Совершенных автомобилей не бывает. Не потому, что кто-то из конструкторов обязательно что-нибудь напутает или сделает не так, нет. Просто такова природа автомобиля. Нельзя объять необъятное – каждый автомобиль заточен под какие-то конкретные характеристики, конкретные требования.
В конечном счёте, все они решают одну и ту же задачу: доставить вас из пункта А в пункт Б, однако делают это по-разному. Одна машина домчит вас до нужной точки максимально быстро, другая позволит ехать по кратчайшему маршруту, игнорируя дороги и препятствия, а третья сделает то же самое пусть не так быстро, но зато не растрясёт вас и семью.
И цена автомобиля картину ничуть не меняет. Даже самые дорогие машины стоимостью в десятки миллионов всё равно могут оказаться беспомощными в ситуации, из которой легко выйдет победителем непритязательный кроссовер за несколько сот тысяч рублей.
Обо всём этом я думал по пути в представительство Toyota, где должен был забрать на тест новый Lexus LC500 Yellow Edition. Сама по себе LC500 уже не новинка – она появилась в продаже ещё в прошлом году. А вот версия Yellow Edition только-только добралась до России, и мы были первыми, кто смог опробовать её на наших дорогах.
Надо сказать, что с позиционированием Lexus LC500 ситуация противоречивая – похоже, до конца здесь не определились даже в самой компании. Машину относят то к спорткарам, то к Gran Turismo. Принципиально спорткары и машины Gran Turismo действительно близки, но есть и некоторые различия.
Главное из них заключается в том, что спорткар – это машина, где во главу угла поставлена скорость, динамика, в то время как Gran Turismo, как и следует из их названия, хотя и обладают мощными двигателями, в первую очередь нацелены на путешествия, а значит комфорт. Грубо говоря, чтобы погонять на ближайшем треке, вы выберете спорткар. Если же вам нужно доехать от Москвы до Питера и обратно, проехать Европу или пересечь США от одного побережья до другого, вы предпочтёте Gran Turismo.
Дизайнеры и конструкторы Lexus сделали всё, чтобы превратить LC500 в настоящий спорткар. Но при этом маркетологи настаивают скорее на нише Gran Turismo, а от конкуренции с другими спорткарами старательно отмежёвываются. Кто прав – попробуем разобраться.
Внешний вид
Концепт-кар LF-LC, ставший прообразом LC500, появился на автомобильных выставках ещё в 2012 году. Журналисты и эксперты цокали языками, но единодушно соглашались, что шансов увидеть машину в таком виде в серии практически нет – как это обычно бывает, как только до проекта доберутся технологи, её внешность станет гораздо более простой и приземлённой. Потом о проекте вообще на какое-то время забыли…
А затем произошло маленькое чудо. О проекте вспомнил не кто-нибудь, а глава Toyota Motor Company Акио Тойода. Именно он вернул проект в строй и при этом настоял, чтобы машина была максимально похожа на концепт. Его воля поставила перед технологами непростую задачу и значительно увеличила сроки разработки, но в итоге они справились, и серийный автомобиль мало чем отличается от своего прообраза.
По моему глубокому убеждению, LC500 – лучшее, что когда-либо делали дизайнеры Lexus. Её внешность одновременно и «фамильная», с очень узнаваемыми чертами спортивных моделей Lexus, и в то же время очень яркая, необычная, непохожая больше ни на кого. Причём трудно даже сказать, какой ракурс для LC500 выгоднее – спереди, сбоку и сзади она смотрится очень впечатляюще и почти никого не оставляет равнодушным.
На практике это означает, что внимание окружающих вам обеспечено. На машину оглядываются, её снимают на телефон, про неё задают вопросы. Остаться незамеченным на Lexus LC500 решительно невозможно – особенно если речь идёт о Yellow Edition. Не каждой машине идёт жёлтый цвет, но все, с кем я общался, отмечали, что LC500 он очень подходит.
Ещё одно отличие – размер задних 21-дюймовых колёс «подрос» с 245/40 до 275/35. Но это решение не особенность Yellow Edition – теперь так будут выглядеть все LC500, независимо от версии. Опять же, аргумент в пользу спорткаров – колёса разной размерности в GT используют довольно редко, тогда как для спорткаров это едва ли не норма. И надо признать, с большими задними колёсами внешний облик машины стал ещё ярче и агрессивнее.
