Чемпионат мира 1996 года принес команде Франка Вильямса 100-процентный успех: Дэймон Хилл и Жак Вильнев были на голову выше всех конкурентов; оккупировав два первых места в итоговой таблице. Команда "Williams" с огромным преимуществом выиграла Кубок конструкторов. Полная эйфория...
Однако вслед за увольнением Хилла команду начали лихорадить кадровые перемены. Дэймон был всеобщим любимцем. После ухода Алена Проста и гибели Айртона Сенны он, второй пилот команды, ощутил на себе весь груз ответственности за ее результаты. Гонщик номер два, в обязанность которого входило лишь надежное прикрытие и помощь первому номеру, в одно мгновение 1 мая 1994 года сам стал "единичкой" команды. И безропотно нес эту нелегкую ношу три года, став в итоге чемпионом. И вот Хилла "ушли".
Инженер Дэвид Браун первым продал протест, перейдя в команду "McLaren". Следующим "недовольным" оказался Эдриан Ньюи, инженер-аэродинамик и конструктор. В сезоне 1997 года он тоже присоединился к "McLaren". А тогда, в 1996-м, после финальной гонки в "Сузуке" Ньюи уединился в своем доме, еще связанный контрактом с "Williams", но уже фактически отказавшись работать на эту команду.
Вынужденной паузой лучшего конструктора воспользовался английский журнал "F1 Racing": корреспондент Кэролин 0'Коннор побывала в гостях у семьи Ньюи. Ее рассказ об "опальном" инженере, его семье и доме, истории и действительности мы и предлагаем вашему вниманию.
Эдриан Ньюи проводит сейчас время в своем загородном доме, где он пробыл уже почти всю зиму. "Я учусь машинописи и пытаюсь немного расслабиться", - говорит он.
Раньше в это время года он обычно занимался разработкой нового болида для "Williams", а теперь нет. Странно. Почему же он застрял дома? Дело в том, что от его нанимателя, из "Williams Grand Prix Engineering" прислали извещение, в котором сообщается, что он не может работать на какую-либо другую команду. Зачем так поступили? Потому что Ньюи - очень ценная собственность, а кроме того, ходят всякие слухи по поводу его планов на 1997 год. Это еще не все. Вместе с Фрэнком Вильямсом и Патриком Хедом Ньюи предстанет перед судом в качестве обвиняемого по делу об убийстве Айртона Сенны в "Имоле" в 1994 году. Итак я знала, что Эдриан Ньюи будет в своем доме, а графстве Оксфордшир, и приехала к нему, чтобы переговорить обо всем.
Особняк Ньюи представляет собой старый дом священника, построенный еще в 1880 году и выкупленный у английской церкви в 1970 году. Я встречаю хозяина в оранжерее, которая им же и спроектирована: шесть углов, вся белая и очень светлая, с огромным гамаком почти на всю комнату. Вот он, дом, в котором Ньюи расслабляется. Здесь он держит модель музыкального автомата 70-х годов, в котором есть практически все его любимые песни: Beatles, Stranglers, Beach Boys, Lon Reed... Он тщательно выписал имена исполнителей на специальные карточки выбора. В этой коллекции поиск ведется по фамилии. Так что Лу Рид здесь становится Рид Лу, Дэвид Боуи - Боуи Дэвид, имеются фотографии. Специально для меня он прокрутил пару дисков.
Эдриан живет вместе с женой Мэригольд, дочерью Имоген, няней Полой и собакой Балу. Кухня может похвастаться фотографиями мамочки и папочки, сделанными Имоген.
Рабочий кабинет Ньюи очень скромный: никаких признаков успеха и богатства, просто большой письменный стол и маленький компьютер. Много фотографий машин и пилотов с автографами и целая коллекция пропусков на Гран При, висящая на двери - только это выдает род его деятельности.
Но стоит только взглянуть внутрь его гаража, и сразу можно сказать о его помешанности на автомобилях. Внутри расположились Ferrari Boxser, Porsche-911 Targa и довоенный Jaguar SS100, на котором Ньюи принимает участие в местном ралли. "Я участвую в нем два-три раза в год просто для развлечения". Он также любит играть в теннис и кататься на водных лыжах. "Я стараюсь быть в форме. Думаю, следить за собой - очень важно".
