Сотрудники команд по ходу сезона работают в крайне напряжённом ритме, особенно в дни Гран При, и этот график не раз вызывал недовольство европейских институтов охраны труда. При продолжительной работе возрастает риск получения травмы, к тому же в Европе весьма строгие требования к продолжительности отпуска, которые в Формуле 1 традиционно нарушались.
Несколько лет назад в календаре появился продолжительный летний перерыв – в августе команды обязаны закрыть свои базы на три недели, и число сотрудников, которые могут в этот момент там находиться, крайне ограничено – это службы безопасности и посменные технологи, следящие за работой оборудования, если есть такая необходимость. Остальные обязаны уйти в отпуск.
Мы писали об ограничениях по продолжительности работы и по ходу уик-энда – механики должны отдыхать хотя бы по шесть часов каждую ночь. Эти меры были разработаны спортивной рабочей группой, состоящей из менеджеров команд и спортивных директоров – FIA сразу их одобрила. Ночью боксы закрываются и на автодроме остаётся лишь дежурная смена службы безопасности. На страницах британского F1Racing эти нормы комментировал менеджер команды McLaren Дейв Реддинг.
Дейв Реддинг: «В рамках Соглашения об ограничении затрат было сокращено число сотрудников, приезжающих с командой на Гран При – в результате механикам часто приходилось работать до четырёх утра в пятницу и до утра в субботу. Нагрузка оказалась слишком большой. Бессонные ночи – не редкость в автоспорте, но мы должны заботиться о своих сотрудниках.
Многие называют этот период «комендантским часом», но ограничения стараются не нарушать, по крайней мере в рамках плановой работы – если не происходит аварий или других нештатных ситуаций. Все знают, к примеру, что новые узлы с базы теперь не стоит привозить в десять вечера в четверг, поскольку механики просто не успеют поставить их к утру пятницы.
Ограничения влияют и на работу инженеров, которые получают от руководства более точные задания – с передаточными числами нужно определиться к 17:00, с базовыми настройками – к 19:00, с развесовкой машин – к 21:00. Подобное расписание использовалось и в прошлом, но редко соблюдалось. Теперь ему приходится следовать, иначе работа не будет сделана вовремя».
За соблюдением «комендантского часа» следят инспекторы FIA. У них есть список из 47 сотрудников команды, которые работают с машиной, с помощью компьютерной системы допуска в паддок они контролируют время их прихода и ухода с трассы. Сотрудники службы безопасности физически проверяют боксы после того, как все ушли, чтобы не допускать злоупотреблений.
Четыре раза за сезон команды имеют право запросить у FIA разрешение на внеурочную работу, к примеру – команда HRT работала с машинами всю ночь перед квалификацией в Мельбурне. Если такая необходимость возникает в пятый раз, FIA даст разрешение, но оба гонщика команды в воскресенье будут стартовать с пит-лейн. Впрочем, если возникает внештатная ситуация, иногда лучше стартовать с пит-лейн, чем не успеть восстановить машину и пропустить важную сессию.
Команды проанализировали эффект от «комендантского часа» и выяснили, что отдохнувшие механики работают гораздо более эффективно. В McLaren считают, что только за счёт этого фактора продолжительность пит-стопа сократилась на полсекунды.