Интерьер
Помимо собственно цвета (кстати, жёлтый Flare Yellow входил в гамму цветов LC500 и до появления Yellow Edition), новая версия также существенно отличается внутренним убранством. Несколько унылый интерьер был одним из немногих, так скажем, спорных решений в LC500, но в Yellow Edition этот спор разрешён самым решительным и удачным образом.
Однотонный салон LC500 в Yellow Edition очень удачно разнообразили контрастными решениями: креслами из светлой полуанилиновой кожи и, конечно же, вставками из жёлтой алькантары на дверях. Алькантарой, только тёмной, обит и потолок. Теперь салон выглядит не только ярче, но и намного дороже, чему поспособствовали и карбоновые накладки на порогах.
Если говорить о пассажирских местах, то бросаются в глаза крепкие ручки для переднего пассажира – чтобы ему было за что держаться, когда водитель решит добавить газу. Решение тоже определённо не из мира GT, а вот для спорткара отнюдь не лишнее, даже при том что спортивные сидения и так обеспечивают хорошую поддержку. Кстати, в Yellow Edition электрорегулировка есть даже у подлокотников.
Задние пассажирские кресла тоже прозрачно намекают, что LC500 – никакой не Gran Turismo. Места сзади настолько мало, что ни для какого сколь-нибудь продолжительного путешествия использовать их нельзя. Есть очень узкая категория детей 3-7 лет, которые смогут там более или менее нормально уместиться. Посадить туда человека постарше уже очень проблематично. Поставить кресло-люльку для младенцев невозможно физически – передние сидения приходится отодвигать так сильно, что это мешает управлять машиной.
В общем, LC500 – это совершенно типичный для спорткаров вариант номинальных 2+2, в котором фактически в машине могут находиться только два человека. Помимо водителя, это может быть и ребёнок – но только один, и только если переднее пассажирское кресло останется свободным, чтобы его можно было сдвинуть до упора.
В этом смысле остаётся лишь задаваться вопросом, зачем вообще делать такой чисто номинальный ряд сидений, и не лучше ли было убрать его и за счёт этого увеличить, например, размер багажника. Потому что он тут тоже чисто «спорткаровский» – пара спортивных сумок сюда поместится, но ни о каких чемоданах для путешествия речь не идёт.
Эргономика
В Европе традиционно скептически относятся к способностям японцев к обустройству интерьера, но совершенно напрасно. Сегодня качество отделки салона в японских машинах уже почти не уступает европейскому, а в плане эргономики они всегда были далеко впереди. В хороших японских машинах, как правило, пространство вокруг водителя организовано практически идеально, всё, что нужно, под рукой, и пользоваться любым устройством очень удобно.
И LC500 в этом плане ничуть не исключение. В отличие от некоторых европейских марок, даже самых дорогих, в Lexus ни к чему не нужно привыкать – ты просто садишься в машину, и тебе сразу же в ней комфортно и удобно. Единственное, на что пришлось потратить несколько секунд – найти способ регулировки положения рулевого колеса. Как выяснилось, оно регулируется сервоприводами специальным джойстиком.
При взгляде с водительского кресла в центре внимания оказывается большой тахометр, с красной зоной, начинающейся при 7000 оборотах. Кольцо тахометра натуральное, а вот стрелка внутри – электронная эмуляция. Спидометр электронный, скорость указывается цифрами. Кроме этого, информации на приборной панели на удивление мало – температура масла, запас топлива, время… А как же многочисленные меню?
Секрет раскрывается, как только вы догадаетесь нажать на специальную кнопку на руле. В это мгновение происходит маленькое чудо – кольцо тахометра неожиданно смещается вправо, открывая доступ к дополнительным меню. Здесь настроек уже гораздо больше – всё, что можно себе представить в современной машине. Обратно тахометр можно не убирать, хотя я лично это делал – уже хотя бы для того, чтобы затем отодвигать его снова и снова!
В центре приборной панели мультимедийная система. Управляется она специальным тачпадом под правой рукой, чуть правее рычага КПП. Я был много наслышан о том, как неудобно управляться с этим тачпадом, но сам никакого дискомфорта не ощутил. В общем-то, любой человек, игравший в какие-нибудь игры на ноутбуке, хорошо знаком с его алгоритмом – на них, видимо, и был сделан расчёт.
