2011 год неумолимо приближается к концу. Завершены гоночные чемпионаты, нашли своих обладателей почетные трофеи – самое время для подведения итогов последних 12 месяцев. Мы предлагаем вашему вниманию традиционный обзор выступлений российских спортсменов в ведущих мировых гоночных сериях.
После резкого роста, которым порадовал 2010-й, на этот раз наблюдалась, как сказали бы биржевые аналитики, лёгкая негативная коррекция. Россиян на международной арене в целом стало чуть меньше, а их результаты оказались не столь яркими. Впрочем, из любого правила обязательно найдутся исключения, что в данном случае не может не радовать.
Разумеется, мы оставим за скобками участие Виталия Петрова в Формуле 1, но постараемся объективно оценить результаты всех остальных спортсменов, выступавших в 2011 году в самых разных гоночных сериях от Малайзии до Новой Зеландии...
1. Сергей Афанасьев (23 года*; AutoGP)
Сезон | Результаты | Рейтинг** |
2011 | Auto GP, 3 место (12 гонок, 3 победы, 1 поул, 1 лучший круг, 4 подиума) | 331 |
2010 | Формула 2, 3 место (18 гонок, 1 поул, 1 лучший круг, 4 подиума) | 200 |
Москвичу удалось продолжить по-своему уникальную серию – третий год подряд, переходя в новый класс, он оказывается там одним из лидеров и попадает в первую тройку по итогам сезона. Особенно примечательно, что на этот раз Сергей смог добиться такого результата за рулем 550-сильной машины Auto GP – прежде у него почти не было опыта выступлений на столь мощной технике.
Опыт, умение работать с инженерами и отменный дождевой пилотаж вновь стали сильными сторонами Афанасьева. Сезон же можно по праву разделить на две части. В первой, почти без тестов, гонщику оказалось непросто проявить себя. В шести попытках россиянин всего раз сумел побывать на подиуме, выиграв «реверсивную» гонку в Венгрии.
Потом была форменная драма в британском посольстве – летом Сергей оказался одним из многих, кому не удалось вовремя получить визу. Но, в отличие от туристов, пилот потерял куда больше – возможность выступить в Донингтоне. Если бы не потерянные очки, кто знает, кому бы достался в итоге чемпионский титул в Auto GP и возможность сесть за руль машины GP2 в Абу-Даби.
После этой осечки Афанасьев смотрелся на трассах уже совсем иначе, раз за разом показывая хорошие результаты. Увы, на финальном этапе дурную шутку с молодым пилотом сыграл стартовый светофор с непривычным режимом работы – и Сергей остался в генеральной классификации только третьим…
Сергей Афанасьев для читателей F1News.Ru: «Решение о том, где выступать в 2011 году, было принято достаточно поздно, потому перед началом сезона я успел проехать всего одну тестовую сессию. По мнению многих, машина AutoGP – одна из самых сложных в управлении среди всех формульных серий. Но даже несмотря на относительно небольшой накат и один пропущенный этап, я боролся за титул.
Больше всего меня порадовал прогресс, которого удалось добиться по ходу сезона. Я горжусь тем, что получил приглашение защищать цвета такой сильной команды, как DAMS, и благодарю её и компанию Лукойл за предоставленную возможность и поддержку».
Перспективы: С одной стороны, москвич быстр, опытен и обладает спонсорской поддержкой. Это сочетание факторов позволит ему не потеряться в Мировой серии Renault (в тестах которой пилот участвовал не так давно) и даже первенстве GP2. С другой, уже через несколько месяцев Сергей отпразднует 24-й день рождения – для тех, кто занимается автоспортом, это уже весьма ответственный возраст. Время Формулы Master, Формулы 2 и Auto GP осталось позади – чтобы двигаться дальше, пора заявить о себе в действительно серьезном чемпионате. Ну и, конечно, чуть больше внимания уделять вопросам получения виз.
