Себастьян Феттель прилетел в Сочи сразу после гонки в Спа и уже с утра появился на трассе предстоящего Гран При России, чтобы пообщаться с прессой и покатать журналистов на полноприводной Infiniti Q50 S. Настроение у него было хорошее, но к середине дня после столь интенсивного графика он казался немного утомлённым. Отвечая на вопросы F1News.Ru, Себастьян отметил особый характер сочинского автодрома и достаточно откровенно оценил свою работу в этом сезоне…
Вопрос: Вы были в Сочи весной прошлого года, когда еще вовсю шло строительство, а сейчас прокатились по полностью готовой трассе. Сочинцы по праву гордятся своим уникальным автодромом, а как бы вы его охарактеризовали, проехав пару десятков кругов за рулем Infiniti?
Себастьян Феттель: Думаю, местный пейзаж действительно уникален - как вы знаете, это единственная трасса, расположенная в Олимпийском парке. Когда смотришь по сторонам, везде стадионы, и это впечатляло уже в прошлом году. Разумеется, сейчас всё достроено, и во время Олимпиады я видел этот парк по ТВ, так что автодром уникальный.
Если говорить о самой трассе, то, разумеется, она совершенно новая, но есть определенное сходство с другими автодромами. Такое ощущение, что ты едешь по городской трассе, и я бы сравнил её с Сингапуром, хотя, конечно, здесь мы не ночью будем гоняться. Так что какое-то сходство есть, но эта трасса намного быстрее, поэтому она больше похожа на корейскую, и чем-то напоминает Абу-Даби. Здесь весьма удачная комбинация разных характерных моментов, свойственных новым трассам, построенным в последние годы.
Вопрос: Вы бы назвали «Сочи Автодром» типичным творением Германа Тильке?
Себастьян Феттель: Да, почерк этого архитектора угадывается. Это видно по конфигурации поворотов, по их радиусам, но некоторые из них очень сложные, так что, я уверен, гоняться здесь будет весело. В начале уик-энда будет очень скользко, мы увидим, что многие гонщики будут допускать ошибки, просто потому, что всё совсем новое, асфальт и все остальное, и какое-то время уйдёт на то, чтобы освоиться.
Вопрос: К тому же, барьеры довольно близко...
Себастьян Феттель: Лично я не планирую в них врезаться! (Смеется)
Вопрос: Давайте вернёмся к событиям бельгийского уик-энда: вы почувствовали какие-то позитивные перемены после летнего перерыва? Говорят, в Renault Sport особенно тщательно готовились к гонкам в Спа и Монце?
Себастьян Феттель: Да, мы даже не ожидали, что будем настолько конкурентоспособны в Спа. Конечно, команда получила отличный шанс, когда у гонщиков Mercedes возникли взаимные сложности (усмехается). Понимаете, мы постепенно, шаг за шагом прогрессируем, хотя по-прежнему немного отстаем, но все трудятся очень интенсивно, как в Red Bull Racing, так и в Renault.
Вопрос: Тем не менее, в Спа выиграл Даниэль Риккардо, ваш напарник, а вы финишировали только пятым. Значит ли это, что дело не только в дефиците лошадиных сил, но и еще в чем-то?
Себастьян Феттель: Безусловно, мне нужно прибавить, раз я выступаю менее конкурентоспособно. Меня не может устроить вчерашний результат, но иногда так бывает. Значит, надо продолжать работать, пока мы не найдем причину нашего отставания в этом году.
Вопрос: С чем может быть связана эта причина?
Себастьян Феттель: Если бы я знал, то немедленно принял бы меры! Надо провести детальный и всесторонний анализ, ведь у нас есть хороший пример для сравнения: если Даниэль неплохо справляется с делом, значит, мы в чем-то недорабатываем.
Вопрос: Вероятно, вы будете оштрафованы за то, что вам придется использовать больше двигателей, чем отведено лимитом. Насколько вас это беспокоит?
Себастьян Феттель: Это неизбежно. В начале сезона у нас были проблемы с надежностью, поэтому мы использовали слишком много различных компонентов силовой установки, а не только двигатели. Так что надо ожидать штрафа в ближайших двух гонках.
Вопрос: Значит, вы спокойно к этому относитесь?
Себастьян Феттель: Это не станет сюрпризом. Хотя перспектива не такая уж веселая...