Любовь Ньюи к механическим штучкам идет с раннего возраста. В 14 лет он занялся картингом, но ему не хватило денег или амбиций, чтобы как следует реализоваться. Он признает: "Я никогда не был стремительным пилотом, больше интересовался технической стороной дела". К 15 годам он уже спокойно сваривал и переделывал двигатели, даже разработал собственную электронную систему зажигания. В 16 он перешел из школы в колледж, где специализировался в технике. После был Саунтгемптонский университет, где он изучал аэронавтику, уже имея перед собой абсолютно ясную цель на будущее - автоспорт.
"Мне очень повезло, что в возрасте 17 лет я уже определил то, чем хотел заниматься. После первого семестра я чуть не вылетел из колледжа, потому что было очень трудно. Меня ввели в заблуждение, сказав, что курс обучения будет на самом сложном уровне (ступень "А"), хотя он не был таковым, а математические науки преподавались очень слабо. Компания March Engineering как раз предложила мне работу в этот момент. Там были умные люди, и они посоветовали мне не бросать учебу, а закончить, как положено, с дипломом. В итоге я решительно взялся за дело и получил ученую степень. И все это для того, чтобы потом преодолевать всякие проблемы с получением работы в автоспорте. Мне пришлось пройти через обычную процедуру: выписывать из журнала "Autosport" все адреса компаний и обращаться по каждому, чтобы найти место".
На последнем курсе университета он занимался изучением граунд-эффекта в аэродинамике, а в то время это была очень важная вещь в Формуле-1. К своим биографиям-резюме он прилагал небольшой фрагмент из своей диссертации. Но даже это не производило большого впечатления на команды, куда он обращался в поисках работы. "Я был очень расстроен, и уже находился на краю того, чтобы вообще прекратить работу над своей диссертацией. Но однажды вечером мне позвонил Харви Постлтуэйт, работавший тогда в команде Эмерсона Фиттипальди. Он сказал, что мне надо явиться на собеседование в понедельник. А уже во вторник я был принят на работу!"
В 1982 году Ньюи перешел в "March", где стал частью маленькой, но единой и целеустремленной команды сотрудников. "Я быстро набрался опыта, так как это была фирма, занятая в производстве, работающая в различных категориях. Мне повезло, что я вошел в работу со всеми прямо с ходу". Именно в этот период Ньюи начал работать над автомобилями американских гонок "IndyCar". "Великолепным моментом в "IndyCar" для меня стало то, что Робин Херд, тогдашний босс "March" принял политику, согласно которой я зимой разрабатывал гоночный болид, а затем, во время соревнований, работал как инженер. Это очень много дало мне, как конструктору автомобиля и гоночному инженеру, что весьма важно, если ты должен ясно понимать пути решения проблем на трассе"
Но Формула 1 всегда являлась главной целью. И в 1988 году мечта стала реальностью. Команда "Leyton House March" полноценно вступала в чемпионат, должность технического директора досталась именно Ньюи. С такими пилотами, как Иван Капелли и Маурицио Гужельмин, команда добилась значительного успеха. В Португалии Капелли финишировал вторым, лидируя по ходу гонки. В принципе, машина была быстрая и двигатель Judd V8 достаточно мощный, но от управления ею у пилота иногда волосы вставали дыбом, кокпит был тесен. Ньюи с иронией вспоминает те дни: "Учишься на своих собственных ошибках".
В 1989 году, когда дела в команде обстояли не самым лучшим образом, ему пришлось научиться ладить и с настоящим грузом огромной ответственности. "Было очень тяжело - и я увяз во всем этом, - говорит он, - Я был несчастлив, но можно сказать, что с тех пор я многому научился. Сейчас я стараюсь спокойно преодолевать сложности. Если ты успокаиваешь себя, читая что-либо написанное о тебе с лучшей стороны, ты не должен сильно расстраиваться по поводу критики в свой адрес".
Довольно справедливо. Но в любом случае, пока немногие писаки смогли забраковать его последние разработки шасси, которые он с неизменным успехом вот уже на протяжении нескольких лет делает лучшими в Формуле-1. Интересно, считает ли Ньюи себя лучшим конструктором? "Moжет быть", - отвечает он. Тогда зачем он уходит из команды, с которой разделил столько успеха? "Я получил огромное удовольствие за время работы в "Williams". Мой текущий контракт был подписан в мае 1995 года, и уже в то время у меня было много интересных приглашений от других команд. Но то, что предлагали из "Williams", было особенно привлекательным с личной стороны. Кроме того, не такой уж я и правильный, и иногда люблю поступать неординарно".