Людям постарше, вероятно, удобнее был бы джойстик, помоложе – тачскрин. Впрочем, ключевые функции всё равно продублированы клавишами, а к остальным часто обращаться вам не придётся. Есть тут и джойстик, частично дублирующий функции тачпада – в общем, в любом случае придраться можно мало к чему.
Немного расстроили только кварцевые часы справа от экрана. Это тоже дань моде, введённой консервативными европейцами – в салоне дорогой и престижной машины обязательно должны быть часы с циферблатом. Может быть, в старомодных салонах автомобилей представительского класса они и смотрятся уместно, но в ультрасовременном дизайне Lexus эта деталь абсолютно вычурная и излишняя. Хорошо хоть, что её убрали подальше от водительских глаз.
Под капотом
Технически LC500 Yellow Edition аналогичен обычной модели. Всё тот же 5-литровый атмосферный V8 – с непосредственным впрыском, системой изменения фаз газораспределения, но без всяких турбонаддувов и гибридных элементов. Этот мотор, 2UR-GSE, устанавливается также на RC-F и GS-F, но на LC500 его мощность довели до 477 л.с.
Передаёт эту мощность на колёса 10-ступенчатый автомат с гидротрансформатором. Да-да, вы всё поняли верно, у него 10 передач! Это первая в мире 10-ступенчатая коробка для легкового автомобиля – даже у Формулы 1 ступеней пока только 8. Смена передачи происходит всего за 0,12 секунды – тягаться с такой коробкой человек просто не может, так что забудьте о том, что автомат может чем-то уступать «ручке».
Важно и то, что машина построена на совершенно новой платформе GA-L. При её создании конструкторы Lexus пошли по довольно необычному пути: почти не обращали внимания на общую массу машины, но при этом поставили во главу угла развесовку – даже аккумулятор перенесён в багажник.
Итог – маленькое купе весит почти 2 тонны (снаряжённая масса 1935 кг), но при этом распределён этот вес практически идеально. По осям – 52:48, с очень низким центром тяжести – не в последнюю очередь благодаря карбоновой крыше. И это, конечно, совсем не то, о чём бы думали конструкторы Gran Turismo.
В дороге
Но хватит рассуждать – о машине можно судить только в движении. Нажимаем кнопку старт, заводим мотор – и версия о принадлежности LC500 к спорткарам получает +100 очков. Машина отзывается мощным, суровым и невероятно красивым рыком, над которым специалисты явно работали не один день.
Приятно, что звук мотора натуральный, а не синтезированный – сегодня атмосферный V8 во всём его великолепии услышать можно не так часто. Причём звукоизоляция салона идеальная – вы слышите этот рык ровно настолько, насколько это необходимо. Ни один лишний децибел в салон не проникает, так что если вы хотите спокойно прокатиться, то ничто не помешает вам наслаждаться музыкой из аудиосистемы Mark Levinson.
В такие моменты чаша весов всё же склоняется к версии о принадлежности LC500 к Gran Turismo. Машина дарит абсолютно невероятный для спорткаров комфорт – можно и не вспоминать о том, что ты за рулём столь мощного и быстрого купе, и просто получать удовольствие от езды. Московские пробки за рулём спорткара – одно сплошное мучение, но на LC500 даже в трафике ты чувствуешь себя исключительно комфортно. Пожалуй, в таком автомобиле действительно можно отправиться в большое путешествие.
Чтобы вам было ещё удобнее, конструкторы предусмотрели проекцию основных приборных показателей на лобовое стекло. Здесь, не переводя взгляд на приборную панель, вы сможете следить за скоростью, ограничениями скорости (да, конечно, LC500 отслеживает дорожные знаки), сюда же выведены и ещё некоторые данные – и почему-то компас. Трудно представить, что окажетесь на Lexus LC500 посреди степи, но, видимо, эту опцию удалось пробить маркетологам, настаивающим на GT-статусе машины.
Но картина резко изменится, стоит вам только чуть сильнее нажать на педаль газа. Все 477 лошадок одновременно рванут вперёд и понесут вас с головокружительной скоростью. Нет, сами по себе цифры разгона с места не слишком впечатляют: 4,7 секунды от 0 до «сотни», сегодня таким никого не удивишь. Не только спорткары, но даже многие GT способны на большее. Но поверьте, это только цифры.
