Сезон 2013 года оказался неудачным для McLaren, в одиннадцати прошедших Гран При гонщики команды ни разу не поднялись на подиум и не участвуют в борьбе за титул. В интервью журналистам официального сайта чемпионата руководитель команды Мартин Уитмарш говорил о том, что пошло не так, планах на будущее и возможных переговорах с Кими Райкконеном…
Вопрос: Мартин, насколько сложно включить слово «ошибка» в лексикон McLaren?
Мартин Уитмарш: Это слово всегда было в нашем словаре – мы умеем признавать ошибки. Когда в последние годы у нас что-то шло не так, мы этого не скрывали. Самая серьёзная критика в адрес команды исходит от нас самих. В этом году мы допустили несколько серьёзных ошибок, которые оказалось сложно исправить. Я этим недоволен, но нет никакого смысла это отрицать.
Команда выиграла 182 Гран При, я присутствовал при сотне из этих побед и был бы рад вновь бороться за победы. Нам не нравится выступать в гонках без перспективы приехать первым – это очень болезненно, но такова жизнь. Ситуация непривычная, в прошлые десять лет мы всегда вели борьбу за победы в гонках и чемпионате.
Отступать нельзя и сейчас, но мы должны сделать всё, чтобы хорошо подготовиться к следующему сезону. По пятницам нам приходится экспериментировать с новинками, жертвуя подготовкой к гонке, мы тестируем множество различных конфигураций машины, собираем информацию и надеемся на серьёзный прогресс.
Вопрос: Вы говорили, что выбранный в этом году агрессивный подход к разработке машины не окупился. В чём заключалась эта агрессивность?
Мартин Уитмарш: Мы выбрали смелые решения в конструкции задней подвески, в компоновке элементов выхлопной системы. Другими словами, отличий от прошлогодней машины, которая девять или десять месяцев назад была самой быстрой, оказалось слишком много.
Вопрос: Кто был инициатором этих перемен?
Мартин Уитмарш: Мы – одна команда. Как её руководитель, я беру вину на себя. Когда что-то идёт не так, я не называю виновных – это не мой стиль. Я счастлив называть имена, когда мы добиваемся успеха, и даю этим сотрудникам возможность подняться на подиум, но если что-то не получается, я беру ответственность на себя.
Вопрос: Когда другие команды выступали ниже ожиданий, их руководители часто покидали свой пост. Вы – лучший выбор для McLaren?
Мартин Уитмарш: Не знаю. Не мне об этом судить. Я работаю в команде уже двадцать пять лет и не слишком много думаю об этом. Я хочу, чтобы мы прогрессировали. Да, сейчас я немного расстроен, но в последние двадцать лет мы выступали довольно стабильно. Этот год складывается неудачно, но обычно мы возвращались в борьбу и становились ещё сильнее – именно так будет в 2014-м.
Вопрос: В конце прошлого сезона машина McLaren была самой быстрой. Вы знали, что сезон 2013 года станет переходным, учитывая предстоящие перемены в регламенте. Зачем понадобились столь радикальные перемены в конструкции машины, если в следующем году они всё равно устареют?
Мартин Уитмарш: Мы приняли это решение, когда результаты стали ухудшаться. Начало сезона 2012 года складывалось хорошо, потом наступил спад, именно в этот момент мы определились с концепцией проекта 2013 года, а уже после этого добились прогресса в работе с прошлогодней машиной.
Решение было амбициозным, но оказалось ошибочным. Сейчас понятно, что нужно было действовать иначе, но нам это уже не поможет. Впрочем, сейчас наша машина быстрее прошлогодней, хотя мы потеряли примерно шесть месяцев. Другие команды, выступающие с доработанной прошлогодней машиной, за это время добились прогресса, а нам приходится их догонять. Мы смогли немного отыграться, но этого недостаточно.
Вопрос: В McLaren всегда умели отыгрываться, почему это так сложно в этом году? Вы застряли на полпути, поскольку однажды нужно будет полностью переключиться на подготовку к 2014-му?
Мартин Уитмарш: Слабость McLaren и, вероятно, моя ошибка, в том, что мы сразу не переключились на подготовку к 2014-му. Мы привыкли бороться в первых рядах и старались переломить ситуацию в этом сезоне. В прошлом мы часто не лучшим образом начинали сезон, но потом серьёзно прогрессировали, исправив допущенные ошибки.
