В этом году один из этапов американской серии IndyCar впервые прошёл на техасском автодроме Circuit of the Americas в Остине, традиционно принимающем Гран При США, что позволило экспертам издания Auto Motor und Sport провести сравнения скоростных возможностей гоночной техники двух чемпионатов.
На взгляд человека неподготовленного, машины IndyCar и Формулы 1 похожи, но такое суждение будет слишком приблизительным и общим. На самом деле, разница между ними огромная. IndyCar – монокласс, где используются стандартные шасси Dallara, тогда как Ф1 – это чемпионат конструкторов, и здесь всё в разы масштабнее, дороже и сложнее в технологическом плане.
В теории выступление в IndyCar требует от гонщиков более всесторонней подготовки, поскольку этапы серии проходят и на обычных автодромах, и на овальных, и на городских трассах с их кочками и прочими неровностями. На этих машинах установлены турбомоторы V6 рабочим объёмом 2,2 литра, развивающие 550-750 л.с. в зависимости от настроек, плюс предусмотрен режим обгона (push-to-pass), при котором мощность на короткое время увеличивается ещё на 60 л.с.
В Формуле 1 с 2014 года применяются сложнейшие гибридные силовые установки, в которых воплощены самые современные технологии моторостроения – эти двигатели можно считать образцом эффективности, но при этом у них заоблачная цена.
Обе гоночные серии недавно пережили реформы, хотя и разного свойства. Машины IndyCar в 2018 году стали компактнее, а прижимная сила, которую они генерируют, была несколько уменьшена. В Формуле 1 наоборот, в 2017-м машины стали шире, выросли и уровень прижима, и соответственно скорости.
Маркус Эриксон провёл 97 Гран При в составе Caterham и Sauber, а с этого сезона выступает в IndyCar, так что у него есть опыт пилотирования техники обеих серий: «У машины Формулы 1 намного больше прижимная сила, и в квалификациях ты получаешь больше удовольствия. Но по ходу гонок IndyCar соперничество на трассах носит более острый и интересный характер. Здесь проще преследовать другие машины».
После этапа IndyCar в Остине впервые за долгое время появилась возможность сравнить данные телеметрии двух серий, и получилась весьма любопытная картина. Оказалось, что круг длиной 5513 м машина современной Формулы 1 преодолевает на 15% быстрее.
23 марта 2019 года квалификацию на втором этапе сезона выиграл Уилл Пауэр, гонщик команды Penske, пилотировавший машину Dallara с двигателем Chevrolet. Его результат – 1 минута 46,017 секунды. Для сравнения: время прошлогоднего поула Льюиса Хэмилтона на этой трассе, показанное 20 октября, составляло 1 мин. 32,250 секунды. Разница в 13,767 секунды.
Немецкие журналисты прибегли к помощи инженеров Mercedes, которые детально проанализировали данные телеметрии и выдали подробную информацию по каждому участку трассы. Приводить все эти цифры нет смысла, но выходит, что в среднем пятикратный чемпион мира преодолевал каждый километр трассы на 2,49 секунды быстрее. Впрочем, это не должно удивлять, ведь двигатели в Формуле 1 на 260 л.с. мощнее, а аэродинамический обвес машины генерирует примерно на 30% больше прижимной силы.
Наибольшая разница в скоростях проявляется при прохождении поворотов, на прямых она тоже весьма существенная, но уже меньше. Как уже упоминалось, в среднем Хэмилтон проехал круг по техасской трассе на 15% быстрее, чем чемпион IndyCar 2014 года. Но через три года многое может измениться, ведь в 2021 году прижимная сила в Формуле 1 будет существенно снижена, тогда как в 2022-м в IndyCar появятся машины нового поколения с гибридными силовыми установками, развивающими до 900 л.с.