На этой неделе Force India и Sauber подали жалобу в антимонопольный комитет Еврокомиссии, которому предстоит провести предварительное расследование и решить, надо ли заводить дело на FIA, FOM и владельца коммерческих прав в связи с несправедливым распределением призовых и неэффективной структурой управления чемпионатом. Руководитель и совладелец Force India Виджей Малья прокомментировал ситуацию.
Виджей Малья: «Крупные команды хотят, чтобы всё было так, как нужно им. Это один из тех споров, которые в Формуле 1 идут постоянно. Хотя Force India входит в Стратегическую группу, главными в ней остаются крупные команды, а результаты оставляют желать лучшего. Чтобы спорт оставался жизнеспособным, нельзя, чтобы в нём участвовали только крупные команды. Владелец коммерческих прав и FIA должны понять, что участие в Формуле 1 должно быть экономически оправданным для всех, а не только для пяти крупных команд».
Однако в последнее время всё чаще слышны угрозы Red Bull покинуть чемпионат, следовательно, Формула 1 может лишиться двух команд, и для того, чтобы заполнить стартовую решетку, в следующем году придется вернуться к идее клиентских машин.
«Мы категорически против клиентских машин, – продолжил Виджей Малья. – Так было и будет всегда. Эта концепция не работает. С этим связано много сложностей в области логистики. Предположим, у меня клиентская команда по отношению, например, к Mercedes. Есть ли у меня гарантии, что в каждой гонке мне будут поставлять те же новинки, что и двум основным машинам? Это невозможно, а в этом случае я всегда буду в невыгодном положении.
Кроме того, есть предложение выставлять по три машины на старт. Кто хочет это увидеть? Посмотрите на модель этого сезона: если на подиум будут подниматься три гонщика Mercedes, пойдет ли это на пользу спорту? Нам нужно больше острой борьбы на трассе, мы хотим, чтобы машины стали более конкурентоспособными.
Инженеры больше не могут общаться с гонщиками по радио или помогать им – это было сделано для того, чтобы спорт стал интереснее. Мы хотим уменьшить уровень прижимной силы и усложнить жизнь гонщикам, добавляя, таким образом, фактор непредсказуемости.
Напротив, если заявить на старт по три машины от каждой крупной команды, это уничтожит спорт. Нельзя, чтобы в чемпионате боролись три крупные команды и поставляли по три или четыре машины остальным. Это не сработает».
Будучи членом Стратегической группы, Force India участвует в обсуждении регламента на 2017 год. Несмотря на ограниченные ресурсы, команда готова к многочисленным переменам, которые ожидают Формулу 1 через год.
«Я не вижу проблем в связи с регулярным изменением правил, – пояснил Малья. – Это позволяет небольшим командам время от времени сокращать отставание, быть более конкурентоспособными, поскольку небольшие команды – важная часть ДНК Формулы 1. Возьмём, например, Williams. Это небольшая команда с богатой историей, и хотя у неё ограниченный бюджет, она всем нравится. Посмотрите на Force India. Бюджет моей команды составляет примерно половину от бюджета крупных команд, но нам удается навязать им борьбу.
В то же время, когда мы говорим о новых правилах в 2017-м, нам нужен баланс. Много внимания уделяется тому, как сделать спорт интереснее. Машины должны стать шире, быстрее, интереснее и агрессивнее на вид. За всё придётся платить определённую цену, но мы готовы на это пойти, если она окажется приемлемой.
Это может быть сделано двумя способами. Во-первых, нужна более широкая стандартизация компонентов – это поможет снизить расходы. Кроме того, рассматриваются и другие меры по сокращению расходов, в частности, сокращение времени работы в аэродинамических трубах. Во-вторых, сегодня действует совершенно неравномерная схема распределения доходов. Это надо исправить, чтобы независимые команды смогли тоже участвовать в чемпионате и бороться за позиции.
Мне кажется, владелец коммерческих прав загнал спорт в угол, когда захотел провести IPO. Ему надо было получить подтверждение топ-команд об участии в чемпионате до 2020 года и больше им заплатить – в итоге мы получили подобную ситуацию. Как отметил Берни Экклстоун, чтобы иначе распределять доходы, эти контракты надо расторгнуть. Но это может произойти только с согласия крупных команд.
Грустно, что они отстаивают только свои эгоистичные интересы. Все это признают. Берни тоже признал, что существует дисбаланс в распределении доходов. Эта проблема активно обсуждается, но мы не знаем, сколько времени потребуется на её решение.
В конечном счете, чемпионат мира проходит под эгидой FIA, значит, федерация должна противостоять эгоистичным интересам. Крупные команды не представлены в руководстве FIA, и никто из них не участвует во Всемирном совете по автоспорту. В FIA должны написать правила и сказать: "Вот регламент, и вы должны его соблюдать". Федерация должна заставить команды выполнять правила».
На пресс-конференции в дни Гран При Великобритании Виджей Малья заявил, что Берни Экклстоуну надо принять меры, чтобы Формула 1 стала более привлекательной, и он по-прежнему придерживается этого мнения.
«На той пресс-конференции я вспомнил слова Берни, как-то сказавшего, что в спорте много негатива, а я тогда только отреагировал на эту реплику, – пояснил индийский миллионер. – Стратегическая группа решает, какими станут правила, и в конечном счёте именно её позиция является определяющей. Но дисбаланс существует, поскольку при подобной схеме команда уровня Force India не имеет возможности высказаться. Здесь доминируют крупные команды. И если у Берни останется ощущение, что в спорте много негатива, он должен что-то с этим сделать. Только у него есть на это власть. Он главный».
Предварительная версия календаря на следующий год включает 21 Гран При, при этом появляются новые этапы, в частности в Баку, однако Формула 1 не собирается возвращаться на трассы, где интерес к автоспорту только начал развиваться, например, на индийский автодром Buddh International Circuit.
«Мне очень жаль, что больше нет Гран При Индии, – добавил руководитель Force India. – В следующем году мы отправимся в Баку, столицу Азербайджана. Я даже не знал, где этот город находится на карте. Любопытно, у кого из моих спонсоров есть интерес к этому рынку, но я также пытаюсь выяснить, есть ли среди спонсоров Force India те, кто не был бы заинтересован в индийском рынке.
Если думать о будущем, то Индию никогда нельзя игнорировать, и я настойчиво просил Экклстоуна вернуться в Нью-Дели. Будучи членом индийского парламента, я сделаю всё возможное, чтобы в нужный момент всё упростить, но трасса принадлежит не мне, и сейчас я не так много могу сделать».