Авторитетный британский эксперт Марк Хьюз проанализировал проблемы с шинами, возникшие на трассе в Спа, и пришёл к любопытным выводам…
Формула 1 готовится к гонке в Монце на самой скоростной трассе чемпионата, однако до сих пор нет полного объяснения тем случаям разрушения резины, с которыми в Спа столкнулись Нико Росберг и Себастьян Феттель.
Вряд ли совпадение, что в обоих случаях проблемы возникали с правым задним колесом и проявлялись на одном и том же участке трассы. Колесо на Ferrari Феттеля взорвалось сразу после Eau Rouge, а на Mercedes Росберга продержалось до поворота Blanchimont, однако бортовая камера зафиксировала, что повреждение корда произошло через пару секунд после выхода из Eau Rouge.
Во-первых, это очевидное сходство указывает на внешний характер повреждения, а не на проблемы внутреннего характера. Второй фактор, который приводится в пользу этой же версии, заключается в том, что в Спа движение организовано по часовой стрелке – следовательно, максимальная нагрузка приходится на резину с левой стороны машины, а не с правой. Впрочем, так бывает не всегда.
Шинный инженер, пожелавший остаться неназванным, имеющий большой опыт работы в Спа и знающий особенности бельгийской трассы, сказал: «На самом деле, хотя трасса по ходу круга поворачивает направо, повороты, где нагрузки самые значительные – это Eau Rouge, Pouhon и Blanchimont. Всё это левые повороты, поэтому совокупные нагрузки, которые приходятся на шины на круге, примерно одинаковые слева и справа, а пиковые нагрузки справа даже выше. Вообще-то нет ничего необычного в том, что давление в шинах с правой стороны делалось немного выше, чем с левой – за годы работы я с подобным уже сталкивался».
Вернёмся к сходству двух случаев: оба произошли в связке Eau Rouge. В понедельник после гонки я отправился туда и вот что увидел.
На выходе из Eau Rouge находится поребрик, и почти все машины в этом месте всеми четырьмя колёсами оказывались за белой линией – на обочине, выкрашенной в красные и жёлтые цвета. И там в одной конкретной точке есть небольшая кромка – как раз в том месте поребрика, где обычно гонщик возвращается на трассу. На внешнем краю этой кромки видны следы резины. Может быть, эта шероховатость оказалась достаточной, чтобы повредить предельно нагруженную шину в тот момент, когда гонщик пересекал поребрик?
В подобной ситуации более изношенная шина сильнее подвержена такого рода повреждениям, чем проехавшая меньше кругов, поэтому уникальная тактика, избранная Феттелем, решившим проехать дистанцию с единственным пит-стопом, могла только усугубить ситуацию.
Хотя в случае с Росбергом всё было несколько иначе – его шина прошла только 11 кругов. И однозначно, что шина на Ferrari Феттеля по-прежнему нормально работала. Он показывал хорошие результаты прохождения кругов, заметного падения темпа не было.
Но если шины могут быть повреждены из-за столь незначительного «заусенца» на трассе, возникает вопрос: должна ли гоночная резина быть настолько нежной, чтобы взрываться из-за контактов с шероховатостями трассы?
Когда в дни Гран При США 2005 года проблемы возникли у Michelin, французские шинники провели анализ их причин и поняли, что не могут предложить быстрого решения, поэтому отказались от участия в гонке – тогда это оставалось единственным разумным решением. В итоге на трассе мы увидели только шесть машин…
Сейчас, когда Берни Экклстоун, занимаясь тендером на поставку резины на период после 2016 года, оценивает предложения Pirelli и Michelin, считает ли он ту историю десятилетней давности аргументом против французской компании? Может быть, он полагает, что тогда она должна была следовать принципу show must go on (шоу должно продолжаться)?
Если бы после взрыва шины на Mercedes Росберга в Pirelli решили перестраховаться, как Michelin в 2005-м, Гран При Бельгии не состоялся бы. Для Берни это было бы равносильно катастрофе. Итальянцы, похоже, готовы в большей степени следовать его пожеланиям, чем в своё время Michelin…
Поэтому выбор поставщика резины не должен быть его единоличным решением. Он не сможет объективно оценить ситуацию. Тут есть коммерческие и технические факторы, а также соображения безопасности. Два последних не должны ставиться в зависимость от первого.
Если бы позиции Ассоциации гонщиков Формулы 1 (GPDA) были бы сильнее, она могла бы угрожать отказом от участия в гонке, пока бы не прозвучали удовлетворительные объяснения причин случившегося в Спа, и пока не были бы предложены меры, препятствующие их повторению. Но это вряд ли возможно, поскольку у гонщиков есть свои коммерческие обязательства. В любом случае, в Монце нас ждут весьма интересные дни.