В октябрьском номере британского F1Racing опубликована интересная статья Алана Хенри о гонщиках, которые должны были стать настоящими звездами Формулы 1, но не смогли реализовать свой талант…
«У них было то, чего нет у большинства. Они были быстры и невероятно конкурентоспособны, один даже выиграл чемпионат, но все эти парни не смогли реализовать свой невероятный талант.
Почему наш выбор ограничен пятью именами? Где Крис Эймон или Мартин Брандл? Да, они тоже могли попасть в этот список, но он таков, каков есть. Список тех, кто не смог воплотить свою мечту, несмотря на очевидный природный дар...
Джонни Херберт. 162 Гран При. Три победы
Джонни всегда был достоин восхищения. Даже сегодня, спустя двадцать лет после того, как он едва не потерял ногу в серьёзной аварии за рулем F3000 в Брэндс Хэтч, Херберт чувствует последствия этого инцидента, который помешал ему стать одним из лучших гонщиков своего поколения.
Детали этой аварии ужасны. Достаточно сказать, что обломки машины, фрагменты кустарника и другие посторонние предметы доставали из искалеченных ног ещё несколько лет, и даже сегодня он может ходить только в специальной обуви.
Благодаря поддержке менеджера Benetton Питера Колинза, Херберт смог дебютировать в начале 1989-го. В первой гонке, в Бразилии, он финишировал четвертым, но было ясно, что он не совсем здоров и скоро, после вмешательства руководства компании, за руль сел Эммануэле Пирро.
Джонни провел две гонки в 1990-м за рулем Lotus перед подписанием полноценного контракта. Повторный дебют, и снова, чуть более сложным путём, он попадает в Benetton, став в 1995-м напарником Михаэля Шумахера.
В двух гонках, когда Деймон Хилл сталкивался с Михаэлем, Херберт одержал две победы - в Великобритании и Италии. Успех в Сильверстоуне был так велик, что Жан Алези и Дэвид Култхард посадили гонщика на плечи в знак огромного уважения.
Но, работать в одной команде с Михаэлем оказалось непросто. "Шумахер - самый эгоистичный гонщик из тех, с кем я когда-либо выступал. Сначала он выбрал меня напарником, а потом избавился, быстро поняв, что я представляю угрозу", - говорил потом Херберт.
Рене Арну. 149 Гран При. Семь побед
Арну был близок к победе в сезоне 1983 года, но нехватка стабильности помешала реализовать истинный потенциал гонщика. В конце 70-х - начале 80-х между молодыми французскими пилотами, которых поддерживало руководство страны и крупные национальные компании, была серьезная конкуренция, подчас переходящая в ревность. Разумеется, это сказывалось на трассе.
В Поль Рикар’82 Арну заявил Просту, что он готов уступить в гонке, поскольку у него меньше шансов на титул. Когда Рене вышел вперед, Ален почти не обратил внимания, но ближе к финишу стало ясно, что подарка не будет, а контратаковать уже поздно. Проиграв гонку, Ален сразу отправился домой. Стемнело, заканчивался бензин, на заправке к нему подошел работник, и, приняв за Рене, поздравил с победой: "Хорошая работа, господин Арну. Здорово же вы надрали уши этому Просту". Алену пришлось заплатить наличными, чтобы не светить имя на карточке.
В 1983-м Арну перешел в Ferrari, а в 1984-м, в Далласе, провел свою лучшую гонку. Стартовав с последних мест, он финишировал вторым, уступив лишь Кеке Росбергу. Гонщики в тот день жаловались на разбитый асфальт, но Рене не допускал ошибок.
В 1985-м его уволили из Ferrari после первой же гонки сезона, и причина до сих пор неизвестна. Говорят, им не понравился его стиль жизни, и это можно считать предупреждением для одного из действующих гонщиков.
Ян Магнуссен. 25 Гран При. Ноль побед
"Со времен дебюта Сенны в Формуле 1 не было гонщика со столь ярким природным талантом, с таким естественным даром", - говорил Джеки Стюарт о Яне Магнуссене - молодом датчанине, который в 1994-м выиграл чемпионат британской F3, одержав 14-ть невероятных побед. Ян выступал в команде сына Джеки - Paul Stewart Racing, а первый полный сезон в Формуле 1 провёл за рулем Stewart Ford, став в 1997-м напарником Рубенса Баррикелло.
