Каждый год к Гран При Испании, открывающему европейскую фазу сезона, команды Формулы 1 готовят значительные обновления своих машин, что может внести изменения в расстановку сил. Британский журналист Джеймс Аллен рассуждает о том, над чем работают участники чемпионата, и как могут развиваться события, начиная с гоночного уик-энда в Барселоне.
Отделы аэродинамики команд ведут постоянную работу по повышению эффективности шасси, стараясь постепенно повышать прижимную силу. Как показывает практика, за три недели интенсивных исследований в аэродинамической трубе и с применением технологий вычислительной гидродинамики (CFD) можно добиться улучшения результатов прохождения кругов примерно на 0,1 секунды. Разумеется, в том случае, если всё идёт нормально.
Если же та или иная команда избрала неверный путь, модернизируя машину, то в итоге, несмотря на затраченные усилия, время и средства, она неизбежно отстанет от соперников. Но техническим руководителям уровня Пэдди Лоу, работающего в Mercedes, или Джеймса Эллисона из Ferrari, за то и платят большие зарплаты, что они умеют правильно расставлять приоритеты и выбирать те направления развития, которые обещают максимально возможный эффект. В своё время этим же отличался Росс Браун.
С начала сезона прошло около восьми недель, поэтому можно предположить, что в Барселоне команды рассчитывают за счёт новинок аэродинамики повысить скорость машин примерно на 0,3 секунды. Кроме того, моторостроители также стремятся в какой-то мере усовершенствовать свои силовые установки, в том числе и за счёт использования условных баллов, лимитирующих возможные программы модернизации. В частности, над этим работает Renault Sport, чьи двигатели в этом году оказались довольно ненадёжными, что сказывается на результатах Red Bull Racing и Toro Rosso.
По слухам, в Mercedes, стараясь учесть уроки прошлого года, основное внимание в межсезонье уделяли повышению надёжности силовых установок, возможно, в ущерб эффективности, что позволило Ferrari вплотную приблизиться к лидерам и одержать победу в Малайзии. Интересно проследить за дальнейшим развитием событий: темпы прогресса чемпионской команды действительно замедлятся из-за этого несколько консервативного подхода, или она всё же не позволит соперникам отыграть отставание и выйти вперёд.
Кстати, в начале сезона мы уже видели, что все команды, использующие двигатели Mercedes, в какие-то моменты гонок вынуждены были сдерживать темп, тогда как Ferrari могла предельно агрессивно атаковать на протяжении всей дистанции. За кулисами в Mercedes идёт работа, направленная на изменение этой ситуации.
Одна из очевидных особенностей сезона в том, что тормозные системы машин работают практически на пределе возможностей, из-за чего некоторые команды, в том числе Mercedes и Red Bull Racing, уже столкнулись с определёнными сложностями. Инженеры стараются повысить эффективность охлаждения тормозов за счёт применения новых аэродинамических решений.
В своё время Питер Продрому и другие специалисты, работавшие в отделе аэродинамики Red Bull, довели почти до совершенства концепцию каскадного переднего крыла, состоящего из многих элементов. Аэродинамическая эффективность передней части современных машин Формулы 1 и так очень высока, но будет повышаться и дальше, так что в этой области можно ждать интересных новинок, тем более, действующий технический регламент вступил в силу менее полутора лет назад.
Однако добиться аналогичной эффективности от компонентов аэродинамики задней части машины пока не удаётся, поскольку диффузоры, взаимодействующие с выхлопными системами, попали под запрет, заднее крыло лишилось нижней плоскости, а его основной элемент уменьшился в размерах.
Ferrari удалось в значительной мере повысить прижимную силу по сравнению с предыдущим сезоном, но, конечно, в Маранелло не намерены на этом останавливаться. Скудерия пока уступает Mercedes в квалификациях, хотя в гонках демонстрирует хороший темп, а машина SF15 T позволяет беречь резину - в этом аспекте итальянская команда в каких-то ситуациях работает лучше своих соперников.
Williams тоже стремится добиться повышения прижимной силы, прежде всего, в задней части машины. От Ferrari она всё-таки отстаёт, но вполне уверенно опережает Red Bull и Lotus, так что пока её гонщики, в основном, борются друг с другом.
Force India с 2015 года работает в аэродинамической трубе Toyota в Кёльне, и первые результаты этого дорогостоящего проекта мы сможем увидеть в дни австрийского гоночного уик-энда. Впрочем, уже на протяжении нескольких сезонов эта команда выступает нестабильно: она может уверенно набирать очки в начале чемпионата, но сбавить обороты ближе к концу, или наоборот.
Sauber сделала заметный шаг вперёд, проведя несколько результативных гонок, чему способствовала более мощная силовая установка Ferrari, но вряд ли швейцарская команда удержится на 5-й строчке Кубка конструкторов под натиском Lotus и Toro Rosso. Да и McLaren-Honda будет постепенно набирать обороты, тогда как Sauber вряд ли по силам поддерживать высокие темпы модернизации в течение всего сезона.