Одно из особенно памятных писем в адрес F1News.ru я получил в 2008-м после финиша Гран При Монако – оно было связано с фотографией в княжеской ложе Льюиса Хэмилтона и Рона Денниса с победным кубком. Претензии читателя были связаны с надписью на дне кубка, которую он прочитал как «ЛОМ» – и посчитал, что её добавили мы, чтобы зачем-то обидеть McLaren.
Тогда и появился повод рассказать о логотипе и истории создания Автомобильного клуба Монако, организатора Гран При и других автомобильных соревнований на улицах Княжества. Но сделаем это мы только сегодня – с подачи FIA, опубликовавшей официальную историю клуба.
Формально, будущий Автоклуб Монако был основан 26 августа 1890 года и назывался «Sport Velocipedique de la Principaute (SVP)» - «Спортивная ассоциация велосипедистов княжества». Его организовали коллеги по увлечению – двадцать один энтузиаст велосипедного спорта – частая смена рельефа в окрестностях Лазурного берега быстро собирала желающих, стоило лишь разместить объявление в местной газете.
Уже через неделю ассоциацию переименовали в «Sport Velocipedique Monegasque (SVM)» - «Спортивную ассоциацию велосипедистов Монако». Упоминание автомобилей появилось в её названии спустя 17 лет – 28 августа 1907 года под влиянием президента ассоциации Анри Терраза, вдохновлённого технологическими достижениями автоспорта.
31 октября 1909 года Александер Ногес сменил Терраза на посту президента SAVM, сразу предложив провести крупное спортивное событие, которое под руководством его сына Антони и состоялось два года спустя – это было первое Ралли Монако, прошедшее 21-29 января 1911 года. Стартовав в Париже за рулем 25-сильного Turcat-Méry, проехав через Берлин, Брюссель, Булонь-сюр-Мер, Вену и Женеву, бывший лётчик Анри Ружье выиграл гонку, проехав дистанцию со средней скоростью 13,8 км/ч.
Потом началась Первая мировая, с которой не вернулись несколько десятков членов ассоциации. Спортивная активность в Монако остановилась на несколько лет.
Утром 29 марта 1925 года на внеочередном собрании с участием 55 членов SAVM, президент Александер Ногес объявил, что «в связи с постоянно растущим размером клуба, угасанием интереса к велоспорту и явным подъёмом автоспорта» ассоциацию необходимо переименовать в «Автомобильный клуб Монако». На тайном голосовании предложение было принято 49 голосами против пяти и одном воздержавшемся.
Теперь ACM предстояло вступить в Международную ассоциацию автомобильных клубов (AIACR) – предшественницу FIA. Но представитель ACM Антони Ногес вернулся из Парижа с пустыми руками – в AIACR признали, что клуб организует спортивные соревнования, но они проходят вне территории Монако, так что самостоятельной географической единицы не заслуживают. Ногес принял вызов и решил устроить автомобильные гонки по улицам Монако.
Идея была интересной, но казалась недостижимой. Булыжные мостовые, трамвайные пути, большие перепады высоты и лестницы между дорогами разного уровня – всё это совершенно не подходило для автомобильных гонок. Два года Антони пытался составить реализуемый план, а потом доверил свою идею людям, способным её реализовать – спортивными вопросами занялся Луи Широн, а техническими – Жак Тафф.
Владельцу банка Société des Bains de Mer Рене Леону идея сразу понравилась – он выделил средства для оборудования трассы уже потому, что нигде в мире другой такой трассы точно не будет. Известие об организации гонки облетело всю Францию – и в AIACR ещё до старта приняли ACM в свой состав в качестве национального клуба, увеличив число представленных стран до 34-х.
Шесть месяцев спустя, в воскресенье 14 апреля 1929 года, Его Высочество Граф Пьер де Полиньяк – дедушка правящего Князя Альбера II – официально открыл трассу первого Гран При Монако за рулём Voisin. В 13:30 шестнадцать участников из семи стран на машинах шести разных марок стартовали на той же конфигурации трассы, что почти без изменений используется и сегодня.
Через три часа 56 минут и 11 секунд, за которые сто кругов были пройдены со средней скоростью 80,194 км/ч, Его Высочество Князь Монако Луи II вручил кубок победителю, британцу Уильяму Гроверу, выступавшему под псевдонимом "Уильямс" за рулем 2,3-литрового Bugatti.
Уже в 1931-м в клубе было 910 человек, включая 41 женщину, а ведь всё начиналось с 21 энтузиаста велосипедного спорта.
8 ноября 1940 года, когда Вторая мировая война была в самом разгаре, Александр Ногес покинул пост президента, выполнив свою миссию. 17 ноября его сын Антони был избран его преемником, а поскольку автомобили были реквизированы для военных нужд, соревнования вновь устроили для велосипедов.
После десятилетия трудностей из-за Второй мировой войны и её последствий жизнь постепенно возвращалась в нормальное русло, в 1948-м в Монако вновь прошла автомобильная гонка, а в 1950-м, в первом сезоне Формулы 1, аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио одержал победу в княжестве, выиграв 11-й Гран При Монако в истории – и первый в календаре Формулы 1.