После 12 Гран При Mercedes лидирует в обоих зачётах, и многие считают, что шестой Кубок конструкторов и титул Льюиса Хэмилтона – лишь вопрос времени. Руководитель команды Тото Вольфф заявил, что они не ожидали такого развития событий после сложностей на зимних тестах.
Вопрос: Первая часть сезона превзошла ваши ожидания?
Тото Вольфф: Конечно, ведь в начале зимних тестов машина была недостаточно конкурентоспособна, и мы постепенно разбирались с её поведением. Когда начались гонки, мы вернулись в лидеры. Но наша машина не всегда была самой быстрой. Ferrari фантастически выступила в Бахрейне. Если бы не поломка, Леклер выиграл бы ту гонку. В Баку они тоже были очень быстры. Наконец, можно вспомнить знаменитую ошибку Себастьяна Феттеля в Монреале, где он мог победить.
В общем, наша статистика могла выглядеть гораздо хуже. Именно поэтому мы продолжаем напряжённо работать. Мы считаем, что надо постоянно прогрессировать, чтобы выиграть титул – наши соперники не будут спокойно смотреть, как мы движемся к цели.
Вопрос: В начале года ходило много разговоров о том, успеете ли вы подготовиться к первой гонке. У вас когда-либо были сомнения? Вы паниковали?
Тото Вольфф: Мы знали, что на второй неделе тестов всё будет совершенно иначе – у всех будет гораздо больше прижимной силы. Когда мы отправили машину на трассу, её скорость не оправдала наших ожиданий. Пожалуй, мы действительно сомневались, правильно ли всё сделали.
Но мы спокойно продолжили всё анализировать и занимались доводкой шасси. Мы никогда не волновались и в два последних дня тестов сравнялись по скорости с Ferrari. Мы поняли, что теперь у нас есть шанс бороться за победы в гонках, но возможно, преимущество по-прежнему было у Скудерии. На тестах мы не ожидали, что события будут развиваться именно так.
Вопрос: Какую роль сыграли предыдущие пять лет в том, что не было паники, и вы не перестарались, пытаясь решить эти проблемы?
Тото Вольфф: В эту ловушку можно попасть, если начинаешь довольствоваться достигнутым, либо чувствуешь, что всё равно выиграешь. Надо оставаться скромными. Вчерашняя победа не гарантирует успеха в завтрашней гонке. Кто-нибудь может реализовать какое-нибудь хитрое решение в машине, а тебе это не удаётся.
В понедельник после каждого гоночного уик-энда мы всё анализируем и делаем выводы, а затем закрываем эту главу и начинаем следующий гоночный уик-энд с нуля. Таким был принцип работы Mercedes последние шесть или семь лет.
Вопрос: Одна из сильных сторон вашей команды – это гонщики. Начнём с чемпиона мира. Что вы узнали в этом году о Льюисе, чего раньше не замечали, или, может быть, появилось что-то новое?
Тото Вольфф: Льюис – неотъемлемая часть команды, он прогрессировал как гонщик, но ещё больше – как личность. Когда он перешёл в нашу команду из McLaren, я относился к нему как к необработанному алмазу в том смысле, что ему могли мешать какие-нибудь жизненные сложности, ему не хватало стабильности и понимания того, что нужно делать. Всё это исчезло за то время, которое он провёл в Mercedes.
Каждый год он становился лучше и, постучим по дереву, за последние два или три года он почти не допускал ошибок. Если они и случаются, то он первым их признаёт, и это сформировало привычку быть честными друг с другом.
Вопрос: Насколько для него важно не ограничиваться Формулой 1? Похоже, он может жить этой другой жизнью, а гонки для него – что-то вроде хобби?
Тото Вольфф: Мне кажется, надо прекратить ставить людей в заданные рамки: «Вот так должен вести себя гонщик». Мы должны сделать усилие и попытаться понять человека, а затем создать такие условия, чтобы он показал лучшее, на что способен.
По-моему, разнообразные интересы Льюиса – музыка, мода – помогают ему отдыхать между гонками. Хорошо провести время – важно для его выступлений на трассах. Мы откровенно обо всём говорим, общаемся по FaceTime, отправляем друг другу видео. Мне комфортно с ним.
Вопрос: Продолжая разговор о характерах: Валттери пришлось нелегко в прошлом году, но он отыгрался и добился успеха в первых гонках. Какие изменения в нём вы заметили?
Тото Вольфф: У него было много проблем в конце прошлого года, не только потому, что его результаты не оправдали ожиданий, но и потому что мы не давали ему шансов, ведь все понимали, что нам нужно полностью поддержать Льюиса, чтобы завоевать титул. А это может отправить вас вниз по спирали.
Мне кажется, Валттери смог отыграться. Он вернулся в Финляндию, обо всём подумал. По-моему, он понял, что получил потрясающий шанс выступать в заводской команде Mercedes в Формуле 1: у него есть лучшая машина, и он сражается с лучшим гонщиком. Он получил даже не шанс – это удивительный подарок. Валттери вернулся к работе, настроившись на то, что должен всё сделать идеально, потому что у него всё самое лучшее. И по нему это видно. Он отлично выступает в квалификациях. Валттери проанализировал, в чём уступал Льюису, и мне кажется, теперь он становится сильнее с каждой гонкой.
Вопрос: Что вы чувствуете, когда видите старые машины Mercedes, участвовавшие в гонках в первой половине прошлого века?
Тото Вольфф: Значимость бренда Mercedes. Когда в компании решили заняться гонками, они сразу заявили о себе и добивались успеха в 1930-е и 1950-е годы со знаменитыми «Серебряными стрелами». С другой стороны, после 2014-го у нас была серия побед. Следовательно, мы занимаем важное место в истории успеха чемпионата и являемся частью наследия Формулы 1.
Я чувствую ответственность за то, что мы делаем: если посмотреть на эти легендарные машины, то возникают мысли о гонщиках, которые их пилотировали, об инженерах, которые их построили, о руководителях, которые решили принять этот вызов. Это напоминает мне, что пока я руковожу командой, я несу ответственность и за наследие марки. Когда-нибудь я передам это дело кому-то ещё. Возможно, самое важное – сделать акцент на ответственности, которую будет испытывать мой преемник, представляя Mercedes в автоспорте.
Вопрос: Что вас ждёт впереди?
Тото Вольфф: Мы уже многого добились. Мы ведём борьбу за шестой подряд титул в обоих зачётах – этого никогда не было ни в каком другом спорте. Мы очень гордимся этим, но ещё не достигли цели. А если мы завоюем шестой титул и Кубок конструкторов, то можно побороться за седьмой. Но по-моему, самое главное – получать удовольствие и оставаться скромными.