* - здесь и далее возраст приведен по состоянию на 01.01.2012
** - здесь и далее – позиция в гоночном рейтинге Castrol по состоянию на 01.01.2012
2. Михаил Алёшин (24 года; GP2, GP2 Asia, WSR, Формула Superleague, немецкая Ф3)
Сезон | Результаты | Рейтинг |
2011 |
GP2, 32 место (6 гонок, лучший результат - 15-й) GP2 Asia, 27 место (4 гонки, лучший результат - 19-й) Мировая серия Renault, 28 место (2 гонки, лучший результат – 8-й) немецкая Формула 3, 3 место в классе Trophy (8 гонок, 7 побед) Формула Superleague, 12 место (3 гонки, 1 подиум) |
388 |
2010 |
WSR, чемпион (16 гонок, 3 победы, 1 поул, 2 лучших круга, 8 подиумов) GP3 (2 гонки), немецкая Ф3 (2 гонки, 2 победы в классе Trophy) |
137 |
После блестяще проведенного сезона 2010 года и объявления о полноценном контракте с командой Carlin на выступления в серии GP2 поклонники Михаила имели все основания для хорошего настроения. Увы, в реальности 2011-й принес совсем не те эмоции, на которые можно было рассчитывать.
Зимние гонки GP2 Asia не заладились из-за нехватки опыта работы с новой машиной у инженеров и механиков Тревора Карлина, затем Михаил попал в аварию в Турции, повредив руку. Казалось, что с трудностями удалось справиться, и результаты вот-вот придут – но именно в этот момент у Алешина начались сложности со спонсорской поддержкой…
В итоге весь год пилот менял одну машину на другую, порой выигрывал, приняв участие как минимум в пяти гоночных сериях – но беспристрастный рейтинг Castrol как нельзя лучше характеризует положение вещей: россиянин за прошедшие 12 месяцев потерял почти 250 позиций. Можно лишь добавить, что этот пример лишний раз доказывает, сколь важное значение в современных гонках стали иметь финансовые "тылы", и как немного сейчас зависит от таланта…
Михаил Алёшин для читателей F1News.Ru: «Сезон, безусловно, получился сложным. Но в каждой ситуации нужно обязательно искать свои плюсы – на этот раз они состояли в том, что мне удалось поучаствовать в большом числе профессиональных гоночных серий, что позволило получить огромный опыт. Не сомневаюсь, он поможет мне в будущем».
Перспективы: Целиком и полностью зависят от пресловутого финансирования. Программа «Народный пилот», длившаяся ровно месяц, помогла собрать всего несколько тысяч евро – понятно, что выступления на том уровне, где Алёшин сейчас может демонстрировать конкурентоспособные результаты, стоят совсем других денег.
Если же найти стоящее продолжение формульной программы не удастся – нет сомнений, Михаила будут очень рады видеть во многих «кузовных» сериях и гонках GT. Жаль только, что Даниэль Риккардо, которого москвич так эффектно оставил не у дел под барселонским дождем осенью 2010-го, готовится начать уже второй свой сезон в Ф1.
3. Даниил Квят (17 лет, Формула Renault 2.0, Формула Toyota NZ)
Сезон | Результаты | Рейтинг |
2011 | Еврокубок Renault 2.0, 3 место (14 гонок, 2 победы, 2 поула, 3 л.к., 6 подиумов) Североевропейский Кубок Формулы Renault 2.0, 2 место (20 гонок, 7 побед, 2 поула, 5 лучших кругов, 13 подиумов) Формула Toyota NZ, 5 место (12 гонок, 1 победа, 1 поул, 3 л.к., 6 подиумов) |
- |
2010 | Евросерия Формулы BMW , 10 место (16 гонок, 1 подиум); Тихоокеанский чемпионат Формулы BMW (8 гонок, 2 победы, 5 подиумов) |
- |
Единственный российский пилот в молодёжной программе Red Bull продолжает радовать. Даниил провел в 2011 году почти полсотни гонок в трёх разных первенствах – и завоевал в них десять побед и 25 подиумов. Эти результаты, без сомнений, следует оценить положительно – причем, что важнее всего, так считает и доктор Хельмут Марко.
