справилась со своей работой, подготовив машину к предсезонным тестам в Барселоне. Учитывая всё это, мы не ждали, что окажемся быстрыми. Нам надо было со многим разобраться, а моя задача сводилась к тому, чтобы контролировать ход подготовки к сезону. Мы наняли новых сотрудников, и пришлось вкладывать много средств. Каждый департамент нуждался в реструктуризации, так что дел было много.
Вопрос: Раньше вы руководили командами, которые боролись за первые позиции на стартовой решетке, а теперь ваша команда ведет борьбу ближе к концу пелотона. Что вы чувствуете?
Фредерик Вассёр: Опять же это нелегко. Но когда мы достигнем цели, успех будет тем приятнее, ведь мы знаем, с чего начинали! (смеётся) Подписывая контракт, я понимал сложность задачи.
Вопрос: Гонки Формулы 1 – это не только борьба на трассе, но и политика. Некоторые называют паддок «бассейном с акулами». У вас такие же впечатления?
Фредерик Вассёр: Да, так и есть! (смеётся) Но у меня большое преимущество – я знаю большую часть владельцев и руководителей команд, поскольку многие из их гонщиков выступали в моей команде. Да, здесь гораздо больше политики, чем в любой другой работе, которой я занимался прежде, но я знаю, как здесь выжить, хотя это и не самая интересная часть моих обязанностей.
Вопрос: Три первых гонки получились сложными для Renault, и Сирил Абитебул потребовал немедленных действий. Учитывая состояние команды, каков реальный прогноз, когда вы добьетесь успеха?
Фредерик Вассёр: Президент концерна Renault-Nissan Карлос Гон дал нам четкую схему: это среднесрочный проект, требующий больших инвестиций, а в итоге мы должны бороться за подиумы и победы. Но прежде всего, надо разобраться в ситуации.
Вопрос: Вы уже в ней разобрались?
Фредерик Вассёр: Теперь у нас есть четкое представление обо всём. Мы довольно хорошо понимаем, во что надо вкладывать средства, и делаем это. Мы хотим всё сделать нормально, так что нам не стоит торопиться. Лучше всё сделать нормально и, возможно, потерять пару месяцев, чем спешить и двигаться в неправильном направлении.
Вопрос: Вам помогает тот факт, что у Renault богатая история в Формуле 1? Сначала все новые команды говорят, что у них есть запас терпения, но, как правило, он быстро заканчивается, если успех не приходит…
Фредерик Вассёр: Надо найти компромисс между терпением… Впрочем, «терпение» - это не вполне подходящее слово… Между умением всё сделать правильно и возможностью действовать, не теряя времени. Время идет. Каждые две недели приезжаешь на очередную гонку, так что надо найти компромисс между целью в среднесрочной перспективе и ежедневной работой.
Вопрос: Red Bull Racing сейчас выступает неплохо – судя по всему, силовая установка Renault стала гораздо эффективнее. Значит ли это, что большая часть ваших проблем связана с шасси?
Фредерик Вассёр: Нет. Мы работаем и с шасси, и с двигателем. Что касается мотора, то в ближайшем будущем мы сделаем следующий шаг вперед, а в 2017-м мы должны добиться огромного прогресса. В Вири и в Энстоуне напряженно работают. Дело в том, что нельзя одержать победу только за счёт одного компонента, но также верно и другое: если что-то одно не работает, победить никогда не получится.
Вопрос: В Renault пошли по необычному пути в выборе гонщиков: у одного из них есть только год опыта в Формуле 1, а второй – дебютант. Не слишком ли смелый шаг для команды, которая сокращает отставание?
Фредерик Вассёр: Когда мы выбирали гонщиков, всё внимание было сосредоточено уже на 2018-м и 2019-м. Это касается не только гонщиков, но и машины. Мы должны были найти того, кто станет чемпионом в 2019-м, а не того, кто был им в 2010-м. Вспомните: раньше все истории успеха основывались на гонщиках: Renault и Фернандо Алонсо, Ferrari и Михаэль Шумахер, Red Bull Racing и Себастьян Феттель… Таким образом, мы выстроим команду, основываясь на гонщиках. Это такие же инвестиции, как те, что идут на доработку аэродинамической трубы или двигателя.
Вопрос: У вас богатый опыт работы с молодыми гонщиками, и вы умеете оценивать их талант. Что вы можете сказать о Джолионе Палмере и Кевине Магнуссене?
Фредерик Вассёр: До этого года я плохо их знал. Решение подписать с ними контракт было принято до того, как я присоединился к команде. Джолион был нашим соперником в GP2, где он опередил Стоффеля Вандорна, но работа в одной команде и борьба на трассе – это разные вещи. Я немного знал Кевина по McLaren. Но, честно говоря, сейчас наша главная проблема – не гонщики. Наши гонщики – целеустремленные парни, которые делают свою работу и могут максимально выкладываться, а я требую, чтобы они прикладывали ещё больше усилий. Если посмотреть на ситуацию в целом, то в машинах у вас только два парня, но за ними стоит большой коллектив, в котором работает около тысячи сотрудников – именно ими надо управлять.
Вопрос: Вы сказали, что не участвовали в выборе гонщиков. Вы бы взяли этих гонщиков?
Фредерик Вассёр: Вопрос не в этом. Нам ещё надо разобраться с технической составляющей. Хорошо иметь двух молодых пилотов в команде – они хотят развиваться вместе с нами. Если взять двух чемпионов мира, то было бы сложнее.
Вопрос: Оглядываясь по сторонам, кого вы бы назвали чемпионом 2019 года?
Фредерик Вассёр: Я вижу пару молодых парней, которые на это способны. Один из них, пожалуй, Ферстаппен. Но Эстебан Окон опередил его в GP3. Кевин отлично справился со своей работой в Мировой серии Renault, где ему пришлось бороться с Вандорном. Джолион выиграл титул в GP2, сражаясь с Вандорном, и я по-прежнему очень высоко оцениваю Стоффеля. Я считаю, что все пятеро в будущем станут звездами.
Вопрос: Вы начали сезон крайне неудачно, но в Сочи заработали первые очки. Что вы думаете об итогах Гран При России?
Фредерик Вассёр: Это многообещающий результат. Кевин фантастически провёл гонку – если не говорить о тех, кто поднялся на подиум, он был главным героем в тот день! Его седьмая позиция и тот факт, что обе машины добрались до финиша – важные достижения для нас. Пожалуй, та гонка была немного необычной, поскольку некоторые слабые команды добились неплохих результатов и наоборот. К счастью, мы оказались в первой группе! У нас был неплохой гоночный темп, но, как я сказал, это была необычная гонка, и мы можем только надеяться, что в следующем Гран При приблизимся к тому результату.
Вопрос: Вам нравится ваша новая работа?
Фредерик Вассёр: Это настоящий вызов. И в каком-то смысле неплохо всё начинать с нуля.
Вопрос: …чтобы вы смогли насладиться успехом, когда всё получится?
Фредерик Вассёр: Нет, дело не в этом (смеется). Но когда вы начинаете с нуля, у вас нет другого выбора, кроме как двигаться вперед.