"Извещение из "Williams" и ссора с ними никак не связана с предложениями из других команд. Есть много факторов чисто между Вильямсом, Хедом и мной. Надеюсь, в чем-то мы разберемся и на этом закончим. Плюс моего отсутствия в команде заключается в том, что многие инженеры там получат хорошую возможность продвинуться вверх".
Возможно, что все сказанное окажется хорошо для кого-то из закулисья "Williams", но не хорошо для самой команды. Особенно, если Ньюи будет на стороне конкурента. На счет этого Ньюи, конечно, немногословен, но он согласен с двумя моментами: контракт с "Williams" длится до июля 1999 года, и основной целью полученного извещения является лишь предотвращение утечки секретной информации в другие команды.
Некоторые источники предполагают, что Ньюи близок к переходу в "McLaren" с двукратным увеличением гонорара. Он не отвергает того, что разговаривал с Роном Деннисом: "У меня и до этого были предложения от Рона. Раньше я имел честь видеть на своем столе приглашения сразу из нескольких команд и, в то же время, было приятно осознавать, что они были на втором плане. Не обязательно, но все же это льстит".
Если копнуть глубже карьеру Ньюи в "Williams", можно заметить: она не такая гладкая. В 1995 году Дэймон Хилл и Дэвид Култхард имели бесспорно лучшие машины, но все же не смогли остановить победное шествие Михаэля Шумахера и "Benetton" к чемпионским титулам. Естественно, Вильямс потребовал за зиму поднять планку надежности автомобилей.
"Машина 1996 года явилась эволюцией болида 1995 года, так что многое было уже знакомо, - поясняет Ньюи. - Наверное, одну вещь мы действительно изменили в 1996 году - усилили контроль качества, уделили всему больше внимания. Но, как мне кажется, надежность по-прежнему остается таким фактором, где удача играет не последнюю роль. Иногда бывает так, что за периодом плохой надежности идет хороший период, хотя абсолютно ничего не менялось". Несколько раз в 1995 году наряду с надежностью автомобилей под сомнение ставилась надежность пилотов. К Гран При Японии, где они оба сошли, Ньюи был сыт по горло. В тот день на пит-лейн в нем все бурлило и кипело.
Спросите его, как он ценит Деймона Хилла сейчас, и вы получите только похвалу: "Дэймон, как и Мэнселл, постоянно улучшается и прогрессирует. Некоторые пилоты сразу после своего прихода в команду начинают впечатлять своей ездой, но затем сталкиваются с проблемой ее улучшения. Другие (Дэймон и Найджел - хорошие тому примеры) приходят и просто с каждым днем идут вперед и вперед. Результаты Дэймона в 1996 году, за исключением одного-двух случаев, просто потрясают". Что же он думает по поводу сценария под названием "Хилл - Френтцен"? "Думаю, Хайнц-Харальд будет очень хорошо выступать. Очень жаль, и мне кажется, в целом так думают и в команде, что Дэймона уже не будет в следующем году. Но жизнь продолжается".
А какие планы у Ньюи на будущее? "Я нахожу свое дело чрезвычайно интересным, но в любом случае не хочу заниматься этим же, когда мне будет 50. Конечно не так, как я делаю это сейчас. По правде идет сильное давление и мне просто надоест! Нужно постоянно бросать себе вызов: либо выбрать другую улицу в Формуле-1, либо заняться чем-то совершенно другим. Но пока что я не хочу этого делать".
Как мы уже знаем, Эдриан Ньюи выбрал для себя новую улицу под названием "McLaren". И хотя в уже готовый болид команды он не вносил радикальных изменений, небольшие "мазки" мастера, нанесенные на кузов и шасси, значительно улучшили поведение машин на автодромах. Все чаще Мика Хаккинен и Дэвид Култхард оказывались на острие борьбы за самые высокие места.
Болид образца 1998 года - это уже творение непосредственно самого Ньюи, обреченное скорее на успех, чем наоборот. Не хочется быть пророком, но почему-то верится в существенный подъем команды в иерархии "большой четверки". У "McLaren" теперь есть все составляющие для чемпионства: прекрасные пилоты, мощный двигатель, могучий спонсор и замечательный конструктор.
Подготовили Александр БУСЛАЕВ, Олег НАРКЕВИЧ, "Мир Моторов". Статья опубликована 28 января 1998 года.