В начале недели корреспондент F1News.Ru побывал в Баку, чтобы своими глазами увидеть, что произошло с городской трассой за прошедшие месяцы, и узнать о планах организаторов. Формальным поводом для поездки стал старт продаж билетов на гонку в начале декабря – на несколько недель раньше, чем в прошлом году.
Экскурсию по трассе (точнее, по местам, где будет проходить трасса к концу июня) проводил Том Бутчер, директор по строительству компании Baku City Circuit (BCC), который и возглавлял сооружение трассы. По его словам, конфигурация останется той же, что и в первой гонке, перемены коснутся только поребриков, зон безопасности и мест для зрителей.
«Особых изменений на трассе не будет, конфигурация останется прежней, – пояснил Бутчер. – Мы лишь кое-где скорректируем расположение поребриков, изменим зоны вылета – всё это будет сделано ради безопасности. Покрытие тоже на большей части трассы не изменится, хотя кое-где, конечно, будет лежать новый асфальт – там, где мы снимали его после гонки.
Как вы знаете, в процессе подготовки к первой гонке в двух местах мы положили асфальт поверх исторической брусчатки. В одном из этих мест, в районе 15-16 поворотов, мы его сняли, так как обещали это сделать местным властям. Теперь его придётся класть заново. В другом, в восьмом-девятом поворотах, оставили, и в следующем году там будет тот же асфальт».
Трасса в Баку – временная, первоначально планировалось, что после гонки город вернётся в своё первоначальное состояние. Однако позже планы изменились – помимо асфальта в 8-9 поворотах, также решено было сохранить часть зданий боксов и разделительные бетонные отбойники на Проспекте Нефтяников. Стальной рельс на улице Азиза Алиева тоже остался на месте. С точки зрения организаторов, всё это облегчит их работу по подготовке трассы к гонке 2017 года.
Как пояснил Исполнительный директор Baku City Circuit Ариф Рагимов, работы по подготовке к Гран При, который пройдёт 23-25 июня, начались ещё в сентябре. И хотя в целом бакинцы планируют следовать первоначальному плану, они стараются учесть прошлогодний опыт и внести соответствующие изменения. Например, планируется увеличить число мест в так называемых «зонах свободного размещения».
«Хотя до гонки ещё больше полугода, работы немало, – пояснил Рагимов. – Началась предварительная стадия планирования на следующий год. Число посадочных мест для зрителей не изменится, но, возможно, увеличится число мест со свободным размещением. Мы думаем создать дополнительную зону у третьего поворота – там расположен парк, и там же, на мой взгляд, находится одно из самых интересных мест трассы, с очень жёстким торможением.
Конечно, мы стараемся, по возможности, уменьшить сроки перекрытия городских улиц из-за гонки. Сейчас мы разрабатываем план, который должен позволить открывать трек для зрителей в дни уик-энда в вечернее время. Разумеется, открыть его для автомобилей невозможно, но мы хотим сделать так, чтобы хотя бы пешком можно было ходить».
Хотя проводить второй Гран При легче, чем первый, в Баку никто не ждёт, что на этот раз им будет значительно проще. Тем более, что в некоторых аспектах соответствовать той планке, что была задана год назад, будет очень непросто – в частности, в вопросе выбора исполнителей для концертов по ходу уик-энда. В 2016-м в рамках вечерней программы Гран При зрителей развлекали Крис Браун, Энрике Иглесиас и Фаррелл Уильямс. Какие певцы приедут в 2017-м – пока неизвестно, но организаторы планируют вновь приглашать звёзд первой величины.
«У нас нет какого-то большого эго на этот счёт – все наши сотрудники прекрасно понимают, что количество работы, которое нужно сделать для второго Гран При, ничуть не меньше, чем для первого – просто неизвестных окажется чуть меньше, – пояснил Ариф Рагимов. – Поэтому мы и начали подготовку так рано, уже в сентябре. Этот проект касается всего города, так что работы меньше не станет. У нас снова будут международные звёзды на концерте. Пока контракты не подписаны, но мы планируем столь же насыщенную программу, что и в прошлом году.
Что касается гонок поддержки, то пока у нас контракт только с GP2. Мы хотим привлечь ещё одну серию поддержки, но для этого нужно решить ряд проблем – всё же у нас городская трасса, и нам не так просто найти место для ещё одного паддока, чтобы разместить там машины. Мы планируем что-то сделать, но пока даже переговоров не ведём – сейчас нам нужно самим определиться, чего мы хотим и что можем себе позволить».
Для Азербайджана гонка Формулы 1 – в первую очередь, способ рассказать всему миру о себе, привлечь в страну туристов. Гонка 2016 года проходила под названием Гран При Европы и, тем не менее, существенно подняла интерес к стране. «Мы проводили исследование в сентябре прошлого года и сразу после первой гонки, и в соответствии с ним узнаваемость нашей страны благодаря Гран При выросла на 10%, – рассказала Нигяр Арпадараи, глава департамента маркетинга и коммуникаций Baku City Circuit. – Кроме того, более 95% побывавших на гонке изъявили желание приехать ещё раз».