Единственное, в чем Квяту стоит немного добавить – это в умении адаптироваться. Пока молодому спортсмену требуется какое-то время, чтобы освоиться за рулем незнакомой техники, а уж потом он берет отличный темп. Главный соперник россиянина, еще один протеже Red Bull Карлос Сайнс-младший, ехал в 2011-м чуть стабильнее – и потому завершил сезон на более высоких позициях.
Даниил Квят для читателей F1News.Ru: «Оглядываясь назад, могу сказать, что очень доволен тем, как сложился для меня минувший сезон. Я получал большое удовольствие от гонок и смог добиться хороших результатов. В начале года я допустил несколько ошибок – но намерен исправить их в 2012-м».
Перспективы: Программа на будущий сезон уже утверждена – продолжение выступлений в Формуле Renault 2.0, и цель может быть только одна – звание чемпиона. За хорошие результаты, показанные в минувшем году, гонщик даже получил возможность провести тесты на куда более мощной машине Мировой серии – но честно признался, что пока не готов пилотировать 500-сильную технику по ходу всего сезона.
4. Даниил Мове (26 лет, Мировая серия Renault)
Сезон | Результаты | Рейтинг |
2011 | Мировая серия Renault, 10 место (17 гонок, 2 подиума) | 443 |
2010 | Мировая серия Renault, 21 место (15 гонок, лучший результат – 7-й) | 573 |
«Роман» Даниила с Мировой серией продолжается с 2007 года, за прошедшее время москвич сменил четыре команды и провел более 70 гонок, став по этому показателю абсолютным рекордсменом в истории первенства. После полного разочарований прошлогоднего сезона в составе Lotus Junior, пилот вернулся в команду P1, с которой сильно провел 2009-й – и не прогадал.
В активе Мове – несколько действительно ярких выступлений, два подиума и лучшая в карьере вторая позиция на старте, завоеванная на венгерском Хунгароринге. Однако по ходу сезона у традиционно стабильного москвича несколько раз случались совершенно нехарактерные провалы, потому в генеральной классификации он финишировал только 10-м. Такой результат не назовешь провальным, однако в целом предсезонная форма россиянина все же позволяла рассчитывать на более высокие показатели.
Даниил Мове для читателей F1News.Ru: «Должен признать, прошедший сезон принес мне большое моральное удовлетворение. Я чувствую, что смог стать по-настоящему профессиональным пилотом, и в сложный момент, когда летом у моего гоночного инженера возникли проблемы со здоровьем, мы смогли справиться с ситуацией, и я повел команду вперед. Время быть подающим надежды гонщиком прошло – пора начинать стабильно показывать хорошие результаты».
Перспективы: Фактически, Даниил вернулся к той ситуации, в которой уже был в конце 2009-го – уверенно проведенный сезон с командой P1, несколько подиумов и первая десятка чемпионата. Разница лишь в том, что он уже отпраздновал свой 26-й день рождения. Безусловно, среди участников WSR есть не один и не два гонщика, которые старше Мове – и все же, продолжение выступлений в этом первенстве едва ли принесет москвичу что-то принципиально новое.
Сам он не раз признавался, что получал хорошие предложения из мира гонок GT – и всякий раз отвергал их, чтобы продолжать карьеру в формульных сериях. Теперь пилоту нужно сделать выбор: разумеется, оставаться в знакомом мире WSR проще всего – и все же, можно попробовать найти себе место в другой серии (прежде всего, GP2) или же решиться на серьёзный шаг в сторону от дороги, ведущей в Формулу 1.
5. Максим Снегирев (24 года; Формула 2, британская Формула 3)
Сезон | Результаты | Рейтинг |
2011 | Формула 2, 18-е место (16 гонок, лучший результат – 7-й) британская Формула 3, 24-е место (9 гонок, лучший результат – 9-й); |
429 |
2010 | британская Формула 3, 18-е место (30 гонок, лучший результат – 10-й); Формула Palmer Audi, 13-е место (7 гонок, 1 победа, 3 подиума) |
641 |
Россиянин, постоянно проживающий в Лондоне, вновь продемонстрировал любопытную закономерность. Как и прежде, на протяжении всего сезона он выступал довольно ровно и регулярно финишировал в районе 12 места. Однако в 2011-м опять нашелся этап, на котором Максим оказался в протоколах куда выше, чем всегда. В Формуле 2, где пилот дебютировал в этом году, это случилось в британском Брэндс-Хэтче.
