Несколько лет назад известный британский журналист Питер Уиндзор принял предложение Кена Андерсона, создателя проекта US F1, и занял пост спортивного директора команды, которая так и не смогла дебютировать в Формуле 1. По просьбе F1News.Ru он проанализировал, чем отличается та неудачная история от другого американского проекта, который сейчас реализует Джин Хаас.
Питер Уиндзор: «У команды Haas F1 неплохие шансы на успех. Джин Хаас знает, как создавать гоночную команду, он прошёл этот путь в NASCAR, где много лет выступает его команда, выигрывая гонки и чемпионаты. Так что его проект в Формуле 1 начинается блестяще.
Я наблюдаю за ситуацией со стороны, и с моей точки зрения, в конечном итоге всё будет зависеть от денег, как и в случае со всеми командами Формулы 1, и от того, на что и как эти деньги будут тратиться. Хотя Джин Хаас добился серьёзных успехов в станкостроительном бизнесе, и лично у него очень приличное состояние, я буду удивлён, если он готов рисковать более значительными средствами, чем он рискует в NASCAR, где на свою команду он тратит порядка $40 млн. в год.
Как мы знаем, чтобы создать новую команду Формулы 1, нужно инвестировать 200 если не 300 млн. долларов, а затем тратить ещё 200 млн. каждый год, чтобы она нормально работала. Думаю, успех Haas F1 зависит от того, смогут ли они добиться масштабной поддержки со стороны концерна Fiat и его североамериканского подразделения, компании Chrysler, благодаря связям, которые у Джина Хааса уже установлены с Ferrari. Подчёркиваю, это моя точка зрения.
У меня возникает один вопрос: если такая финансовая поддержка будет предоставлена Haas F1, а для любой американской компании это очень большие деньги, даже если эта компания входит в концерн Fiat и хотя бы частично ему принадлежит, то как к этому отнесутся в Ferrari, которой руководит Маурицио Арривабене? Вполне очевидно, что он бы предпочёл, чтобы эти деньги получила Скудерия, а не команда Джина Хааса.
Буду удивлён, если в Маранелло допустят, чтобы $250-300 млн. от Fiat-Chrysler достались американской команде. Сейчас всем нужны деньги. Но если Хаас действительно получит финансирование, он добьётся успеха. Если же не получит, его команда всё равно будет выступать в Формуле 1, но тогда ситуация для него явно осложнится. Тогда, вероятно, в напарники Роману Грожану ему придётся искать гонщика, располагающего хорошим спонсорским бюджетом. Видимо, это будет Эстебан Гутьеррес, ведь Грожану он платит. В этой ситуации ему останется надеяться на поддержку американского бизнеса.
Но проблема в том, что американский бизнес больше ориентирован на серию NASCAR, с организаторами которой вы можете подписать отличный спонсорский контракт, который обойдётся вам по цене логотипа на торцевой пластине переднего крыла машины Формулы 1. Так что заручиться финансовой поддержкой для Haas F1 будет непросто, несмотря на то, что это американская команда.
Полагаю, ситуация с Haas F1 принципиально отличается от той, когда Кен Андерсон сделал попытку прийти в Формулу 1 со своим проектом US F1. Я тогда поверил в его инженерный талант. В чемпионате была вакансия, поскольку Дэвид Ричардс отказался воспользоваться своим правом выставить на старт свою команду. И в то время нам представлялось, что можно было сократить расходы на 50% по сравнению с традиционными командами Формулы 1, если бы мы смогли организовать производство машины в Северной Америке. Думаю, тогда наши расчёты были правильными, хотя сейчас ситуация уже изменилась, поскольку изменился технический регламент, а стоимость двигателей столь сильно выросла. Но тогда, в 2009 году, такой подход был вполне оправдан.
Причина, по которой проект не удалось реализовать, заключалась в следующем. После того, как мы составили бюджет команды и заручились поддержкой определённых людей, FIA полностью поменяла правила игры, что не позволило нам приступить к работе по созданию машины раньше сентября, хотя уже в следующем году мы должны были выйти на старт. Ситуация становилась абсурдной, мы оказались в полном цейтноте.
Мы не могли подписать Договор согласия до сентября 2009 года, а уже к февралю 2010-го мы должны были построить базу и представить готовую машину, полностью прошедшую краш-тесты! Мы собирались создавать её полностью самостоятельно, в отличие от других новых команд, которые полагали, что смогут выступать в Формуле 1, располагая бюджетом примерно в $30 млн., и при этом базируясь в Европе. Как мы увидели, это оказалось невозможно. Причём, все эти команды либо использовали уже существовавшие разработки, например, проект Dallara, либо, действовали как Virgin, сотрудничавшая с Ником Уиртом, у которого был доступ к спортивным программам Honda, поэтому он без особых сложностей мог построить некое шасси. Компания Майка Гаскойна поступила примерно так же.
Но мы хотели всё создавать с нуля – это была наша принципиальная позиция. Мы хотели создать американскую команду, используя американских специалистов и построив базу в США. И вот, оказавшись в жутком цейтноте, мы, разумеется, попросили в виде исключения отсрочить наш дебют в чемпионате на год, чтобы US F1 вышла на старт в 2011-м. Но нам ответили отказом. Как нам объяснили, если мы не воспользуемся своей лицензией, то потеряем её, потому что в очереди якобы уже стояли семь или восемь других команд, которые тоже хотели попасть в Ф1.
Надо заметить, что когда за полтора года до этого мы приняли решение прийти в чемпионат, о других командах вообще ничего не было слышно. Так что принципиальное отличие нашего положения от нынешней ситуации Джина Хааса заключается в том, что у нас было лишь три месяца на создание команды и постройку машины, а у него – 18 месяцев если не два года. Уже поэтому у него намного больше возможностей продвигаться вперёд, чем у US F1. Так что я желаю ему успехов, и посмотрим, как будут развиваться события.
Но я удивлён, что Роман Грожан принял предложение Haas F1, когда Renault готовится приобрести Lotus. Лучший французский гонщик выбрал странный момент для ухода из этой команды ради того, чтобы отправиться в Америку! Но это его выбор, которого я совершенно не понимаю. Разумеется, сейчас он улыбается, ведь надо думать, что его банковский счёт должен существенно пополниться – вряд ли это происходило в последние три-четыре года. Но вскоре он улыбаться перестанет.
Лично я не сомневаюсь, что Lotus при финансовой поддержке Renault и с такими опытными специалистами, как Ник Честер, Алан Пермейн и другими сможет построить неплохую гоночную машину, независимо от того, какие двигатели будут использоваться – Renault или Mercedes, как в этом году.
Вероятно, Роман думает, что сможет воспользоваться связями Haas и Ferrari, но он должен быть реалистом: в Маранелло не сразу продлили контракт с Кими Райкконеном, и если бы их действительно интересовал Грожан, они бы пригласили его сейчас, и он бы сел за руль Ferrari уже в 2016-м. Но они этого не сделали, они ему даже ни разу не позвонили. Так что я не понимаю, каким образом ситуация может измениться, если он будет выступать за команду Джина Хааса. Тем более, в Ferrari уже работает другой французский гонщик, Жан-Эрик Вернь…»