Одно очко, заработанное на следующий год в Канаде, так и осталось единственным. Природный талант, умение безупречно контролировать поведение машины не удалось реализовать в результат - машина постоянно ломалась, а вне трассы Магнуссену явно нравилось идти не в ногу.
Он вёл себя совсем не так, как рассчитывал Стюарт, небрежно одевался, опаздывал, или вообще не приходил на мероприятия спонсоров, и Стюарту пришлось признать ошибку: "У Магнуссена плохо с головой, и мне особенно горько это признавать, когда речь идет о гонщике, отмеченном столь невероятным даром".
После финиша в Канаде'98 Магнуссен был уволен из Stewart, но продолжил карьеру в автоспорте, трижды выиграв 24-часовую гонку в Ле Мане и одержав 14 побед в ALMS. Мог бы Ян добиться большего в Формуле 1? Только он знает ответ.
Джон Сертис. 111 Гран При. Шесть побед. Чемпион мира 1964 года
Можно ли включать в этот список гонщика, который выиграл чемпионат мира? Разве он потратил талант впустую? Можно. Талант Сертиза позволял рассчитывать на большее, чем шесть побед и один титул. Шесть побед - это на 19 меньше, чем у великого Джима Кларка, а ведь это гонщики одного уровня. Но, Джон был гордым индивидуалистом, слишком часто считал себя проигравшим и не раз принимал неверные решения.
В прошлом году мы были поражены дебютом Льюиса Хэмилтона, в 1960-м Джон Сертис точно так же перевернул мир Формулы 1. За рулем Lotus он финишировал вторым в Сильверстоуне, во втором своём Гран При, в третьем заработал поул и героически провел гонку на португальской трассе, окруженной булыжниками, тюками соломы и телеграфными столбами.
Босс Lotus Колин Чепмен предложил Сертису контракт на 1961-й, но гонщик допустил первую стратегическую ошибку, решив сохранить свободу выбора. В результате, только в 1963-м ему удалось подписать достойный контракт с Ferrari, а в следующем году, на последних кругах Гран При Мексики, Джон завоевал титул. Потом снова чехарда команд, в каждой из которых результаты становились всё хуже. Карьера Сертиза могла быть совсем другой.
Хуан-Пабло Монтойя. 94 Гран При. Семь побед
Харизматичная личность, индивидуалист, постоянно демонстрирующий свою независимость. Эти качества не позволяли найти компромисс, без которого невозможно было добиться максимума от ситуации, от команд, за которые он выступал. Как это часто бывает, врожденный талант граничил с качествами, не позволявшими его реализовать.
Монтойя пришел в Формулу 1, чтобы стать чемпионом мира, но его карьера в Формуле 1 закончилась неприятным расставанием с McLaren посреди сезона 2006-го года. Выступая в США, он полюбил американский образ жизни и предпочитал семейный уют повседневной суете Формулы 1, а коляска с его сыном превращала боксы McLaren в ясли.
Его страсть к гонкам часто выходила из под контроля. В Интерлагосе'01 он смело обогнал Михаэля Шумахера в борьбе за лидерство по внутреннему радиусу первого поворота. Казалось, победа была в его руках, когда Arrows Йоса Ферстаппена врезался в заднюю часть машины колумбийца. "Я убью его", - сказал Хуан-Пабло, и эти слова попали в эфир.
Однако, позже Интерлагос стал сценой одной из лучших его побед. В финальной гонке сезона 2004-го года, в последнем Гран При за Williams, Монтойя боролся с будущим напарником по McLaren Кими Райкконеном. Две машины бок о бок ехали по пит-лейн и Хуан-Пабло вырвался вперед в то же мгновение, когда правила разрешали нажать на газ.
Монтойя был врагом самому себе. После двух гонок за McLaren в 2005-м он вынужден был пропустить этапы в Бахрейне и Сан-Марино из-за травмы плеча. По официальной информации она стала следствием неудачной игры в теннис, но эта версия и тогда казалась маловероятной. Поговаривали, что Хуан-Пабло нарушил режим, решив развлечься ездой на горном велосипеде, что поставило под угрозу и его усилия на трассе, и работу команды. Атмосфера недоверия между гонщиком и командой продолжалась вплоть до его ухода...»