В первой гонке Снегирёв финишировал седьмым, а во второй реально претендовал и на более высокую позицию, но повредил подвеску в контактной борьбе с соперником. Похожая картина повторилась еще раз – на трассе Red Bull Ring, где россиянин выступал впервые. Кроме того, в паузах между этапами Ф2 он несколько раз стартовал в гонках британской Формулы 3, где обновил личный рекорд, заняв в одном из заездов девятое место.
Однако, учитывая опыт Максима и средний уровень участников нынешней Формулы 2, мы все же вправе были рассчитывать на чуть более высокие результаты, чем 18-е место по итогам сезона.
Максим Снегирев для читателей F1News.Ru: «Сезон получился тяжелым, и его итогами мы, конечно, не очень довольны. Да, я тоже порой допускал ошибки, но на протяжении всего чемпионата нас преследовали технические неполадки. Конкуренция в Формуле 2 очень высока, поэтому каждая неисправность отражается на итоговом результате, приводит к потере очков.Радует, что есть скорость – это было хорошо видно на тех этапах, где машина работала нормально, и в отдельных тренировках. Особенно успешными получились уик-энды в Брэндс-Хэтче и на Red Bull Ринге. Они показывают, что потенциал есть, так что теперь надо проанализировать допущенные ошибки, чтобы не повторять их в будущем».
Перспективы: С самого начала карьеры Снегирев гонялся в чемпионатах, которые базируются в Великобритании – но сохранится ли эта традиция дальше, говорить сложно. Продолжение выступлений в Формуле 2 выглядит вполне логичным вариантом, но можно вспомнить, как прошлой зимой пилот приезжал на тесты Мировой серии Renault. Этот чемпионат – и, в еще большей степени, AutoGP – удачный вариант для дальнейшего движения вперед, если к тому есть желание и финансовые возможности.
6. Сергей Сироткин (16 лет, Формула Abarth)
Сезон | Результаты | Рейтинг |
2011 | Формула Abarth: чемпион (20 гонок, 5 побед, 1 поул, 3 л.к., 14 подиумов) | - |
2010 | Формула Abarth: 18 место (6 гонок, лучший результат – 8-й) | - |
Гонщик из молодежной программы Лукойла оказался единственным из россиян, кому в 2011 году удалось стать чемпионом в своей гоночной серии. И неважно, что юный москвич пилотировал лишь 180-сильную машинку Формулы Abarth. Конкуренция в этих «школьных» гонках тоже весьма высока, а 14 подиумов в 20 стартах явно свидетельствуют в пользу Сергея – особенно если вспомнить, что в прошлом году он ещё гонялся в картинге, и лишь под конец сезона провел несколько формульных гонок.
Если же говорить о компонентах, которые молодому спортсмену стоит усилить в первую очередь, чтобы смотреться более убедительно в дальнейшем, то это квалификационная скорость и умение избегать ненужного риска. Последнее, впрочем, почти всегда само приходит с опытом.
Перспективы: Пока все складывается здорово, но хорошо известно, что успехи в самых «младших» классах хоть и свидетельствуют о несомненном таланте спортсмена, но вовсе не гарантируют лёгкой жизни в дальнейшем. Потому теперь важно правильно рассчитать свои силы и найти верную категорию для продолжения карьеры.
7. Иван Лукашевич (20 лет, GP3, Формула Toyota NZ)
Сезон | Результаты | Рейтинг |
2011 | GP3: 26 место (16 гонок, лучший результат – 8-й) Формула Toyota NZ, 7 место (12 гонок, 1 победа, 1 лучший круг, 2 подиума) |
677 |
2010 | GP3: 28 место (16 гонок, лучший результат – 13-й) | 586 |
Протеже Николая Фоменко начал сезон с зимних выступлений в Новой Зеландии – где добился первой в карьере победы. Казалось, после этого москвичу удастся прибавить и в серии GP3, где он проводил второй полный сезон – но надежды эти сбылись лишь отчасти. Иван действительно прибавлял по ходу сезона, но лишь раз он выступил действительно здорово – в Спа молодой гонщик дважды финишировал в десятке сильнейших, сначала на десятом месте, а затем – на восьмом.