Чтобы способствовать этим желаниям, в Азербайджане несколько скорректировали программу продажи билетов. Если в прошлом году продажи стартовали 20 декабря, накануне рождественских и новогодних праздников, то на этот раз – уже 2 декабря, причём до конца января действует программа Early Bird (англ. «ранняя пташка»), благодаря которой билеты сейчас можно купить на 30% дешевле.
«Продажи билетов стартовали второго декабря, и приобретено их уже немало, – рассказал Ариф Рагимов. – Сейчас и до конца января действуют скидки, до 30%, а с 1 февраля билеты будут продаваться по полной стоимости. Пока результаты очень позитивные. В прошлом году динамика оказалась негативной – мы открыли продажи в неудачный момент, и если в первый день продали 150 билетов, то потом несколько недель не продавали практически ничего – 1-2 билета в день. Сейчас всё иначе – каждый день мы продаём заметное количество билетов, так что полагаем, что с этой точки зрения Гран При пройдёт гораздо более успешно».
В своей программе привлечения зрителей азербайджанцы большое внимание уделяют туристам из России. Благодаря близости Азербайджана и России, а также безвизовому режиму между странами, гонка в Баку стала реальной альтернативой сочинскому Гран При для российских зрителей. Однако руководство BCC не считает, что конкурирует с Сочи.
«Мы, безусловно, делаем упор на Россию, – пояснил Рагимов. – Мы ожидаем, что порядка 15% наших билетов, то есть 3-4 тысячи, будут проданы в России. Однако мы не считаем, что конкурируем с Сочи – если взять абсолютные значения, то число россиян, которые посетят Гран При России и Гран При Азербайджана, несопоставимо. И на наш взгляд, люди будут принимать решение о выборе гонки, на которую поедут, не на основании времени старта продаж, а на основе тех отзывов, что получил Гран При в прошлом году».
В штате организаторов Гран При состоит 120 человек, а к дню гонки это число возрастёт до 500. Всего в прошлом году в организации гонки было задействовано 10 тысяч человек, в том числе 5 тысяч волонтёров и тысяча маршалов. Из этой тысячи только порядка 60% были из числа местного населения, остальных приглашали из-за рубежа. На этот раз соотношение должно несколько поменяться – во многом благодаря организованному в Баку клубу маршалов.
«В первый год общее число маршалов на Гран При Европы составило около 1000 человек, – пояснил менеджер Баку-маршал-клуба Муса Ахундов. – Часть из них прислали наши партнёры из Бахрейна, порядка 300 человек. Ещё около 100 человек приехали к нам из других стран. В этом году, так как у нас уже есть опыт, из Бахрейна к нам приедет только 80 маршалов. Также мы уже открыли приём заявок для маршалов со всего мира, он продлится до конца января.
Сейчас в клубе состоят 350-400 человек, это те, кто остался после прошлой гонки. Это наш костяк, с которым мы постоянно проводим теоретические занятия, а весной начнём практические тренировки и симуляции на специально построенном мини-треке. Количество желающих поработать маршалом, я уверен, в этом году вырастет минимум в два раза.
Естественно, мы посещали сочинскую гонку, а также Гран При Абу-Даби. К нам тоже приезжала группа маршалов из России. В первый год мы набирались опыта, потому ставили иностранных маршалов на ключевые посты. Теперь ситуация постепенно будет меняться, хотя мы не считаем, что всему научились. Мы планируем поработать и на следующем Гран При России – хотелось бы отвезти туда человек 15-20, вопрос только в том, примут ли нас, и в каком количестве».
Одновременно со стартом продаж билетов стали известны две приятные для организаторов гонки в Баку новости: во-первых, в 2017-м этап официально будет называться Гран При Азербайджана, а во-вторых, удалось, наконец, развести гонку с «24 часами Ле-Мана». Как надеются организаторы, это положительно скажется на интересе к гонке в Баку в Европе.
«Конечно, Гран При должен носить имя той страны, где он проводится – это помогает её продвижению в мире, - пояснил руководитель коммерческого департамента Baku City Circuit Бюлент Озердим. – На мой взгляд, в этом году европейским зрителям будет проще принять решение приехать в Азербайджан на гонку – в первую очередь, благодаря позитивным отзывам относительно первого Гран При.
О каких-то конкретных результатах пока говорить сложно, прошло только две недели с момента старта продаж билетов – это будет видно ближе к гонке, но уже сейчас можно сказать, что первые дни продаж проходят гораздо успешнее, чем год назад. Сложно судить, какой вклад в эти улучшения внесло переименование Гран При, но в прошлом году все увидели – хотя бы по телевизору, – что Азербайджан – европейская страна. Надеюсь, в этом году они приедут посмотреть на неё своими глазами».