Благодаря 10-ступенчатому автомату, разгон очень ровный и плавный. Трансмиссия прекрасно справляется с той мощностью, что есть в её распоряжении, и по ощущениям разгоняется машина гораздо быстрее официально заявленных цифр. Причём LC500 здорово подхватывает с любых оборотов, аккуратно и уверенно вжимая вас в кресло.
Кстати, следить за перегрузками можно и визуально – по умолчанию на самом видном месте внутри тахометра расположен четырёхсторонний акселерометр, наподобие того, что можно видеть в трансляциях Формулы 1! Причём, как и в Формуле 1, самые большие перегрузки вы можете испытать при замедлении – тормоза у LC500 очень хороши и эффективны.
Независимая многорычажная подвеска спереди и сзади справляется со своими задачами просто изумительно. Кузов LC500 жёсткий даже по меркам спорткаров, но при этом машина не только уверенно держит заданную траекторию (в поворотах – куда увереннее, чем можно было бы ожидать от заднеприводной машины с такой массой), но и легко проглатывает стыки и неровности.
Конечно, в ямы на этой машине лучше не попадать – особенно на высокой скорости, когда подвеска становится более жёсткой. Но при этом с «лежачими полицейскими» или люками во дворах машина справляется лучше иного кроссовера. Клиренс в 13,3 см тоже позволяет не слишком переживать по поводу неровностей на дорогах, хотя от бордюров всё же стоит держаться подальше.
Полный газ
Если всего этого вам мало, то у LC500 есть для вас ещё один козырь в рукаве. Помните, как в «Такси» машина преображалась, когда главным героям хотелось погонять? Только приходилось переключать кучу тумблёров, менять руль и ждать, пока всё это сработает. Так вот – Lexus LC500 тоже так умеет! Причём ждать ничего не надо, изменения происходят мгновенно.
Поворачиваем специальный переключатель над рулём (тот, что справа – левый, с подписью Snow, испытать не довелось), и машина переходит в другой режим. Тут можно выбрать и Eco-mode, хотя непонятно, зачем бы вам это потребовалось, так что вращаем его в другую сторону. Промежуточный режим Sport сразу пролистываем, компромиссы нам не нужны – и переключаемся на Sport+.
Как только вы это сделаете, машина окончательно превратится в спорткар – мощный, яркий, злой. Тахометр немедленно преображается, меняет цвет и оформление, а зона оборотов от 7000 призывно горит ярко-красным огнём. На нажатие педали газа машина теперь реагирует иначе – мотор взрывается ещё более мощным рыком (за счёт открытия специальных заслонок в глушителе), передачи начинают переключаться позже, с перегазовками и хлопками.
Машина превращается в дикого зверя – он всё ещё подчиняется твоей воле, но с его силой и стремительностью надо быть настороже. Как только скорость превышает 80 км/ч, для его укрощения сзади выдвигается антикрыло (вы можете выдвинуть его принудительно специальной кнопкой в салоне), подвеска работает жёстче. Вопросы о классе исчезают – машина превращается в спорткар чистой воды, злой и решительный.
В принципе, в обычный режим машину можно не возвращать, но лучше всё-таки это сделать. Проблема всех спорткаров в том, что они совершенно не приспособлены к обычным, рядовым условиям. За рулём на треке вы получаете море удовольствия, но платите за него сплошными мучениями по пути на автодром и обратно. И как бы вы ни любили скорость, использовать спорткар в качестве «машины на каждый день» – изначально плохая идея.
Lexus LC500 – одна из немногих машин, способных решить эту проблему. Она словно Халк, способна в мгновение ока превращаться из «гражданского» лица в настоящего монстра, и вам нужно лишь выбрать, с какой из её личин сегодня вы хотите иметь дело. Выбраться на трассу – легко! Отправиться в небольшое путешествие в другой город – без проблем! Подобных предложений на рынке больше почти нет – особенно за такие деньги.
Конечно, ценник на Lexus LC500 тоже кусается: сегодня её можно купить за 8 млн 240 тыс рублей. За Yellow Edition просят всего на 45 тысяч больше, и при такой разнице непонятно, как от такого предложения можно отказаться, так как «жёлтый» Халк намного красивее и ярче обычного. Лично я при выборе машины в этом классе купил бы Yellow Edition не задумываясь, но таких денег у меня, конечно, нет. Что поделать – в отличие от Lexus LC500, жизнь несовершенна.