В этом году одна из главных проблем – отставание в развитии машины. Предпринимая слишком серьёзные усилия, чтобы ускорить развитие, вы теряете корреляцию данных между аэродинамической трубой и реальной трассой, что не позволяет добиваться прогресса, на который вы рассчитываете.
Вопрос: Какова задача-минимум на этот сезон? Опередить Force India в Кубке конструкторов?
Мартин Уитмарш: Надеюсь, с этим мы справимся, а ещё мне хотелось бы, чтобы мы завоевали несколько подиумов до конца сезона. Это – задача-минимум.
Вопрос: Вы не думали о том, чтобы пригласить в команду Кими Райкконена? Кажется, сейчас он в лучшей форме, чем прежде…
Мартин Уитмарш: Кими – отличный гонщик, я всегда был его болельщиком. Сейчас ходит множество слухов, посмотрим, чем в итоге всё закончится.
Вопрос: Вы вели с ним переговоры?
Мартин Уитмарш: Вероятно, я не должен этого говорить, но в прошлом году мы вели переговоры – по разным причинам они ничем не завершились. В этом году пока никаких переговоров не было.
Вопрос: Но это ещё может произойти?
Мартин Уитмарш: Может. Кажется, Кими настроен сменить команду, но пока безуспешно.
Вопрос: Вероятно, в 2014-м вас вновь ждёт непростой сезон, пока в 2015-м вы не перейдёте на использование моторов Honda. Если бы в команде выступали два чемпиона мира, это позволило бы создать более позитивный имидж в прессе?
Мартин Уитмарш: Вполне. Сейчас мы не ведём переговоры с Кими, но посмотрим, как будут развиваться события на рынке пилотов.
Вопрос: Дженсон всегда на стороне команды, особенно в сложные времена, но что вы скажете о Серхио? Он смог найти себя в команде?
Мартин Уитмарш: Не забывайте, что Серхио молод – он на десять лет моложе Дженсона. Главная проблема в том, что в этом году мы не предоставили нашим гонщикам машину, которую они заслуживают. При этом они всегда нас поддерживали. Думаю, они оба заслуживают того, чтобы остаться в команде.
Вопрос: Вы действительно считаете, что в вашей команде выступают два победителя?
Мартин Уитмарш: Мы знаем, что если предоставим им хорошую машину, оба наших гонщика смогут побеждать.
Вопрос: В Формуле 1 команды всегда делились на три группы по финансовому благосостоянию – лидеры, середняки и аутсайдеры. Сейчас даже у средней группы команд возникли финансовые проблемы. Почему решение о сокращении затрат до сих пор не принято?
Мартин Уитмарш: К сожалению, перемены в Формуле 1 происходят лишь в кризисной ситуации. Вероятно, мы ждём следующего кризиса, чтобы принять меры. Когда в кризисной ситуации Toyota, Honda и BMW покинули чемпионат, мы смогли сплотиться и принять решения, которые помогли командам выжить.
Это был хороший период. Потом чемпионат лишился HRT, а сейчас ситуация постепенно ухудшается. Мы гарантировали своё будущее, подписав контракт с Honda, у Mercedes, Red Bull и Ferrari тоже нет проблем, а остальным, включая Lotus, приходится непросто.
Мы знаем, что в Sauber и Williams стоят перед сложной задачей. Это хорошие команды, но затраты на моторы растут, им приходится бороться в очень конкурентоспособной среде – ситуация вызывает обеспокоенность. Честно говоря, я не считаю, что мы принимаем достаточные меры, и открыто заявил это Берни Экклстоуну. В Формуле 1 все полностью сосредоточены на гонках, пока не произойдёт катастрофа, мы не среагируем.
Вопрос: Вернёмся к гонкам. Какой момент этого сезона вы считаете лучшим и худшим?
Мартин Уитмарш: Худшим моментом был австралийский уик-энд – мы убедились в том, что с машиной проблемы и мы в плохой форме. Лучшей, по некоторым причинам, была гонка в Бахрейне, где наши парни боролись друг с другом и я почувствовал выброс адреналина.
Вопрос: Чего вы ждёте от следующих гонок?
Мартин Уитмарш: Небольшого прогресса, но внезапного прорыва, который позволит нам быстро вернуться в борьбу с лидерами, не произойдёт. Главное, чтобы мы стали более конкурентоспособны, чем в начале сезона.