В интервью Auto Motor und Sport Себастьян Феттель подвёл итоги сезона и попытался объяснить некоторые свои ошибки…
Вопрос: Можно сказать, что пока вы в графике – Михаэль Шумахер выиграл титул с Ferrari только на пятый год…
Себастьян Феттель: Не хочу нас сравнивать, хотя понимаю, что сравнение напрашивается. Мы оба немцы, оба выступали в Ferrari, оба четыре года не могли завоевать титул. Если в следующем году мы выиграем чемпионат, можно об этом поговорить. Но мне хватило бы и половины титулов, что были у Михаэля.
Вопрос: Как вы оцениваете эти четыре года в Ferrari?
Себастьян Феттель: Сложно объяснить в двух словах. Команда сильно изменилась за это время, сегодня она гораздо сильнее, чем четыре года назад, гораздо сплочённее. В последние годы мы показали, что у Ferrari большой потенциал. Оглядываясь назад, хотелось бы, чтобы некоторые вещи получались немного быстрее, но тенденция позитивная, пусть даже пока мы не добились цели.
Вопрос: В этом сезоне вы были ближе к титулу, чем год назад?
Себастьян Феттель: Чуть ближе, но оба сезона очень похожи. В прошлом году двигателю не хватало мощности. Машина была хороша, но на некоторых трассах недостаточно эффективна. В этом году и аэродинамика работала лучше, и мощность мотора почти не уступала Mercedes, но в целом машина была не в той форме, которую хотелось бы видеть.
Вопрос: В какие-то моменты сезона ваша машина была лучшей…
Себастьян Феттель: Нельзя сказать, что она доминировала, как Mercedes в Испании, Франции или России. У нас не было победных дублей, мы не занимали весь первый ряд стартового поля, хотя в прошлом году это было. Эти два сезона действительно очень похожи.
Вопрос: Во второй половине сезона три гонки – в Сингапуре, Сочи и Сузуке – лишили вас шансов на победу…
Себастьян Феттель: Мы действительно потеряли в них много очков, но нам в целом не хватало скорости. Иначе мы не попали бы в такую ситуацию.
Вопрос: Это совпадение, что проблемы вновь начались после летнего перерыва?
Себастьян Феттель: Думаю, да. Конечно, нам нужно работать над собой. Вероятно, после нескольких сложных гонок напряжение оказалось слишком большим. Когда возникают проблемы, не всегда получается их быстро решить.
Мы потеряли много времени, пытаясь понять причины. Пришлось сделать большой шаг назад, чтобы вновь взять ситуацию под контроль, поэтому во второй половине сезона мы уступили соперникам в темпе развития машины. Я не знаю, были ли проблемы у Mercedes, но если были, то они с ними быстрее справились.
Вопрос: Смерть Маркионне – одна из причин поражения?
Себастьян Феттель: Нельзя сказать, что после этого всё покатилось вниз – это было бы несправедливо по отношению к команде. Смерть президента не могла не повлиять, но всё, что происходило после летнего перерыва, планировалось заранее, до его ухода. Команда достаточно автономна и в повседневных делах действует самостоятельно. С тех пор мы ничего не меняли, не останавливали никакие процессы. Посмотрим, как пройдут ближайшие месяцы. Только по картине в целом можно оценить эффект от ухода столь крупной фигуры.
Вопрос: Какой момент был для вас поворотным? Авария в Хоккенхайме? Поражение в Монце?
Себастьян Феттель: Авария в Хоккенхайме получилась действительно глупой. Моя небольшая ошибка дорого нам стоила.
Я не пытался атаковать, не думал, кто едет позади и насколько велик мой отрыв. Я концентрировался на своей гонке, проезжал поворот за поворотом, наблюдая за состоянием асфальта, ведь шел дождь. Я немного опоздал с торможением, задние колёса начали скользить, и я пытался скорректировать положение машины, но она уже оказалась в гравии. Я не мог в это поверить. Скорость ведь была минимальной. Да, там мы потеряли много очков.
Я считаю, что сильная сторона Mercedes в этом году – умение максимально использовать наши слабости и добиваться большего в гонках. Они всем говорили, что наша машина лучше, что мы доминируем, пытаясь увеличить прессинг на нас. Мы вовсе не доминировали. У нас действительно были шансы, и многие из них мы использовали, но этого оказалось недостаточно.
Вопрос: По ходу сезона были и другие ошибки…
Себастьян Феттель: Во многих случаях ситуация была 50 на 50. Скажем, в Монце мог пострадать и Льюис. Он не видел, где я нахожусь позади. Он не из тех, кто в борьбе «захлопывает калитку» не думая о последствиях. Я хотел избежать столкновения, но не мог раствориться в воздухе.
Сейчас я думаю, что не стоило снимать ногу с педали газа, тогда мы оба заплатили бы за этот инцидент, а так моя машина пострадала, а его – нет. В этом году я часто оказывался не в том месте.
Вопрос: Современная молодёжь в свободное время гоняет на Playstation, Макс Ферстаппен каждую гоночную ситуацию там прошел тысячу раз. Это может служить преимуществом?
Себастьян Феттель: Глупости. Я на Playstation играю в футбол – я должен быть сильным футболистом? Пока это мне не помогло. Или тот, кто смотрит фильмы о Джеймсе Бонде, должен быть отличным секретным агентом?