В то же время, Лукашевич второй год подряд не смог заработать в молодежной серии ни одного очка, что отражает итоговое 26 место. Москвич продемонстрировал в ряде эпизодов бойцовский характер, а также был весьма стабилен – но результат, как принято говорить, отображает итоговая таблица, и в этом отношении похвастать особенно нечем.
Перспективы: В 2009 году Иван не имел гоночной практики, поэтому скромные результаты в 2010-м, были, в целом, объяснимы. Теперь же ситуация выглядит чуть серьезнее. Бывает так, что пилоту не удается раскрыть свои возможности в конкретной серии или команде. Потому компании Marussia Motors, которая поддерживает Лукашевича, логично было бы попробовать найти для гонщика другое первенство – благо, их выбор вполне широк, а бюджеты на этом уровне еще не выглядят астрономическими. В крайнем случае можно перейти от ирландцев из Status в другую команду GP3 – логичнее всего, в более сильную Marussia Manor.
8. Антон Небылицкий (22 года, Мировая серия Renault)
Сезон | Результаты | Рейтинг |
2011 | Мировая серия Renault, 19 место (15 гонок, лучший результат – 5-й) | 699 |
2010 | Мировая серия Renault, 14 место (17 гонок, 1 подиум) | 422 |
Удивительно переменчива гоночная Фортуна. По итогам прошлого сезона эксперты называли Антона самым прогрессирующим пилотом WSR, а в российско-французской команде KMP Racing сожалели лишь о том, что у молодого гонщика нет по-настоящему сильного напарника, который позволил бы ещё быстрее расти в профессиональном мастерстве.
В 2011-м этот пробел был устранён приглашением опытного Нельсона Пансьятиси – но пока француз регулярно боролся в группе лидеров, результаты самого Небылицкого резко снизились. Сезон начался для него с серьезной аварии в Арагоне, где машина Антона перевернулась, и продолжался ни шатко ни валко до середины лета, когда россиянин вновь стал участником неприятного происшествия и даже вынужден был пропустить один уик-энд из-за травмы руки.
Лишь концовка чемпионата получилась однозначно позитивной – лучшая в карьере третья стартовая позиция в финальной гонке чемпионата, второе место по ходу дистанции и пятое – на финише.
Перспективы: Козырь гонщика – возраст. Он начал европейскую карьеру столь рано, что до сих пор как минимум не старше большинства соперников по Мировой серии. Так что в нынешней ситуации самое главное – сделать верные выводы из допущенных ошибок и в наилучшей форме подойти к предстоящему сезону. Молодая команда KMP Racing продолжает набираться опыта, к тому же, в 2012-м WSR переходит на новые шасси, что ощутимо выравнивает шансы. Что же касается перехода Антона в другое первенство, то едва ли это случится раньше 2013 года..
9. Максим Зимин (17 лет, GP3)
Сезон | Результаты | Рейтинг |
2011 | GP3: 26 место (15 гонок, лучший результат – 8-й) | 753 |
2010 | Формула Abarth, 5 место (14 гонок, 1 поул, 3 лучших круга, 4 подиума) швейцарская Формула Renault 2.0, 5 место (10 гонок, 1 л.к., 2 подиума) |
- |
Будучи третьим по возрасту среди всех участников GP3, пилот из Барнаула завершил дебютный сезон без зачетных очков, но запомнился яркой манерой пилотирования и обилием контактных поединков. За излишнюю агрессию россиянина несколько раз наказывали, а однажды даже не допустили к старту – впрочем, стоит отметить, что откровенной грубости он не допускал, просто всеми силами старался взять верх в споре с более взрослыми соперниками.
