Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Барселоне…
Нико Росбергу победа в Испании досталась без особых хлопот, но борьба за другие места на подиуме и остальные позиции получилась весьма напряженной, а в такой ситуации всегда возникают вопросы о том, могло ли всё сложиться иначе, если бы команды выбрали иную стратегию. Сегодня мы поговорим о влиянии стратегии на выступления Льюиса Хэмилтона, Себастьяна Феттеля, Валттери Боттаса и Кими Райкконена.
Ожидания перед гонкой
Во время длинных серий кругов в пятницу было видно, что разница между составами Medium и Hard возросла по сравнению с прошлым годом, а у некоторых команд возникли проблемы с более жесткой резиной – в итоге многие не исключали вариант с тремя пит-стопами.
По результатам моделирования гонки было видно, что вариант с тремя пит-стопами позволяет немного быстрее проехать дистанцию, но связан с риском застрять в трафике и необходимостью обгонять. С обгонами в Барселоне сложно – когда нет существенной разницы в скорости или состоянии шин, но для тех, кто выбрал три пит-стопа, ситуация несколько облегчалась – они могли активнее использовать потенциал резины.
Себастьян Феттель квалифицировался третьим, достаточно много уступив Mercedes – всех интересовало, насколько большой на этот раз будет разница в скорости в гонке.
Могли ли в Ferrari удержать Хэмилтона позади?
Как и в прошлом году, в Испании машины Mercedes имели серьёзное преимущество – в квалификации они выигрывали у Ferrari около 0.8 секунды и примерно столько же в гонке – в отличие от некоторых других трасс, где на дистанции разница между соперниками в воскресенье значительно сокращалась.
Это преимущество позволило Mercedes реализовать достаточно простую стратегию с Росбергом, но с Хэмилтоном получилось сложнее после того, как сначала он на старте уступил позицию Феттелю, а затем не смог опередить Себастьяна за счёт раннего пит-стопа из-за заминки во время смены шин.
В итоге, команде пришлось перевести Хэмилтона на стратегию трёх пит-стопов, чтобы обеспечить ему преимущество в скорости, позволяющее опередить Феттеля. Темп Хэмилтона на более жесткой резине оказался настолько высоким, что он смог создать отрыв, позволяющий отыграть позицию без реального обгона на трассе.
В первой части гонки, когда Хэмилтон и Феттель рассчитывали проехать дистанцию с двумя пит-стопами, Хэмилтон не раз говорил инженеру по радио, что он не может обогнать Себастьяна. В Mercedes попробовали обыграть Ferrari за счёт «подрезки» – более раннего пит-стопа на 13-м круге, поскольку в этот момент у них оставался выбор – перейти на три пит-стопа или остаться на двух, если Льюис окажется впереди.
После заминки на пит-стопе Хэмилтон вернулся на трассу позади Феттеля, сменившего резину на 14-м круге, немец ехал в своём темпе, а в Ferrari пытались понять – какую же стратегию выбрали в Mercedes для Хэмилтона. Оба гонщика получили свежие комплекты шин Medium, и не полностью использовали их потенциал – Феттель проезжал круги лишь на полсекунды быстрее, чем до пит-стопа на изношенной резине.
При этом Райкконен ехал в 21-й секунде позади Хэмилтона, а значит, если Льюис решился на три пит-стопа, он вернётся на трассу позади Кими, которого нужно будет быстро обогнать. Но Райкконен ехал на более жесткой резине, с которой у Ferrari возникли сложности в Барселоне – в итоге Хэмилтон провёл пит-стоп, получил комплект Hard и обогнал Райкконена, шины которого к тому моменту проехали на 15 кругов больше.
Мог ли Феттель провести второй пит-стоп раньше Хэмилтона и удержать его позади? Нет, тогда Феттелю тоже пришлось бы провести три пит-стопа, а в Mercedes ответили бы длинным вторым отрезком Хэмилтона – что им удалось сделать с Росбергом, проехавшим 30 кругов на втором отрезке. С преимуществом в скорости на более жесткой резине в конце гонки Хэмилтон переигрывал три пит-стопа Феттеля.
Преимущество в скорости позволяло Mercedes ответить на любые возможные действия Ferrari.
Есть ещё один вопрос – если бы на первом пит-стопе Хэмилтону удалась «подрезка» и он бы выехал из боксов впереди Феттеля, смог бы он побороться за победу с Росбергом?
Маловероятно. Выехав на второй отрезок со свежим комплектом более мягких шин – таких же, как у Нико, он уступал напарнику восемь секунд и не имел возможности изменить стратегию, поскольку оба гонщика Mercedes должны были бы проехать финальный отрезок на Hard. В прошлом году в Mercedes часто использовали разную стратегию для своих пилотов – один получал более жесткий состав на второй отрезок, другой – более мягкий, в итоге на последних кругах они могли бороться друг с другом.
Как в Williams вновь смогли разделить гонщиков Ferrari
Во второй гонке подряд Валттери Боттас разделил на финише двух гонщиков Ferrari, на этот раз сдержав Райкконена позади, как сдержал атаки Феттеля в Бахрейне. Это стало следствием смены стратегии – на первом отрезке инженер сообщил Валттери о «переходе на план С» – с запланированных трёх пит-стопов на два с заключительным отрезком на Hard.
У Williams были свои причины рассчитывать на стратегию трёх пит-стопов – на тренировках они были недовольны работой шин Hard и высоким износом на дистанции.
Почему они передумали? Потому, что боролись с Райкконеном, опередившим двух гонщиков Toro Rosso на старте, и к этому моменту уже имели некоторую информацию. Во-первых, они видели, что износ более жестких шин в гонке оказался не так велик. Во-вторых, гонщики Toro Rosso растянули пелотон и позади Боттаса не было реальных угроз, поэтому в Williams могли позволить себе риск.
«План В», вероятно, состоял в том, чтобы сделать то, что сделал Райкконен, поставив Hard на втором отрезке, растянув его больше, чем у Кими, а когда Райкконен атаковал бы на последнем отрезке с Medium, подключить к этой борьбе Массу, проехавшего дистанцию с тремя пит-стопами, чтобы он мог сдерживать Кими какое-то время до того момента, пока его шины не потеряют эффективность, и он не сможет атаковать Боттаса.
В Williams поступили верно, выбрав максимально агрессивный подход к борьбе с Ferrari, а соперники им помогли, оставив на машине Райкконена старый аэродинамический обвес, с которым машина была медленнее. В итоге, Кими стартовал позади Боттаса и гонщиков Toro Rosso, и хотя на старте смог подняться на пятую позицию, Williams удалось удержать его позади, благодаря оптимальной стратегии и уверенному пилотированию Валттери.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com