Вопрос: Что сложнее в психологическом отношении: прошлогодняя ситуация, когда вы выиграли много гонок, но по определенным причинам не всем болельщикам это нравилось, или ситуация этого года, когда на вашем счету пока нет побед, зато публика, похоже, на вашей стороне?
Себастьян Феттель: (смеется) Разумеется, я предпочитаю выигрывать гонки. Поэтому, как я уже говорил, мне нужно работать еще больше, чтобы вернуться на прежний уровень. Надежда, что этого удастся добиться, остается всегда, в противном случае вообще не было бы смысла садиться за руль. Я уверен, что мы сможем добиться своего.
Вопрос: Общеизвестно, что вы настоящий труженик. Но, возможно, вам пришлось как-то корректировать подходы к работе, если прежние уже оказались не столь эффективными?
Себастьян Феттель: Вообще-то нет. Я точно так же, как и раньше, готовлюсь к гонкам, работаю с инженерами, делаю все, что нужно делать, стараясь улучшить машину - в этом смысле ничего не изменилось. Но, можно сказать, изменились инструменты, на которых я играю: представьте, что раньше я имел дело с фортепиано, а теперь приходится осваивать барабаны! (смеется) Так что инструменты другие, но подходы к работе, которые позволяют добиться прогресса, остались прежними.
Вопрос: В любом случае, и в Спа, и на ряде других трасс вы показали впечатляющую скорость и были в числе «лучших среди остальных» – за исключением гонщиков Mercedes. У вас нет ощущения, что вы заслуживаете более высокого места в личном зачете чемпионата, чем то, которое занимаете сейчас?
Себастьян Феттель: Полагаю, нет ничего несправедливого в том, что я занимаю эту позицию, ведь, прежде всего, это свидетельствует об уровне конкуренции: другие гонщики выступают очень сильно, на очень высоком уровне, и легко мне не будет. Но я чувствую, что у нас есть все возможности и потенциал, чтобы вернуться на прежний уровень, и это вселяет большие надежды.
Вопрос: Эдриан Ньюи собирается в будущем играть менее значительную роль в команде. Может ли это как-то повлиять на ваши дальнейшие планы?
Себастьян Феттель: Вряд ли. Эдриан очень честолюбивый человек, и даже если он говорит, что собирается в какой-то мере отойти от дел, я думаю, в ситуации, подобной той, в которой мы оказались, когда команде нужны победы, когда мы должны найти какое-то решение, его мотивация остаётся на прежнем высоком уровне. Он продолжает напряженно работать, это в характере Эдриана - он страстно любит гонки и терпеть не может проигрывать.
Разумеется, я предъявляю высокие требования к себе и многого требую от команды, но ситуацию нельзя изменить за один день. Иногда хочется, чтобы все проблемы решились в одночасье, и если бы у меня было одно-единственное желание, я бы им воспользовался. Но в жизни так бывает - порой наступают сложные времена, но надо просто сохранять собранность, упорно работать, и тогда, безусловно, мы добьемся успеха.
Вопрос: Когда-то вы были самым молодым гонщиком Формулы 1, потом в чемпионат пришли ребята ещё моложе; в этом году уверенно заявил о себе Даниил Квят, а теперь все ждут дебюта совсем юного Макса Ферстаппена. Как вы относитесь к этой тенденции, когда Формула 1 становится все моложе, и как далеко может зайти дело, если эта тенденция продолжится?
Себастьян Феттель: (улыбается) Я не уверен, но он ведь еще в школе учится, да? Думаю, в следующем году ему будет не до школы! На самом деле, должен быть какой-то предел. Макс действительно очень молод, и в следующем году его талант пройдет серьезную проверку. Но у него уже есть гоночный опыт, и к нему определенно надо будет присмотреться.
Вопрос: И напоследок: наверное, в паддоке в этом году уже можно организовать что-то вроде клуба молодых отцов, и членами его стали бы вы, Роман Грожан, Пастор Мальдонадо, а скоро к вам присоединится и Кими Райкконен, который тоже готовится к большому событию в своей жизни. Вы хотя бы иногда обсуждаете эти темы, общаясь с коллегами, или говорите только о гонках?
Себастьян Феттель: Да, иногда такое бывает, хотя у нас не так-то много времени для разговоров. Разве что во время брифингов гонщиков или по ходу Парада пилотов удаётся поболтать. Но, конечно, как вы можете себе представить, когда мы находимся на трассе, то в основном обсуждаем машины, гонки… Но иногда говорим и на такие темы, хотя очень редко...