Несмотря на то, что Максим – самый юный гонщик в первой десятке нашего списка, он запомнился и чисто гоночными достижениями. На залитой дождем трассе в Сильверстоуне сибиряк несколько кругов держался четвёртым, а в Венгрии в схожих погодных условиях пробился с 19-й позиции на восьмую. Если учесть, что на осенних тестах по завершении сезона Зимин несколько раз показывал результат в десятке сильнейших, выступления молодого спортсмена заслуживают хорошей оценки.
Перспективы: Полученный в 2011-м опыт, без сомнений, будет очень полезен в новом году. Максим уже доказывал, что второй сезон в гоночной серии получается у него куда более сильным, чем первый. Потому есть все резоны остаться в GP3. Ведь у этой серии, помимо прочего, существует почти магическая особенность – её уик-энды проходят в рамках этапов Ф1.
Николай Марценко (18 лет) / Максим Травин (34 года)
Российский дуэт выступал в немецком Кубке Формулы 3, но в разном качестве. Опытный руководитель команды Max Travin Racing боролся за победы в зачете Trophy, а его молодой напарник сражался с соперниками в главной категории. Успехов в итоге добились оба – Травин завоевал титул (хотя, по справедливости сказать, его единственным соперником был 46-летний итальянец-любитель) и два раза дотянулся на заведомо более слабой машине до десятки абсолютного зачета, а Марценко явно прибавил под конец чемпионата и показал несколько очень достойных результатов. Его лучшим достижением стало четвёртое место в квалификации и седьмое – в гонке. Вдобавок, оба продемонстрировали завидную стабильность, обойдясь почти без сходов.
Но главный итог, пожалуй, в другом. По итогам 2011 года Максим принял решение завершить собственную карьеру и полностью сосредоточиться на руководстве командой, которая – по его словам – уже в ближайшее время должна дебютировать в Мировой серии Renault. А Николай, уже принявший участие в нескольких тестах WSR, останется одним из пилотов Max Travin Racing в новом классе.
Артем Маркелов (17 лет)
Первый новичок в нашем списке дебютировал в «большом» автоспорте только в этом сезоне. Зато как – в шести первых гонках немецкой Формулы Master Артем всякий раз поднимался на подиум! Жаль, что он пропустил первый этап и был недостаточно стабилен под конец чемпионата – потому и не попал в первую тройку общего зачета. Но и четвертое место – отличный результат для дебютанта. Кроме того, в конце октября москвич попробовал свои силы в более мощной F3, где тоже произвел неплохое впечатление.
Роман Мавланов (17 лет) / Денис Нагулин (19 лет)
Оба пилота выступали в соревнованиях двухлитровой Формулы Renault, но в силу высокой конкуренции и нехватки опыта им не удалось добиться высоких результатов. В Еврокубке лучшим результатом Романа стало 15-е место, Дениса – 19-е. Кроме того, Мавланов пилотировал такую же машину в серии Формула Renault Alps, созданную на базе итальянского и швейцарского первенств. Там дела явно шли лучше – регулярные финиши в десятке сильнейших, в том числе пятое место на трассе Ле-Кастелле.
Дмитрий Суранович (16 лет)
Еще один вчерашний картингист сменил микромашинку на вполне серьезную технику Формулы Abarth. Четыре этапа под конец сезона стали для гонщика подготовкой к полноценным выступлениям в 2012 году. Где именно он окажется? Не исключено, что в GP3 – на тестах этой серии Дмитрий уже работал с несколькими командами. Кроме того, зимой он может отправиться по проторенной соотечественниками дорожке в Новую Зеландию, чтобы стартовать в местной Формуле Toyota.
Наши соотечественники выступали в международных соревнованиях и на машинах других категорий. Их стараниями российский флаг регулярно развевался над призовым подиумом.
Алексей Дудукало (35 лет)
Первый сезон россиянина в мировом Туринге оказался непростым. Одному из сильнейших пилотов страны противостояли мастера высокого класса, имеющие за плечами множество гонок. Вдобавок, Алексей выступал на автомобиле SEAT Leon, который ещё недавно позволял бороться за хорошие результаты, но теперь несколько уступает технике конкурентов.
В результате неплохие гонки чередовались у Дудукало с досадными ошибками, и даже среди пилотов, не имеющих заводской поддержки, россиянин оказался по итогам сезона на 11-й позиции. Впрочем, самое главное, что в компании Лукойл, цвета которой уже добрый десяток лет защищает подмосковный гонщик, позитивно оценили первый опыт знакомства с WTCC – и намерены его расширять.
Александр Львов (39 лет)
Петербуржец может поглядывать на остальных российских гонщиков свысока – уже третий год пилотирует многотонный тягач MAN по трассам чемпионата Европы. В сезоне 2011 года ему удалось одержать дебютную победу в этих соревнованиях, а следом – и ещё одну. Если бы в команде, за которую выступает Александр, не экономили каждый евроцент, отказываясь покупать новые шины и ремонтировать явно барахлящие узлы, результат Львова мог бы быть куда выше девятого места в итоговой таблице.
Алексей Васильев (39 лет) / Александр Скрябин (22 года)
Начав сезон с двух побед в Монце, участники первенства Ferrari Challenge на протяжении долгого времени оставались основными претендентами на титул. Однако во второй половине сезона бывшие товарищи по команде решили идти каждый своим путем. В итоге Скрябин стал в общем зачете вторым, а пропустивший последний этап Васильев – четвёртым. Так что единственным серьезным успехом стоит признать уверенную победу Ferrari Moscow в командном зачете.
В этих же соревнованиях, но в «младшем» классе F430, третье место по итогам года занял Александр Моисеев, смог побывать на вершине подиума и выступавший всего на одном этапе Алексей Басов.
Давид Сигачев (22 года)
Спортсмен, постоянно проживающий в Германии, но выступающий под российским флагом, выходил в минувшем сезоне на старт сразу в двух сериях. Основным было первенство ADAC GT, где за победу сражаются по четыре десятка экипажей. За рулем Mercedes SLS AMG Давид трижды подряд со старта сезона финишировал шестым, а позже, на трассе Лаузицринг, отпраздновал свою первую победу. Также он выступил на одном этапе мирового Туринга, где, несмотря на некоторые технические сложности, тоже показал себя с лучшей стороны.
Олег Волин
Немецкое гоночное первенство VLN, все этапы которого проходят исключительно на знаменитой Северной петле Нюрбургринга, по традиции привлекает множество россиян – как профессиональных гонщиков, так и любителей. Лучшим из представителей нашей страны в 2011-м стал бизнесмен Олег Волин – одержав на BMW несколько побед в своем классе, он занял по итогам года 92-е место в общем зачете. Не слишком высоко? Быть может и так, но только если не учитывать, что всего на старт этапов VLN выходили более 1100 гонщиков!
Приведенный список едва ли претендует на абсолютную полноту, поскольку отследить все выступления россиян в разнообразных гоночных дисциплинах сейчас практически невозможно. Общая картина выглядит неплохо, но не столь здорово, как в 2010-м. Некоторым гонщикам и вовсе пришлось на время прервать выступления – достаточно назвать хотя бы Ивана Самарина.
Но ситуация уже меняется к лучшему. На международную арену готовятся выйти новые молодые представители нашей страны. Александр Фролов не только смог переиграть маститого Михаила Ухова в отечественном Туринге, но и стал победителем юниорского зачета итальянской серии Trofeo Supercopa SEAT Leon, а Юрий Григоренко дебютировал на тестах GP3.
Не будем забывать, что автоспорт существует и за пределами асфальта – и там радует возвращение в гонки сильнейшего российского раллиста Евгения Новикова и очередные подвиги камазовской дружины на марафоне «Дакар».
Ну а наступающий 2012 год, без сомнений, принесет новые успехи. Впервые в отечественной автоспортивной истории к нам в гости приедут этапы сразу двух престижных первенств: FIA GT1 и Мировой серии Renault. Разумеется, мы будем следить за развитием событий и на трассах всего остального мира – и с удовольствием рассказывать читателям F1News.Ru о новых победах россиян на международной арене.